Теории выбора брачного партнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:21, реферат

Описание работы

Сегодня женщины все чаще сталкиваются с такими кризисными ситуациями, выход из которых требует помощи компетентных специалистов - социальных работников, психологов, педагогов, способных не только разобраться в этих ситуациях, выявить причины их возникновения и возможные последствия, но и подобрать наиболее рациональный путь выхода из кризиса. В настоящее время жертвы семейного насилия могут обратиться за помощью практически в любой их государственных центров социального обслуживания семьи и детей.

Файлы: 1 файл

семьеведенье.docx

— 93.86 Кб (Скачать файл)

3.Теории выбора брачного партнера

1. Существуют различные теории выбора брачного партнера. Некоторые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность) (Melville К., 1977).

Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и женщина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценностью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания) (NyeL, BerardoE, 1973).

Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик притягиваются противоположности (Winch R., 1954). Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине (Крайг Г., 2002).

Инструментальная  теория подбора супругов, разработанная Сентерсом (Centers R., 1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.

Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на протяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких  как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и  общие интересы. Завязавшиеся отношения  укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в  присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партнеров. Члены пары, связавшие  себя взаимными обязательствами, изучают  взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к  тому, чтобы принять решение о  вступлении в брак (Adams В. В., 1979).

Теория «стимул—ценность—роль» (Мерстейн Б.) основывается на двух важных посылках:

1) на каждой ступени  развития взаимоотношений партнеров  прочность отношений зависит  от так называемого равенства  обмена (происходит учет плюсов  и минусов каждого индивида, каждый  человек старается вступить в  брак с наиболее привлекательным  для себя партнером);

2) брачный выбор включает  в себя серию последовательных  стадий, или фильтров. Выделяются  три стадии: стимул (привлекательность  партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (соответствие ролевого  поведения избранника своим ожиданиям)(MursteinB., 1970).

В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре стадии:

1) установление взаимосвязи  (критерий — легкость общения,  за висящий от социально-культурных  факторов);

2) самораскрытие — возникновение  доверия, возможность раскрытия  себя перед другим;

3) формирование взаимной  зависимости (на основе чувства  необходимости друг другу);

4) реализация базовых  потребностей личности (в любви,  доверии)(Reissl. L., 1976).

Общим для перечисленных  теорий является то, что все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги.

Направление исследований мотивов  выбора брачного партнера, названное  «идентификация», имеет своим методологическим истоком психоанализ. Представители  этого направления полагают, что  при супружеском выборе идентификация  ребенка с родителем проявляется  в том, что поиски партнера основываются на выработанном представлении о  родителе противоположного пола как  идеале супруга. По этой теории, удовлетворенность  браком зависит от соответствия супруга  образу родителя.

Представители ролевой теории (Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.

 

2.Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.

Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о  влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые, объекты — на своих потенциальных  супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую  спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.

Желание объяснить  механизм брачного выбора привело к  созданию ряда концепций.

Наибольшее распространение  и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных  потребностей Р.Уинча, теория «стимул—ценность—роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса.

Теория комплементарных  потребностей (дополняющих потребностей) Р.Уинча основывается на старом, как  мир, принципе, гласящем, что противоположности  притягиваются. Р.Уинч пишет, что в  выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная  Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем  другие, некоторые из них более  присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности  схожи с его собственными или  дополняют их.

Теория «стимул—ценность—роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших  посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений  партнеров прочность отношений  зависит от так называемого равенства  обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и  пас-,., сивов каждого партнера. В  результате, хотя партнеры могут и  не осознавать этого, устанавливается  некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается  решение о заключении супружеского союза. Вторая посылка состоит в  том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые  люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из «игры».

Первую стадию Б. Мурстейн назвал «стимул». Когда мужчина и  женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и  оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для другого человека. Если между  партнерами возникла аттракция —  первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии — сравнению ценностей. Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в  семье, на воспитание детей и т. п. Мужчина и женщина либо укрепляют  взаимные симпатии, либо, поняв, что  у них мало общего, порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется  сходством ценностей, то взаимоотношения  партнеров переходят в третью стадию — I ролевую.

На третьей стадии —  ролевой — партнеры проверяют, соответствует  ли ролевое поведение одного ожиданиям  другого. Конечно, есть люди, которые, влюбившись друг в друга, вступают в брак после  непродолжительного знакомства, без  всяких тревог и опасений, повинуясь  лишь чувству. Однако большинство партнеров  стараются осознать как достоинства, так и недостатки друг друга и, тщательно взвесив все «за» и  «против», принимают окончательное  решение.

Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса. Схематично данный процесс можно  представить как последовательное прохождение через серию фильтров) которые постепенно отсеивают людей  из множества возможных партнеров  и сужают индивидуальный выбор. Первый фильтр — место жительства —  отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак. «Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов:

1. Установление  взаимосвязи. Имеется в виду легкость общения I двух людей, иными словами — насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.

2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социально-культурные факторы.

3. Формирование  взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.

4. Реализация основных  потребностей личности, какими, по мнению А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо ее амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.

Немецкий ученый Р. Зидлер также считает, что намерению  вступить в брак у большинства  людей в европейских промышленно  развитых странах предшествует длительный процесс ориентации и социокультурной  настройки человека на брак и семью.

Выбор брачного партнера можно  представить, по мнению Р. Зидлера, как  процесс фильтрации. Сначала определяется категория социально подходящих партнеров. Это происходит почти  «незаметно» для человека в социальной среде, где он вращается. Затем осуществляется специфический выбор из «совокупности» возможных партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами. При  этом большое значение придается  впечатлениям, вынесенным из родной семьи, образованию и ранней профессиональной карьере молодых людей

Определенные стадии выбора партнера выделяет и американский социальный психолог Д. Адаме, который изучал прочные  студенческие пары на протяжении шести  месяцев. По мнению ученого, первичное  влечение основано на внешних особенностях, таких, как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и  общие интересы. Завязавшиеся отношения  укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в  присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает  партнеров друг к другу. Связав себя взаимными обязательствами, они  изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение  о вступлении в брак.

В отечественной психологии проблема выбора партнера, как и  специфика добрачного и предбрачного периодов, крайне редко являлась предметом  теоретического и практического  исследований. Отдельные ее аспекты  освещались в работах Б.Ю.Шапиро, А.Н.Волковой, В.И.Штильбанс, Л.Я.Гозмана, Л.П.Панковой, В. А. Сысенко, М.А.Абалакиной.

Информация о работе Теории выбора брачного партнера