Теория общества Г.Спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 16:35, реферат

Описание работы

Ге́рберт Спе́нсер (1820-1903) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.

Файлы: 1 файл

Теория общества Г Спенсера Реферат.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и экономической безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА Г.СПЕНСЕРА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

                                                            2012


Ге́рберт Спе́нсер (1820-1903) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.

Родился в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе).

Суть органической теории общества Г.Спенсера заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.

По мнению Г. Спенсера, общество есть некий организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что общество образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человек.

Особенно ценным для изучения общества, понимания происхождения многих социальных институтов явилось применение эволюционной теории.

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics, 1851) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology, 1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology, 1873—1881). Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».

На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества.

Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе - космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно-- эволюции.

Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера - эволюционизм. По его определению эволюция -- это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из- неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое - общество - не может и не должно поглощать отдельную личность.

В период создания Спенсером органической теории она пользовалась большой популярностью. Возможно, это было обусловлено большим прорывом, которые совершили биологические науки во второй половине XIX в. Сейчас же наши знания об окружающем мире стали куда обширнее, и число сторонников Спенсера невелико.

В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.


Список литературы

 

1.       Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - М.: Изд-во «Ольга»,1996. - 260с.

2.       История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор - академик Г.В.Осипов. - М. : Издательство НОРМА.,2001. - 576с.

3.       http://ru.wikipedia.org/wiki/Спенсер,_Герберт



Информация о работе Теория общества Г.Спенсера