Теории о происхождении общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Объект и предмет социологии………………………………………………….3
Понятие «общество»…………………………………………………………….6
Возникновение общества………………………………………………………..8
Типология общества……………………………………………………………..9
Понятие общественного явления………………………………………………10
Виды общественных явлений…………………………………………………..11
Концепции общественного развития…………………………………………..11
Социальная структура общества……………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………15
Список источников…………..………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Теории о происхождении общества.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Уфимский государственный  авиационный технический университет

Кафедра Социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по социологии

 

 

 

Тема: Теории о происхождении общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Кумачёв Максим Игоревич

Факультет АТС, группа АТП-207у

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа, 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Объект и предмет  социологии………………………………………………….3

Понятие «общество»…………………………………………………………….6

Возникновение общества………………………………………………………..8

Типология общества……………………………………………………………..9

Понятие общественного явления………………………………………………10

Виды общественных явлений…………………………………………………..11

Концепции общественного  развития…………………………………………..11

Социальная структура  общества……………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………15

Список источников…………..………………………………………………….16                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Мы все часто бросаемся налево  и направо словом "общество", не задумываясь над его смыслом.  Для социологии же это понятие  является базовым, именно с  него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.

         С древнейших времен человека  интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

       Толчком  к исследованию социальных вопросов  послужило развитие производства.      Используя естественные ресурсы,  расширяя таким путем сферу  производства, люди столкнулись  с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам, и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

                      

 

 

 

Объект и предмет  социологии

       Объектом  социологического познания является, как мы уже говорили, общество. Но "общество" - это слишком широкое понятие, т.к. "общество" изучают все гуманитарные науки.  Сущностная  сторона  в обосновании научного статуса социологии (как и любой другой науки) лежит в различии ее объекта  познания.

Объект познания - это  все то,  на что направлена деятельность исследователя, что исследует  он в качестве объектной реальности.  Так и в социологии есть определенный объект, который подлежит изучению. Однако  здесь мнения различных  авторов расходятся. 

 

В.А. Ядов  считает,  что ключевым  понятием социологии является "социальная общность", в которую он включает формы семейной организации, поселений, социально - классовые и социально -профессиональные, этнонациональные и территориальные, государственные общности и наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация. К понятию социальной общности он также относит и те разновидности, которые не имеют жесткой структурной организации, т.е. представляют разнородную массу, объединенную общим интересом (например, массовое движение, аудитория зрелища, толпа).

Объект познания -все  то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему  в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение  объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные. Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов.

Предмет любой науки - это не просто некое явление или  процесс объективного мира, а результат  теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те закономерности функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науке и никакой больше. Социология довольно поздно отпочковалась от  философии во  Франции, политической экономии в Германии социальной  психологии в США именно по той причине, что отождествлялись объект и предмет социологического познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный порок еще присущ. Так что же является предметом социологии? По Конту, социология – это единственная наука изучающая как разум, так и ум человека, совершается это под воздействием социальной жизни. Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы. 

Сорокин П. - “Социология  изучает явления взаимодействия людей друг с другом. С одной  стороны, и явления , возникающие  из этого процесса взаимодействия , с другой”. Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса  социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого. Общество-это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений.

Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение  в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления. Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по - поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение с другими субъектами. Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда  организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.

Задачей социологической  науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений  каждого типологизированного объекта  на уровне закономерностей , получение  конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом , социальных  отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью (Ядов). Социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А социология занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место. Это объясняется следующим:

-социология является  наукой об обществе, его явлениях  и процессах;

-она включает в  себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая  выступает как теория и методология  всех других общественных и  гуманитарных наук;

-все общественные  и гуманитарные науки, изучающие  различные стороны жизнедействия  общества и человека, всегда включают  в себя социальный аспект, т.  е. законы и  закономерности, которые исследуются в той  или иной сфере общественной  жизни, реализуются через жизнедеятельность людей;

-техника и методика  изучения человека и его деятельность, методы социального измерения  и т. д.  разрабатываемые социологией  необходимы и используются всеми  другими общественными и гуманитарными  науками. Сложилась целая система исследований проводимых на стыке со и других наук (социально- экономические, социально-политические и т. д.).       

Социология занимает общее, а не частное место среди  общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную  об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение социологии  по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положение общей части физики – к акустике, электронике, учению о свете и т. д.

Понятие «общество».

В понятие общества входят: социальная структура (скелет), статусы (ступеньки в общественной лестнице), роли (схемы поведения) и т.д. Основой общества является социальная структура. Образно говоря, социальная структура - это скелет общества. Это совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов и так далее. Структуру сразу не видно.

Допустим, вы заходите в большую  поликлинику и видите море народа. "Толпа" – подумаете вы. Но на самом деле за "беспорядочным" мельтешением скрывается жесткая социальная структура медицинского коллектива. Конт и Спенсер сравнивали человеческое общество с организмом. Образно говоря, правительство - мозг, глаза и уши - наука, язык - средства массовой информации, сердце - экономика. Все увязано в единую структуру, иначе общество превратится в медузу. У каждого человека есть множество потребностей (желание есть, спать, отдохнуть, общаться, самовыражаться). У общества, как и у людей – живых "клеточек" общества, тоже великое множество потребностей. Если потребности отдельного человека и общества совпадают, то это фундаментальные потребности. Они удовлетворяются при помощи систематического труда миллионов людей, специализирующихся на выполнении важных функций. Например, защита страны от врагов (армия и полиция), добывание средств существования (экономика), обучение молодого поколения (школы, колледжи и вузы), воспроизводство людей (семья) - это фундаментальные потребности. В исполнении этих главных интересов заинтересовано большинство населения. Но сегодня, в отличие от древних времен, один человек не сможет самостоятельно удовлетворить все свои потребности. Поэтому за миллионы лет люди постепенно, сами того не заметив, создали специальные системы, которые помогли людям улучшить жизнь. Такие особые системы называются социальными институтами.

Социальный институт - это стандартизированная  форма осуществления какой-либо социальной функции. Каждый институт выполняет свои функции. Для выполнения функции существует свои социальные роли. Например, для исполнения одной управленческой функции государственные чиновники играют несколько ролей: руководитель, воспитатель, контролёр и т.д. В обществе, как в кино, каждый играет свою роль. Миллионы людей за свою жизнь исполняют роли детей, школьников, студентов, пассажиров. В обществе существуют социальные статусы - социальное положение, позиция человека в обществе. Например, статус отца, мужа, начальника, офицера, преподавателя, редактора, бизнесмена.

 Существуют статусные лестницы. В творческих коллективах они  выглядят мягко. В закрытых  обществах такая лестница работает  жестко и даже внешне выглядит  выпукло. Например, лестница офицерских должностей и званий. Естественно, статус - это не схема, нарисованная на бумаге. Он должен действовать. Для этого существует роль. Социальная роль - это набор правил, которые вы должны исполнять. При хорошем исполнении общество будет вас поощрять или, по крайней мере, не обращать на вас внимание. При плохом исполнении или отказе исполнять, как правило, реакция будет незамедлительной. Например, зайдя в трамвай, вы сразу автоматически надеваете на себя статус нормального пассажира. Первая роль - это своевременно оплачивать проезд. Вторая роль - вести себя культурно. Третья роль - спокойно доехать до нужной остановки. Это лёгкий пример. Попробуйте сами посчитать, сколько ролей надо исполнять современной женщине в статусе матери, жены, хозяйки. У одного статуса может быть несколько ролей и наоборот, одна роль может повторяться у ряда статусов.

Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и  ту же роль, называется социальной группой. Группа студентов, группа медсестер, группа судей. Общество можно рассматривать в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Ячейки - страты. Страты, образно говоря, это объединения статусов. Страты по размерам очень большие. Это классы (рабочие, крестьяне ...), слои населения (богатые, средние...), этносы (казахи, русские, японцы...), конфессии, профессиональные отряды. Стратификация - это система этажей общества.

Общество живо своей культурой. Именно культура объединяет все вышеуказанные  моменты в единое целое. У каждой науки и теории свое понимание культуры. Мы возьмем наиболее общее понятие культуры. Культура - совокупность материальных памятников и духовных ценностей - нравов, обычаев, традиций, правил, норм, законов, языков. Социальная структура - костяк общества, культура - его плоть. Культуры бывают разные. Допустим, авангардная молодежная культура, закрытая тюремная псевдокультура, национальная уйгурская культура. Усваиваются культурные нормы не сразу (это не инстинкт), а постепенно с течением большого времени.

Информация о работе Теории о происхождении общества