Типы научности в социологии. Структура социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение типов научности в социологии, структуры социологического знания.
Определяя задачи, можно выделить следующие:
Рассмотреть типы научности в социологии.
Проанализировать иерархию социологического знания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...2
1. Типы научности в социологии. Структура социологического знания
1.1 Типы научности в социологии……………………………………….....3
1.2 Иерархия социологического знания……………………………………9
1.3 Теоретическое знание…………………………………………………..14
2.Функции социологии……………………………………………………..17
3. Этапы институционализации социологии……………………………...19
Заключение……………………………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………………....22

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 49.59 Кб (Скачать файл)

У научной теории две важнейшие функции - объяснять устройство реального мира и предсказывать будущие события. Объяснение - это знание связи абстрактных объектов модели, а предсказание - связи u реальных объектов в окружающем мире. Объяснение надо отличать от описания и интерпретации. Объяснение происходит при помощи построения причинно-следственных (каузальных) моделей, которые получают теоретическое доказательство и эмпирическое подтверждение. Считается, что в физике с этим обстоит все нормально, но в социологии строгие каузальные модели построить невозможно. Здесь преобладают описательные схемы, а вместо логического доказательства используется очень похожий на него прием - интерпретация. Интерпретации представляют специфический класс обобщений, встречающихся только в социальных науках.

Философское знание сформировалось в социологии раньше, а конкретно-научное - позже. В этом смысле научная картина мира исторически и логически предшествовала созданию общей теории и тем более частной. Философские основания социологии заложены еще Аристотелем и Платоном, а в середине XIX в. продолжены О. Контом. Общая теория сформировалась усилиями М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и Ф. Тенниса не ранее конца XIX - начала XX вв. А частные социологические теории появились главным образом во второй половине XX в. Они - плод зрелой науки.

У картины мира и общесоциологической теории много общего. И в том, и в другом случаях фиксируется знание о наиболее существенных чертах социального бытия человека и фундаментальных закономерностях развития общества. Но в картине мира фундаментальное знание фиксируется в недифференцированном, неупорядоченном в строгую систему, иначе говоря, в неявном виде, а в общей теории заключено явное (текстуальное) знание. Не будучи жестко заданной системой правил, фундаментальное знание допускает различные способы конкретизации исходных принципов. Поэтому находящиеся ниже его уровнем и подчиняющиеся ему частно теоретические модели могут строиться как ветвящиеся системы, или соперничающие концепции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Функции социологии

 

Функции каждой науки выражают многообразие её взаимодействия с общественной практикой. В степени развитости функций отражаются потребности общества в данной науке.

Поскольку в последние годы деление современной науки на фундаментальную и прикладную части признано некорректным, т.к. каждая из них вносит определённый вклад в решение и научных и практических задач, аналогично выглядит устаревшим и деление функций на фундаментальные и прикладные.

К основным функциям социологии принято относить:

познавательную;

прогностическую;

социального проектирования;

организационно-технологическую;

управленческую;

инструментальную.

Познавательная функция присуща любой науке. Для социологии это - познание социального. В самом широком смысле социальное можно определить как имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) качество, отражающее процесс и результат человеческого взаимодействия. Теоретический и эмпирический анализ социальных фактов является познавательной функцией социологии. Она может выступать в дескриптивной (описательном) идиагностической формах.

Ещё одним направлением реализации познавательной функции является разработка методологии, методики и техники социологических исследований. От того, насколько адекватны изучаемым социальным процессам и явлениям будут теория, способы и приёмы изучения, зависит достоверность научного знания. Следующая функция - прогностическая - также тесно связана с познавательной функцией, предоставляющей материал о состоянии и тенденциях изменения социальной реальности.

Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества или социальных институтов в создании условий для сознательной выработки и осуществления научно обоснованных решений общественного развития.

Принято выделять два типа социальных прогнозов, в которых присутствует разное соотношение прогностического компонента и целеполагания.

В поисковом прогнозе описывается возможное будущее состояние объекта с учётом управляющих воздействий, в нормативном рассматриваются желаемое состояние объекта, пути и средства его достижения, необходимые управляющие воздействия.

Функция социального проектирования реализуется путём научно обоснованного конструирования системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего, обеспечивающей оптимальное сочетание экономической эффективности, социальной интеграции и условий социального развития.

Организационно-технологическая функция тесно связана с предыдущей и обеспечивает практические средства и действия, необходимые для реализации социальных проектов. Её продуктом являются социальные технологии.

Под управленческой функцией социологии следует понимать приложение социологических знаний, методик и способов анализа ситуации в управлении. Одним направлением её реализации является проведение исследований специалистами-социологами с представлением результатов и рекомендаций лицам, принимающим решения; вторым - использование социологических знаний и умений самими управленцами в своей повседневной деятельности.

Многие специалисты, не без серьёзных оснований, вообще считают деятельность любого современного руководителя "социологической практикой", а самого управленца - "социологом-практиком".

Теоретически это абсолютно верно, однако в отечественной действительности - далеко не так. Большинство наших руководителей любого ранга имеют отдалённое представление о социологии. Предпосылкой успешной реализации этого направления приложения социологии к практике является повышение уровня социологической подготовки менеджеров разного уровня.

Самостоятельной функцией социологии как отдельной науки является инструментальная функция - выработка собственно социологических методов познания, анализа и преобразования социальной реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этапы институционализации социологии

 

Науку социологию вполне корректно можно рассматривать как частный социальный институт. В настоящее время к ней применимо основное определение социального института: совокупность упорядоченных взаимосвязанных социальных статусов и ролей, направленная на выполнение каких-либо функций, обеспечивающих потребности общества в определённой сфере жизнедеятельности. В нашем случае можно выделить три аспекта.

Первое. Социология. - это отдельная самостоятельная наука, входящая составной частью в один из основных социальных институтов общества - науку.

Второе. Вся наука в целом обеспечивает потребности общества в познании, а социология обеспечивает общественную потребность в познании социальной реальности.

Третье. Функционирование и развитие социологии обеспечивается совокупностью определённых упорядоченных взаимосвязанных статусов и ролей, направленных на изучение социальной реальности. Если брать формальную сторону, то это статусы и роли профессиональных учёных, исследователей, преподавателей и вспомогательного персонала, обеспечивающих теоретические и эмпирические исследования и передачу социологических знаний последующим поколениям. В мире и в нашей стране существуют научные социологические журналы и издания, сеть социологических учебных заведений, институтов и центров.

Помимо формальной, как правило, документированной структуры социальных позиций и статусов, существует и неформальная. Примером её могут быть неформальные объединения социологов, зачастую даже разных стран, получившие название "невидимые колледжи" - по отдельным проблемам, интересам в профессиональной сфере. Подобное положение складывалось и формировалось в течение более чем полутораста лет.

В этом процессе можно выделить следующие основные этапы институционализации социологии.

1. Наука была бы невозможна  без появления самого названия  и определения её предметной  области, поэтому одним из первых  этапов можно считать 1830-е г. г. XIX столетия, когда О. Конт ввёл  название "социология" и определил  первоначальный предмет.

2. Дальнейшее развитие  новой науки невозможно без  выработки более или менее  точно определённых понятий и  терминов, свойственных именно ей, - выработки общего словаря. Также  невозможно развитие без устойчивых  коммуникаций между потенциальными  и реальными исследователями  данной области научного знания, на первых порах - на неформальной  основе - в виде переписки, научных  семинаров и др.

Таким образом складывается устойчивый круг специалистов и контактов между ними.

3. Важным шагом в институционализации  явилось позиционирование учеными  себя "социологами" и предъявление  обществу в этом качестве - так  закладывались контуры будущих  социальных позиций специалистов.

Новая дисциплина под разными названиями проникает в лекционные курсы высших учебных заведений и постепенно обретает статус полноценной академической науки.

4. Решающий вклад в  институционализацию социологии  принадлежит Э. Дюркгейму - основателю  первой в мире кафедры социологии  в Сорбонне и первого периодического  издания - "Социологического ежегодника".

Аналогичные шаги были предприняты в США: в 1892 году основана первая кафедра социологии в Колумбийском университете, а в 1895 - "Американский журнал социологии", издающийся до сих пор.

5. Заключительным этапом  институционализации можно считать  включение социологических специальностей  в государственные реестры и  стандарты экономически высокоразвитых  стран, официально закрепившие профессиональные  требования к подготовке и  квалификации специалистов-социологов. Таким образом было закончено  оформление их социальных позиций  в социальной структуре общества.

В 60-е годы ХХ века в США резко возросли государственные дотации, что обеспечило бурное развитие академической социологии во всех регионах. Численность американских социологов превышала количество социологов во всех остальных странах мира. Сегодня в США издаётся свыше тридцати журналов социологической направленности и работают более 20 тысяч профессионалов социологии.

В нашей стране процесс был более сложным. После активного начального этапа в конце XIX - начале XX века развитие социологии было остановлено. Только в 60-е годы двадцатого столетия стала возрождаться эмпирическая социология, в МГУ открылась кафедра методики конкретных социальных исследований (1968). Лишь в 1974 году появился профессиональный журнал "Социологические Социологические исследования", а в конце 80-х гг. в государственный Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) введена должность - социолог.

После открытия в 1989 году социологического факультета МГУ - первого в СССР - в стране получили социологическое образование около 20 тыс. выпускников, хотя из этого не следует, что все они работают профессиональными социологами.

В целом можно сказать, что институционализация социологии в нашей стране прошла те же этапы, что и в других странах, но с отставанием от практики высокоразвитых индустриальных стран почти на сто лет.

 

 

 

Заключение

Таким образом, в настоящее время наиболее приемлемым является концепция 4-х уровневой структуры социологии. При составлении учебных планов социологов-профессионалов фактически используется эта структура.

В толковании структуры социологического знания имеется несколько проблем дискуссионного характера.

Во-первых, нечетко выявлены критерии выделения теорий среднего уровня, и это дает возможность их бесконечного расширения, что служит основой «потери» предмета социологии как общей науки и создает большие трудности в формировании концепции социологического образования, а конкретно, в составлении учебных планов.

Во-вторых, является дискуссионной определение предмета социологических теорий среднего уровня и отраслевых социологии, часто дублируется предмет общей социологии и не выявляется специфика каждого из них. Это говорит о том, что у нас (и не только) недостаточно развита методологическая рефлексия (социология социологии).

Понятия «теоретического», эмпирического, фундаментального уровней социологии не вызывают сомнений, они общеизвестны. Вопросы вызывает понятие прикладная социология. Существует два подхода. Одни признают предмет прикладной социологии, другие ставят ее под сомнение.

В связи со структурой социологического знания очень актуальна проблема подготовки социологов, обучение социологии несоциологов. При увлеченности структурным разнообразием нашей науки, учебники по социологии носят не проблемный характер. В них излагаются предметы отдельных социологических наук (социологических теорий среднего уровня, отраслевых социологии). Учебные планы перегружены множеством социологии. В результате читатель не получает ясного представления о предмете и проблемах общей социологии. Структурность нашей науки, которая связана с объектом исследования, не должна вести к потере проблемного поля социологии. Здесь необходим определенный консенсус ученых, педагогов особенно.

Таким образом, социологическое знание в целом не является гомогенной системой и не только потому, что в ней присутствуют разнокачественные уровни -- теоретический и эмпирический, но еще и потому, что сюда органически включено метатеоретическое (философское) знание. Современная логика науки признает как удлинение теоретического цикла познания, так и введение в него новых, дополнительных уровней, что предполагает переориентацию содержания теоретического знания.

Информация о работе Типы научности в социологии. Структура социологического знания