Типология социального характера Д. Рисмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 07:46, реферат

Описание работы

Основными типами социального характера неплодотворной ориентации являются: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, стяжательский и рыночный. Рецептивный характер присущ людям, которые не могут взять на себя бремя решения и тяжесть ответственности. Люди с эксплуататорским типом характера в отличие от предыдущего типа не надеются получить от других что-либо в дар, а отнимают у них желаемое силой или хитростью. Люди, относящиеся к стяжательскому типу характера, стараются как можно меньше давать не только в плане денег, материальных предметов и вещей, но и даже любви. Рыночный же тип характера означает стремление людей рассматривать любую ценность, в том числе и ценность людей, как меновую.

Содержание работы

Введение
Социальный характер
Типология социального характера Д. Рисмена
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 20.73 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 

Введение 

Социальный характер 

Типология социального  характера Д. Рисмена 

Заключение 

Список использованной литературы 

Введение 
 

Процесс развития мировой  социологии в первой половине и середине ХХ века, трудно представить без  учета такого направления в науке, как психоанализ. При этом в качестве клинического метода диагностики и  объяснения невротических состояний  человека психоанализ социологов не волнует. Речь идет о терапевтической  методике, заключающейся в свободном  изложении пациентом истории  своей жизни, ее ранних событий, в  которых терапевт пытается найти  ответ на вопрос о причинах невроза  больного. 

Они стремятся рассматривать  психоанализ, прежде всего, как направление  науки о поведении человека, в  котором значительное место занимают вопросы деятельности индивида, проблематика структуры личности, связь между  сознательным и бессознательным и др., т.е. проблемы, которые оказали существенное воздействие на развитие социологии. 

Создателем психоанализа был Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Строго говоря, Фрейд никогда не был социологом, но его взгляды на человека, личность, поведение оказали влияние на некоторые социологические теории. Основное положение социального  плана, присущее идеям Фрейда, состоит  в следующем: главная проблема психоаналитической ориентации в социологии - наличие  противоречия, конфликта между личностью  и обществом, в основе которого социальный контроль, ограничивающий свободу личности. 

Психосоциологические теории выстроили А. Адлер и К. Юнг. В основе концепции личности Э. Фромма лежит идея социальной обусловленности поведения человека и в целом процесса формирования личности. Фромм показал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе и самому себе. В этом, несомненно, сказывается влияние идей Фрейда. 

Логическим продолжением применения методов психоанализа в  социологии является типология социального  характера Дэвида Рисмена. 

1. Социальный характер 
 

Социальный характер - часть характера членов общества, определяемая уровнем развития этого  общества. Термин был развит в 1930-е  гг. учеными социологами Франкфуртской школы в форме учения о специальном типе поведения авторитарного социального характера в рамках социальной психологии. 

Преимущественной  областью научных интересов в  то время было открытие «душевных  механизмов, воздействующих на образование  авторитарного характера». 

Исследовательская концепция основывается на предположении, что типичные образцы ориентации и поведения, свойственные людям, принадлежащим  одной социальной группе, классу, нации, этносу являются выражением проявляющейся  социокультурной (прежде всего из-за авторитарных отношений внутри семьи) личности, которая, часто встречаясь в социальных, этнически референц-группах, обнаруживает свой «социальный облик». 

Так, социальный характер находит свое выражение в коллективных предрассудках (например, таким как  ненависть к иногородцам). Научная концепция социального характера пришла на смену старым, доэмпирическим представлениям о национальном характере. 

Одним из первых идею тесной взаимосвязи личности человека и социума выдвинул австрийский  психолог и психиатр Альфред Адлер. В своей работе «понять природу  человека» он рассматривал личность в основном в социальном контексте, считал, что на нее оказывают влияние прежде всего общественные отношения, в которые она включена. Из этого тезиса вытекало положение о том, что действия человека нельзя рассматривать в отрыве от его социальной среды, в ходе взаимодействия с которой и проявляются те или иные качества индивида. 

Таким образом, с  одной стороны ученый исследует  биологические и психологические  характеристики комплекса неполноценности  человека, с другой - акцентирует  внимание на возможности их преодоления, компенсации за счет реализации «социального чувства». 

В рамках постфрейдистского психосоциологического учения значительных результатов добился швейцарский исследователь карл Юнг. Он выделил два основных противоположных типа личности - экстравертированный и интровертированный. Основой такой типологии явилось отношение личности к социальной среде. Личность интровертированного типа обращает всю свою психическую энергию внутрь себя, тогда как экстраверт - во внешнюю среду. Эта типология была важной для изучения взаимоотношений личности и социальной среды, она оказала большое влияние на развитие, как социологии, так и социальной психологии. 

Идеи А. Адлера и  К. Юнга развил Эрих Фромм. В связи с широкой постановкой проблемы личности и поиском путей их решения он пришел к выводу о значимости теории социального характера и выявлении его определенных типов. Социальный характер у Фромма - это норма связей между психикой индивида и социальной структурой общества. Он отличает социальный характер, являющийся ядром общества, от индивидуального характера. Разница состоит в том, что индивидуальный характер присущ людям в рамках одной культуры, тогда как социальный характер служит основанием для выявления отличий одной культуры от другой. 

Каждой ступени  общества присущ свой социальный характер. Фромм рассматривает свойственные современному этапу капитализма типы социального характера, связывая их с двумя ориентациями: неплодотворными и плодотворными. 

Основными типами социального  характера неплодотворной ориентации являются: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, стяжательский и рыночный. Рецептивный характер присущ людям, которые не могут взять на себя бремя решения и тяжесть ответственности. Люди с эксплуататорским типом характера в отличие от предыдущего типа не надеются получить от других что-либо в дар, а отнимают у них желаемое силой или хитростью. Люди, относящиеся к стяжательскому типу характера, стараются как можно меньше давать не только в плане денег, материальных предметов и вещей, но и даже любви. Рыночный же тип характера означает стремление людей рассматривать любую ценность, в том числе и ценность людей, как меновую. 

Плодотворная ориентация, по Фромму, преследует цель человеческого развития. Это человеческая способность использовать свои силы и реализовывать заложенные в человеке возможности. 

Следующим к теории социального характера обратился  Д. Рисмен во второй половине ХХ века. 

2. Типология социального  характера Д. Рисмена 
 

Дэвид Рисмен (родился в 1909 году) - американский социолог, социальный психолог, представитель психоанализа американской социологической школы, ученый либерально-радикального течения психоанализа. Его основные работы: «Одинокая толпа: изучение изменения американского характера» (1950, в соавторстве с Н. Глейзером и Р. Денни), «Лица в толпе» (1952). В середине ХХ века Рисмен оказался одним из популярнейших авторов. 

Американский социолог Д. Рисмен различал три типа обществ и, соответственно, три типа социальных характеров. По его мнению, характер определяется обществом. При этом Рисмен считал социальный характер одним из ключевых пунктов, позволяющих понять социальную реальность и социальные процессы. 

Согласно теории Д. Рисмена, трем социальным характерам соответствуют три типа политических личностей. 

Первый тип - «Безразличный» - консервативный, конформный, ориентированный  на традиции, устоявшиеся образцы  поведения в клане, касте, сословии. Этот «безразличный тип» присущ доиндустриальному, традиционному обществу. Это человек, у которого либо нет никакого отношения к политике, либо же его низкая мобильность, отсутствие внятных ориентации или что-то еще заставляет остерегаться политики как таковой. Типичный взгляд «безразличных»: политикой должен заниматься кто-то другой. Они не стремятся к власти, не чувствуют личной ответственности за политику и редко переживают ощущение вины или фрустрации из-за политики. Эти люди сохранили особый иммунитет, своего рода девственность в политике. 

Второй тип характера  был определен Рисменом как «изнутри ориентированная личность», свойственная периоду развития раннеиндустриального общества с ослабленными традициями, отсутствием или неразвитыми СМИ, слабым контролем со стороны первичных групп. Личность, являющаяся «носителем» этого типа характера - «Морализатор», оказывается сильной, целеустремленной, предприимчивой, склонной к нововведениям и переменам. Вместе с тем здесь еще сохраняется роль традиционных норм и ценностей. Это лидер, нарушающий общепринятые правила подавления эмоций. Его поведение характеризуется сильными аффектами и низкой компетенцией. Это либо идеалист со склонностью к самосовершенствованию, стремящийся к совершенству и людей, и институтов, или же пессимист, нацеленный не на достижение лучшего, а на предотвращение худшего. 

Рисмен различал два типа «морализаторов»: «негодующих» и «энтузиастов». В обоих случаях, политические эмоции «морализаторов» перевешивают политический ум, однако эмоции «негодующего» намного мрачнее «энтузиаста». Чрезмерный энтузиазм «морализатора» препятствует эффективной работе, а слишком сильные эмоции - правильному восприятию ситуации. Это приводит к зашоренному («тоннельному») видению мира. 

Третий тип характера  рождается в условиях перехода к  потребительскому, т.е. развитому индустриальному, обществу и получает название «извне ориентированная личность» - «Внутренний  наблюдатель». Поведение личности с  таким типом характера обусловлено  влиянием бюрократии, СМИ, моды, господствующей системы связей и отношений, но ни в коем случае не традициями и принципами, принятыми нормами и ценностями. 

У «извне ориентированной  личности» отсутствует сильное самостоятельное Я, тем более сверх-Я. Это стандартизированная и обезличенная фигура, объект манипулирования и результат отчуждения. У личности такого типа есть стремление к подлинно человеческим проявлениям (любовь, страсть, правдивость, честность и т.д.), но вся система внешнего воздействия мешает ей в этом. Это либо совершенно неэмоциональный, либо контролирующий свои эмоции человек, использующий политику для развлечения и выгоды. Его не интересуют определенные вопросы и конкретные цели. Он больше занят манипулированием других. Типичная для него точка зрения: «если я ничего не могу сделать для изменения политики, мне остается только понимать ее». Это реалист, который стремится быть «внутри политики», и если он не может изменить политиков, то стремится манипулировать ими. При этом он старается быть похожим на них, так как не хочет, чтобы его принимали за плохо информированного политического изгоя. 

Три описанных социальных характера и обладающие ими типы лидеров являются так называемыми  «приспособленными» типами. Это - «нормальные» лидеры, характер которых приспосабливается  к социальным требованиям. Другими  словами, их характер и общество находятся  в гармонии. 

Однако существуют и отклонения характера (но не поведения) от социальных требований. Тогда говорят  о «анемическом» (плохо приспособленном) или «автономном» характерах. Д. Рисмен считал, что «автономный человек» свободен в выборе своих политических предпочтений, так как его сознание не детерминировано ничьими взглядами. Такие люди могут подчиняться нормам поведения в обществе (как и «аномичные» типы), однако свободны в решении о необходимости такого подчинения. 

По Д. Рисмену, «автономный характер» - это идеал, который, к сожалению, практически недостижим. В то же время, упоминание еще одного характера позволяет некоторым авторам утверждать наличие четвертого типа общества - идеального общества. 

По мнению Рисмена, все названные типы характеров сосуществуют в современном обществе. Однако удельный вес и влияние каждого из них разные, они зависят от экономических, социальных, демографических факторов, уровня урбанизированности общества и некоторых других факторов. Последний, третий тип характеризует «одиночество в толпе», но в то же время рождает стремление к подлинно позитивному социальному характеру - «автономной личности», имеющей ясные, рациональные цели, личности неконформной, независимой от влияний потребительского общества, культурной среды. 

Заключение 
 

Неофрейдизм возник в США на почве соединения психоанализа с американской социологией. Одним  из основных его представителей был  Дэвид Рисмен. В неофрейдизме заметно усиливается роль социальных факторов, рассматриваемых сквозь призму их влияния на психику личности. 

Д. Рисмен вводит понятие «социальный характер». Юнг согласился с этой классификацией и назвал внутреннюю ориентацию интровертированием, а внешнюю - экстровертированием. Современные психологи проблему экстровертирования перевели в проблему конформизма, который способен к внутренней самостоятельности и активности. Эту точку зрения поддержал и Рисман. 

Уайт вместо понятия  социальный характер ввел термин «человек организации». Инкельс ввел категорию «модальная личность». Сегодня это понятие трансформировано - «модельная личность». Линтон и Кординер ввели понятие «основной тип личности». 

Информация о работе Типология социального характера Д. Рисмена