Типология социальных конфликтов и причины их возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя) , межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками) ; между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.Готово.docx

— 43.38 Кб (Скачать файл)

Вопрос № 11.Типология социальных конфликтов и причины их возникновения.

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта  в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя) , межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками) ; между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

Возможны также классификация  конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинение друг к другу) , по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные.

Допустима классификация  также по характеру вызвавших  конфликт причин. Перечислить все  причины возникновения конфликта  не представляется возможным. Но в целом  он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы - руководитель" , следующими тремя группами причин, обусловленными:

· трудовым процессом;

· психологическими особенностями  человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической  коммуникацией и т.д.;

личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

Конфликты различают и  по их значению для организации, а  также способу их разрешения. Различают  конструктивные и деструктивные  конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.

Все конфликты  можно классифицировать в зависимости  от зон разногласий следующим образом:

1. Личностный  конфликт. Эта зона включает конфликты,  происходящие внутри личности, на  уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть  связаны, например, с излишней  зависимостью или с ролевой  напряженностью. Это чисто психологический  конфликт, но он может оказаться  катализатором для возникновения  группового напряжения, если индивид  будет искать причину своего  внутреннего конфликта среди  членов группы.

2. Межличностный  конфликт. Эта зона включает разногласия  между двумя или более членами  одной группы или нескольких  групп.

3. Межгрупповой  конфликт .Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной  принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу  внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с  внешней средой. Индивиды, составляющие  группу, испытывают давление извне  (прежде со стороны культурных, административных и экономических  норм и предписаний). Часто они  вступают в конфликт с институтами,  поддерживающими эти нормы и  предписания.

По своему внутреннему  содержанию социальные конфликты делятся  на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.

Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится  с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина  конфликта просто забывается, и участники  действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих  в нем, появляются негативные стереотипы.

Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в  подавляющем большинстве случаев  они неуправляемы. Чаще всего такой  конфликт прекращается после появления  в ситуации новых людей или  даже новых поколений. Но некоторые  конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный  настрой и другим поколениям. В  этом случае конфликт продолжается достаточно длительное время.

Причины конфликтов.

Определения понятия  характера конфликта и последующий  анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

Анализ  причин социального конфликта целесообразно  начинать с их типологии. Можно выделить следующие типы причин:

1.Наличие противоположных  ориентаций. У каждого индивида  и социальной группы имеется  определенный набор ценностных  ориентаций относительно наиболее  значимых сторон социальной жизни.  Все они различаются и обычно  противоположны. В момент стремления  к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей,  достичь которых пытаются несколько  индивидов или групп, противоположные  ценностные ориентации приходят  в соприкосновение и могут  стать причиной возникновения  конфликта. 

2.Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и в основополагающих мировоззрениях у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.

Причины конфликтов, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов  культуры, и т.п.) между индивидами и группами. Неравенство в распределении  ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при  такой величине неравенства, которая  расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и  только если такое значительное неравенство  приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может  послужить причиной социального  конфликта. Она обусловлена появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между  элементами социальной структуры.  Они появляются в результате  разного места, которое занимают  структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной  социальной группе. Конфликт по  этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми  отдельными элементами. Во-вторых, конфликт  по этой причине бывает, связан  с желанием того или иного  структурного элемента занять  более высокое место в иерархической  структуре.

Любая из перечисленных  причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при  наличии определенных внешних условий. Помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта. Поэтому нельзя рассматривать и оценивать причину конфликта без учета условий, в разной мере влияющих на состояние отношений индивидов и групп, которые попали в сферу действия этих условий.

Острота конфликта.

Говоря об остром социальном конфликте, прежде всего, подразумевают  конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий срок расходуется  большое количество психологических  и материальных ресурсов. Для острого  конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются  в единое целое. Острота конфликта  в наибольшей степени зависит  от социально-психологических характеристик  противоборствующих сторон, а также  от ситуации, требующей немедленных  действий.

Острый конфликт бывает гораздо более кратковременным, чем конфликт с менее сильными столкновениями и с большими перерывами между ними. Однако острый конфликт, безусловно, более разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противнику, их престижу, статусу и  психологическому равновесию.

 

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ 3.

Тема 1. Социология как наука об обществе.

 

1. Перечислите, пожалуйста, основные функции социологии.

                           Функции социологии:

  1. Познавательная;
  2. Информационная;
  3. Описательная;
  4. Прикладная;
  5. Функция социального контроля;
  6. Прогностическая;
  7. Идеологическая;
  8. Преобразовательная.

2. Социология это:

  1. точная наука, опирающаяся на эмпирические факты и математические методы исследования;
  2. наука о поведении личности в обществе;
  3. наука о поведении людей в рамках социальных структур;
  4. наука о законах становления, функционирования и развития общества, а также о социальных отношениях и социальных общностях.

 

3. Ключевым понятием в социологии  является...

а) социальный факт;

б) социальный институт;

в) человек;

г) социальное действие.

 

Тема 2. Основные направления  теории социологии.

1.Какова структура социологического знания по Р.Мертону?

Общие социологические  теории пытаются описать и объяснить  жизнь общества в целом, они исследуют  становление, развитие, изменение и  функционирование социальных общностей  разного уровня, отношения между  ними, а также массовые социальные процессы, типические социальные действия людей.  
 
Теории среднего уровня призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания.  
Конкретные социологические исследования направлены на получение эмпирического (опытного) материала для подтверждения или опровержения существующих теорий и гипотез, а также на получение нового теоретического знания об обществе.

Теория Среднего Уровня: 
Процессы: 
-Социология урбанизации 
-Социология конфликта 
-Социология управления

Институты: 
-Социология религии 
-Социология семьи 
-Политическая социология 
-Экономическая социология

Общности: 
-Социология города 
-Социология молодежи 
 
Макросоциология рассматривает общество, государство, большие группы людей и их взаимоотношения.  
Микросоциология рассматривает не многочисленные группы – трудовой коллектив, группы, личность.

2. Заполните таблицу (не  менее 2-3 представителей):

Этапы исторического развития

социологической мысли

Основные представители

1. Социальный дарвинизм

А.Смолл и У.Сомнер

2.Расово-антропологическая  теория

 

 

 

 

 

 

Ж.-А. де Гобино

Хьюстон Стюарт Чемберлен

Отто Аммон

Жорж Ваше де Ляпуж

Людвиг Вольтман

Мэдиссон Грант

3. Символический интеракционизм

Дж. Мид, Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др.

5. Теория конфликта

Ральф Дарендорф, Л. Козера


 

Информация о работе Типология социальных конфликтов и причины их возникновения