Традиции социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

В эволюции представлений об обществе можно выделить три периода: донаучный, классический и современный. Донаучный период развития социологии - самый значительный по времени: III тысячелетие до н. э. - XVIII в. н. э.
Второй период называется марксизмом. Расцвет приходится на середину ХIХ столетия. В марксизме немецкая идеалистическая философия органично соединилась с французским утопическим социализмом и английской политической экономией.

Содержание работы

Введение.
1.Традиции классической социологии в их противоречивом развитии.
1.1Социология, как наука.
1.2Теория Дарвина.
1.3Направления классической социологии.
1.4Представители классической социологии.
1.5Социологический метод.
2.Социология в системе современных общественных инструментов.
2.1Значение социологии.
2.2Опрос.
2.3Функции социологии.
3.Перспективы социологии. Теоретические и методологические затруднения.
3.1Факторы социологии.
3.2Теория и информация.
3.3Причины и следствия.
Заключение.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Также Э. Дюркгейм много  внимания уделял изучению форм и видов  поведения людей в моменты  общественной дезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином "аномия" (безнормативность). Аномия свидетельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, не способными понять, что есть "хорошо", а что есть "плохо". Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Дюркгейма  стало основой многих современных  социологических теорий и структурно-функционального  анализа. Всё это выразилось у  Дюркгейма в понятии "социологизм". Центральной же социологической идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где источником социальной солидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностью его к одному из двух типов общества - традиционному или современному.

«Понимающая социология» - Макс Вебер

Макс Вебер (1864 – 1920) –  немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно  смело назвать Леонардо да Винчи  социологии. Его базисные теории сегодня  составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.

Он разработал: основы социологии религии; экономической  социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности4.

Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

Сам М. Вебер создал много  научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические понятия».

Развитие социологических  представлений об обществе все время  шло по нарастающей – от Платона  и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогащались. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.

1.5 Социологический метод.

Социология во второй половине прошлого века была, в сущности, довольно молодой наукой. И с самого начала господствующие позиции в  новой науке приобрел социологический  метод, предложенный О.Контом – позитивизм. Однако, по мере развития социологии, все большее число исследователей задумывались о правомерности использования именно этого метода исследований. Так, немецкий историк культуры и социальный философ В. Дильтей утверждал, что в социальных дисциплинах способы познания должны отличаться от тех, что сложились в естественнонаучных. Дело в том, что общество состоит из индивидов, наделенных сознанием, и само оно - человеческое порождение. Если естественные науки имеют дело с внешним опытом и прибегают главным образом к объяснению наблюдаемых явлений, то науки, изучающие общество, состоящее из людей, должны учитывать понимание чувств, мотивов, интересов этих людей.

Эти идеи оказали серьезное  влияние на М. Вебера в его размышлениях о научном методе, который должен применяться в науке о человеческом обществе. И он, в конечном счете, пришел к выводу, что социальные науки в этом смысле должны глубоко отличаться от естественных наук (хотя и имеют с ними общее рациональное начало). Одной из важнейших отличительных черт науки о человеческом обществе должно быть понимание. Вебер исходит из того, что социология должна познавать те значения, которые люди придают своим действиям. Для этого и вводится термин Verstehen, который дословно переводится с немецкого как "понимание" и приобретает в социологическом методе Вебера довольно автономное значение.

Суть использования Verstehen состоит в том, чтобы поставить  себя в положение других людей  для того, чтобы увидеть, какое  именно значение они придают своим  действиям или каким целям, по своему убеждению, служат. Если социологи намерены, например, проанализировать социальные причины, по которым люди размахивают руками, они должны иметь какие-то основания для того, чтобы решить, что именно является побудительными мотивами взмахов чьей-то руки вверх и вниз (вправо-влево), и почему другие так не поступают в аналогичной ситуации. Если вы оказываетесь неспособны к исследованию такого рода значений, это может стать источником серьезных заблуждений, когда какие-то группы действий будут отнесены к одной и той же категории, в то время как в действительности они принадлежат к различным категориям. Исследование значений человеческих поступков - это в какой-то степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей.

В качестве одного из важных исследовательских инструментов в своем социальном анализе Вебер использует понятие идеального типа. Идеальный тип - это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя - в качестве теоретической схемы изучаемого явления - и выступает как своеобразный "эталон", сравнивая с которым интересующий нас объект, мы можем судить о мере удаления или, наоборот, приближения к нему исследуемой эмпирической реальности. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент.

Вебер предполагал, что  социологи отбирают в качестве характеристик  идеального типа определенные аспекты поведения или институтов, которые доступны для наблюдения в реальном мире, и преувеличивают их до форм логически понятной интеллектуальной конструкции. Поэтому идеальные типы представляют собой, скорее, гипотетические конструкции, формируемые из реальных явлений, и имеющие объяснительную ценность. "Идеальный" здесь означает, скорее, "чистый" или "абстрактный", нежели нормативно желательный.

Социология - наука сравнительно молодая. Считается, что в своей  современной форме она появилась в XIX веке, хотя социологический взгляд на вещи был знаком уже древним, и отдельные знания и методы анализа, которые могут быть названы социологическими, мы находим в сочинениях античных мыслителей, начиная с Платона и Аристотеля и даже раньше.

 

  1. Социология в системе современных общественных инструментов.

2.1 Значение социологии.

Общественное значение и престиж социологии резко возрастают в XX веке и особенно - на Западе после  второй мировой войны. Это объясняется  тем, что потребность современных  обществ в социологии напрямую связана со степенью их демократизации. Процветание современных динамичных сообществ во многом зависит от их прозрачности для самих себя (полноты общественной информации) и от эффективности управления, невозможной без знания реального положения дел в обществе и понимания идущих в нем процессов. Не менее важно для современных массовых обществ наличие развитого критического мышления, способного разоблачать опасные социальные мифы и затруднять манипулирование массовым сознанием. Отсюда - все возрастающая потребность современного мира в социологическом знании и в вырабатываемых социологией подходах к анализу социальной реальности, противостоящих как грубым идеологическим построениям, так и утопическим фантазиям. Социолог - это, прежде всего, эксперт. Он изучает конкретные социальные проблемы и ситуации; он вырабатывает общее видение и оценку идущих в обществе процессов; он предлагает рекомендации по повышению эффективности управления в различных сферах общественной жизни и способы борьбы со злоупотреблениями властью - политической, экономической, информационной и др. Своим советом профессионала социолог стремится участвовать в принятии решений, важных для жизни общества. В этом он наследует свою "миссию" у философов, поэтов и политических мыслителей прошлого, которые нередко стремились играть роль "советника государя" (вспомним хрестоматийные примеры - Платон в Сиракузах, Макиавелли во Флоренции...)

2.2 Опрос.

Социологию иногда отождествляют  с опросами общественного мнения. Такое отождествление неверно. Опрос - всего лишь один из прикладных инструментов социолога, а общественное мнение - только один из объектов его интереса. Существует множество аспектов социальной реальности, которые не поддаются изучению с помощью опросов. Люди не всегда говорят то, что они действительно думают, и не всегда думают то, что говорят. Люди не всегда могут адекватно выразить свои предпочтения. Люди не всегда реально действуют в соответствии с тем, что говорят, и далеко не всегда адекватно понимают самих себя. Опрос дает людям возможность ответить только на те вопросы, которые им задают, и эти вопросы далеко не всегда совпадают с теми, которые для людей действительно важны. Опросы обычно служат конкретным прикладным целям и не пытаются решить проблему связи между ответами людей и их действиями, проанализировать тип их мышления и мотивы или причины их социального поведения, предсказать направление возможного развития общества в долгосрочной перспективе.

2.3 Функции социологии.

Основная функция современной социологии - экспертная. Результаты, получаемые социологом, можно использовать как инструмент для повышения эффективности экономики в масштабах как всей страны, так и отдельных регионов, для улучшения управления предприятиями и их персоналом, для повышения эффективности социальной политики в мегаполисах, для решения проблем неравенства, бедности, для разрешения этнических и религиозных конфликтов... В то же время, социологическое знание таит в себе определенные опасности. Социологическая экспертиза является сегодня мощным оружием, которое, оказавшись в тех или иных руках, может быть направлено в любую сторону и использовано для совершенно разных целей. С его помощью можно выигрывать или проигрывать выборы, поддерживать или, наоборот, подавлять свободу, предсказывать успех или неуспех реформ, поднимать эффективность предприятия за счет соперников по конкурентной борьбе, манипулировать общественным мнением или, наоборот, разоблачать и пресекать такие манипуляции. Важно поэтому, в каких руках это оружие находится.

Практический характер социологического знания сочетается с  его эвристичностью (способностью объяснять  и предсказывать закономерности, регулирующие жизнь сообществ). Социология поэтому нередко указывает другим наукам на границы их возможностей, призывая их вернуться к реальности и умерить свои неоправданные амбиции. Эта ее способность связана с тем, что она, как было сказано, смотрит на конкретных живых людей из плоти и крови, живущих в конкретных сообществах, а не абстрактных и бесплотных Робинзонов, изобретенных теоретиками в тиши кабинетов. Социология, может, например, объяснить, почему в определенных ситуациях люди не хотят (или не могут, или не считают нужным) вести себя как "хомо экономикус" и преследовать свою "экономическую выгоду", в результате чего экономика, несмотря на то, что ее пытаются организовать на основе добротных экономичных теорий, все равно "не работает", отказываясь соответствовать скрупулезным расчетам профессионалов-экономистов (как это было в период неудачных экономических реформ в России в начале 1990-х годов).

И, наконец, еще одна функция  социологии - последняя по счету, но далеко не последняя по важности. Социология в современном мире является своего рода самосознанием сообществ, она говорит нам, кто мы такие и что мы как общность собой представляем. Но при этом она - не просто нейтральное зеркало; она оказывает на человека формирующее воздействие и влияет на его практические действия. "Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям", - гласит известная социологическая теорема, сформулированная американским социологом У. Томасом. Социология создает образы и концепты, влияющие на наше представление о том, какова реальность ситуаций, в которых мы уже находимся или можем оказаться в будущем. Социология поэтому в определенном смысле формирует будущее, влияя на образ мыслей людей и их представление о самих себе, на стиль их жизни, на их потребности, на весь спектр их действительных или возможных действий.

Для России социолог - профессия  достаточно новая. Тем не менее, и  в России социологическая экспертиза постепенно становится неотъемлемой частью таких сфер деятельности, как принятие государственных решений, законодательный процесс, организация науки и образования, управление организациями, журналистика, реклама, избирательные кампании, общественная и правозащитная деятельность и т.д.

 

  1. Перспективы социологии. Теоретические и методологические затруднения.

3.1 Факторы социологии.

Начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки.

Но при этом не надо забывать, что в обществе, где  много традиционности и где долго  инициатива была под запретом, изменения  происходят трудно и для этого  необходимо длительное время.

Критерием признания, самоутверждения  и самоопределения любой науки, в том числе и социологии, выступает  как формирование своего особого  отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, так и разработка своего собственного категориального аппарата, чем в настоящее время Казахстанские социологи начали активно заниматься.

Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия – эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.

Информация о работе Традиции социологии