Теории конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
В данной работе рассматриваются общие понятия конфликта, регулирование конфликтов, а так же две основные теории конфликтов трех видных социологов - Ч. Р. Миллса, Р. Дарендорфа и Л. А. Козера.

Содержание работы

Введение. 3
1.Понятие конфликта. 4
2.Теория конфликта Л. Козера. 6
3.Теория конфликта Р. Дарендорфа. 8
4.Теория конфликта Милса. 10
Заключение. 12
Список использованной литературы. 13

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 26.25 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение.                                                        3

  1. Понятие конфликта.                               4
  2. Теория конфликта Л. Козера.                  6
  3. Теория конфликта Р. Дарендорфа.          8
  4. Теория конфликта Милса.                      10

Заключение.                                                   12

Список использованной литературы.              13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Социальная  неоднородность общества, различия уровней  дохода, власти, престижа и т.д. нередко  приводят к конфликтам. Конфликты  являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты  современная жизнь российского  общества. Все это обуславливает  пристальное внимание к исследованию конфликтов.

Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что  столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни.

Объектом  моего исследования являются труды  социологов Ч. Р. Миллса, Р. Дарендорфа и Л. Козера на предмет анализа их теорий социального конфиликта.

Чтобы выработать верную линию поведения в различных  конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как  люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом  отношении.

В данной работе рассматриваются общие понятия  конфликта, регулирование конфликтов, а так же две основные теории конфликтов трех видных социологов - Ч. Р. Миллса, Р. Дарендорфа и Л. А. Козера.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие конфликта.

 

Конфликт  – это форма отношений между  потенциальными или актуальными  субъектами социального действия, мотивация  которых обусловлена противостоящими  ценностями и нормами, интересами и  потребностями. Социология конфликта  исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта  в целом полезное и нужное дело. Общество достигнет более эффективных  результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза  на конфликты, а будет следовать  определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов. Смысл  этих правил в современном мире состоит  в том, чтобы:

1) не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;

2) найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов;

3) добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

Роль  конфликтов и их регулирования в  современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания – конфликтология.

Можно выделить пять различных способов использования  понятия «конфликт»:

1) конфликт как «случившееся», по отношению к которому надстраиваются различные технические образования, доводя фактическое столкновение сторон до полной структуры конфликта (техника ведения переговоров, посредничество, наблюдатели в конфликте и т. п.);

2) конфликт как средство исследователя (аналитика). В данном случае конфликт рассматривается как своего рода экран, который позволяет выявить и увидеть то, что невидимо при нормальном течении дел (психоанализ, различные формы разведки и т. п.).

3) конфликт как механизм, искусственно создаваемый организатором для интенсификации мышления и деятельности (средство, используемое в проблематизации и коллективных способах решения проблем).

4) конфликт как область специализации научных предметов (межличностные конфликты в психологии, групповые взаимодействия в социологии и т. п.).

5) конфликт как объект исследования. Так, конфликтные отношения рассматриваются в теории игр как частный случай игры.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс взаимодействия между  субъектами или группами по поводу различия их интересов.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория конфликта Л. Козера.

 

Американский  социологфункционалист Льюис Козер (1913–2003) разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Его теория конфликтов представлена в трудах «Функции социального конфликта» (1956), «Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967).

Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

– причины конфликтов;

– виды конфликтов;

– функции конфликтов;

– типы общества;

– острота конфликта;

– последствия конфликта.

Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких либо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

Люди  по своей природе всегда стремятся  к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия  возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. По разному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Общество  закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

Общество  открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.

Именно  поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.

Конфликт, по теории Козера , необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

Поэтому теория функционального конфликта  анализирует: негативные последствия  конфликта для общества; позитивные последствия для общества.

Эмоции, преобладающие у участников конфликта, уровень ценностей, за которые шла  борьба, определяют степень остроты  конфликта. Теория функционального  конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа , хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козера в целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Марксаи теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо, которые господствовали в социалистических странах.2

 

 

 

 

 

 

  1. Теория конфликта Р. Дарендорфа.

 

Немецко-британский социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) уже к концу 50х гг. XX в.разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в его книге«Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957) и более зрелой публикации «Современный социальный конфликт» (1992) . Взгляды социолога на конфликт перекликаются с его более ранними диссертационными изысканиями, посвященными критике теории Маркса. Поэтому классовая борьба между пролетариатом и буржуазией признана Дарендорфом как основной конфликт, но не объясняет конфликты современного общества.

Общество, по Дарендорфу, представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества.

Дарендорф выделяет разные уровни, на которых  может происходить конфликт:

1) между не согласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;

2) между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно;

3) внутригрупповые конфликты;

4) между социальными группами;

5) конфликты на уровне общества в целом;

6) межгосударственные конфликты.

Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия - от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным и постиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту и значимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений в обществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф, бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.

Одно  из направлений теории конфликта Дарендорфа посвящено развитию либерализма в обществе, поощрению реформ и других изменений в обществе, раскрытому в книгах«Жизненные перспективы» (1979), «Закон и порядок» (1985).

Другим  важным направлением его теории стал анализ исторических событий, оказавшихся  переломными для общества XX в. Социолог изучает глобальные изменения, происходившие в Европе в целом и в Британии в частности, отыскивая причины социальных конфликтов и преобразований в обществе под воздействием революций.3

 

 

 

 

 

  1. Теория конфликта Милса.

 

Известный американский социолог Чарлз Райт Миллс (1916-1962) подверг серьезной концептуальной критике теорию структурно-функционального анализа. В своих работах, особенно в книгах «Властвующая элита» (1953), «Социологическое воображение» (1959), он показал консервативный характер теории Парсонса. Эта теория была, по Миллсу, несостоятельна потому, что отвергала идею структурного антагонизма, мятежа революции и внушала убеждение, что гармония интересов является естественной чертой любого общества. «Порядок, стабильность, устойчивость, гармония весьма нужны господствующему классу, но социальная жизнь полна и беспорядков, и конфликтов, и вечно нестабильна»7, - писал Миллс.

Уже в книге «Властвующая элита», понимая под этим понятием союз промышленной, политической и военно-бюрократической  элит, Миллс утверждал, что любой  социологический анализ чего-то стоит  лишь в том случае, если он касается борьбы за власть:

1) между конфликтующими классами;

2) между управляющими и управляемыми;

3) между высшими и могущественными  людьми и простым человеком.

В созданной Миллсом теории социального  конфликта разработаны не только методологические принципы этой теории, но и изложен его взгляд на то, решение каких проблем действительно  может содействовать социальному  развитию и внести вклад в социологическую  теорию. В книге «Социологическое воображение» он поставил перед социологами  три группы вопросов, которые они  должны решать:

1 Какой является структура данного  конкретного общества как целостности?  Какими являются ее основные  компоненты и каким образом  они связаны между собой? Чем  эта структура отличается от  других вариантов общественного  строя? Что в этой структуре  содействует ее сохранению, а  что, наоборот, требует преобразований?

2. Каким является место этого  общества в истории человечества? Какое значение имеет это общество  для развития человечества как  целостности? Каким образом исследуемые  нами явления влияют на данный  исторический период и сами  подлежат его воздействию? Какие  основные черты данного периода?  Чем он отличается от других  периодов? Каковы характерные для  него способы творения истории?

3. Какие люди преобладают в  данном обществе в данном периоде?  Какие будут преобладать в  будущем? Каким образом их отбирают  и воспитывают, освобождают и  репрессируют, делают восприимчивыми  и тупыми? Какие изменения «человеческой  природы» проявляются в поступках  и характере людей, которых  изучают в этом обществе в  данный период? Какое значение  для «человеческой природы» имеют  особенности исследуемого общества?

Выполнение поставленных Миллсом  задач дает социологу картину  общества со всеми его противоречиями, конфликтами и гармонией, порядком и беспорядком, прогрессом и регрессом. Эта методологическая установка  составляет основу современной социологической  теории конфликта, альтернативу структурно-функциональному  анализу. Именно такую задачу ставил перед собой Миллс, создавая свою социологическую концепцию.4

Заключение.

 

Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования  общества без конфликтов невозможно.

Информация о работе Теории конфликта