Теории институционализации Дж.К. Хоманса и П. Бергера—Т. Лукмана: сходства и различия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 15:40, реферат

Описание работы

Понятие «социальный институт» всегда было в центре внимания ученых-социологов. В связи с этим, институционализация, как процесс формирования институтов, стала традиционной областью интересов социологической науки.
Созданием и развитием теории институционализации занимались такие ученые, как Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Огюст Конт, Джорж Каспар Хоманс, Томас Лукман и Питер Бергер.

Файлы: 1 файл

Эссе.docx

— 40.60 Кб (Скачать файл)

 

Ведение

Понятие «социальный институт» всегда было в центре внимания ученых-социологов. В связи с этим, институционализация, как процесс формирования институтов, стала традиционной областью интересов социологической науки.

Созданием и развитием теории институционализации занимались такие ученые, как Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Огюст Конт, Джорж Каспар Хоманс, Томас Лукман и Питер Бергер.

Тема моего эссе - сравнение теорий институционализации Дж. К. Хоманса и П. Бергера—Т. Лукмана. Я попытаюсь рассказать об основных идеях и особенностях каждой теории, и показать их основные сходства и различия.

 

Краткая биография Дж. К. Хоманса

Джорж Хоманс – американский социолог, родился 11 августа 1910 г в Бостоне. С ранних лет проявлял интерес к классовым различиям. В 1928 году поступил, по семейным традициям, в Гарвардский университет, где некоторые его родственники были профессорами. Хоманс был многосторонней личностью: писал стихи, интересовался физикой, астрономией, антропологией и философий. В годы Второй Мировой войны, служил в американском военном флоте. По окончанию войны стал преподавать в Гарвардском и Кембриджском университетах. Был сторонником строго научного социологического знания, опирающегося на законы бихевиоризма и теории социального обмена. Основные его работы: «Человеческая группа», «Социальное поведение: его элементарные формы», «Социальное поведение как обмен», «Современная теория в социологии», «Природа социальной науки», «Поведенческая социология», «Определенности и сомнения». Скончался Хоманс в 1989 году.

 

Теория институционализации Дж. К. Хоманса

В своей работе Дж. Хоманс пытает определить, что есть элементарное социальное поведение. И приходит к выводу о том, что это обмен вознаграждениями или наказаниями.

Некоторые социологи мыслили малую группу, как микрокосмос всего общества. Так как в малых группах протекают те же явления и те же отношения, что и в обществе в целом, только в уменьшенных масштабах. Но Хоманс говорит о том, что явления в этих группах могут быть схожими, но это не значит, что одно является микрокосмосом другого. Аргументируя, что «в институтах большого общества связи между этими фундаментальными процессами имеют более сложных характер»1

Конкретная деятельность поддерживается сложными вознаграждениями, такими, как деньги или социальное одобрение. Автор приводит пример с лесорубом. Человек рубит лес не потому, что он этого хочет или ему нужны дрова, чтобы топить печь. Он делает это потому, что кто-то ему за это будет платить.

Или, например, скорбь от смерти близкого человека – это не только проявление человеческой природы, но и некий ритуал. Но поведение, которое несколько раз подкреплялось одобрением, в данном случае скорбь, не у всех людей рождается естественным образом. Тогда им рассказывают, как они должны себя вести в такой ситуации, и люди начинают примерять на себя чужое поведение, чтобы получить в качестве вознаграждения, социальное одобрение. А это уже вербальное описание поведения, т.е. норма. Так формальное выражение горя по поводу утраты может стать институтом. «Вербальная формулировка правила становится первым шагом в создании института»2. Многие институты имеют подобное происхождение.

Первичное вознаграждение и норма могут управлять поведением людей. «Институты, как эксплицитные правила, управляющие поведением многих людей…»3 Вознаграждение может утратить свою силу, тогда институт становится уязвимым. Но норма будет еще поддерживать институт. Потому что каждый конформист – «жертва заговора молчания»4 Никто не сможет признаться, что он не скорбит, под страхом оскорбить других.

Для выживания, общество должно давать своим членам достаточно вознаграждений, чтобы они продолжали вкладывать свои деятельности в его поддержание.

Еще один важный процесс, с помощью которого элементарные формы социального поведения превращаются в социальные институты, это возрастающее разделение труда, которое Дж. Хоманс называет «косвенностью обменов вознаграждения». Для существования разделения труда, как институционального усложнения, необходим капитал. У общества всегда есть какой-нибудь капитал, будь то моральный кодекс, продукты, человеческий капитал или денежный. Важно, чтобы капитала было достаточно, потому что нововведения окупаются постепенно, на это потребуется время.

Итак, по мнению Дж. Хоманса, основой индустриализации является стремление людей получить какие-либо вознаграждения с помощью создания социальных институтов. А создание социальных институтов, в свою очередь, является способом разрешения конфликта между институциональным и субинституциональным поведением.

 

Краткая биография Т. Лукмана и П. Бергера.

Томас Лукман - немецкий социолог и философ, один из ведущих представителей современной социологии знания5, родился в 1927 году. В 1953 году в Новой Школе социальных исследований в университете Нью - Йорка он получил степень магистра, а в 1956 году степень доктора философии. Лукман преподавал во многих университетах: Новой Школе социальных исследований, в университетах Нью-Йорка, университете Фрейбурга, возглавлял отделение социологии во Франкфуртском университете, а с 1970 года стал профессором социологии в университете Констанца. Т. Лукман глубоко изучал социологию религии, рассматривая роль церкви в современном мире. Ученый был специалистом в области социологии языка, его интересовало влияние языка на человеческое сознание и повседневную жизнь. Основные работы: «Проблема религии в современном обществе», «Социальное конструирование реальности», «Невидимая религия», «Структуры жизненного мира», «Феноменология и социология».

Питер Людвиг Бергер – американский социолог и лютеранский теолог, австрийского происхождения. Родился в 1929 году. «Крупный специалист в области социологии религии, идеолог неоконсерватизма»6. Основные работы: «Приглашение в  социологию», «Социальное конструирование реальности», «Слухи об ангелах», «Социальное бытие религии», «Бездомное сознание. Модернизация и Сознание», «Лицом к Современности», «Реинтерпретированная социология».

Оба ученых были учениками и последователями А. Шюца, и основателями феноменологической социологии.

 

Теория институционализации П. Бергера – Т. Лукмана.

Теория институционализации П. Бергера – Т. Лукмана изложена в их общей работе «Социальное конструирование реальности» (1966 г.)

Центральное понятие в их теории – хабитуализация, т.е. опривычивание. Любое часто повторяющееся действие, становится образцом. Под хабитуализацией авторы так же понимали неоднократно совершенное действие, которое в будущем будет совершено тем же самым образом и с теми же усилиями.

Действие, ставшее привычным, может иметь многозначительный характер. Однако, по мнению ученых, хабитуализация уменьшает выбор и способы, с помощью которых это действие может осуществляться.

Процесс хабитуализации предшествует институционализации и может быть применен к гипотетически уединенному индивиду. То есть, хабитуализация может существовать не только в обществе.

Не смотря на то, то хабитуализация предшествует институционализации, она с ней тесно сопряжена. Институционализация есть везде, где существует типизация опривыченных действий. Итак, любая типизация является институтом. Здесь мы можем наблюдать сходство с теорией Дж. Хоманса. Типичные действия Хоманс называет вербальной формулировкой.

Важным отличием двух теорий является происхождение институционализации. У Хоманса – это желание вознаграждения, а у Лукмана и Бергера – устоявшаяся привычка.

Важной особенностью теории Лукмана и Берегера является то, что институты предполагают историчность и контроль. «Взаимные типизации действий постепенно создаются в ходе общей истории»7.

Институционализации присущ контролирующий характер, поддерживающий институт, даже если еще не созданы определенные санкции. Институты контролируют человеческое поведение, устанавливают его определенные образцы. Если человеческая деятельность была институционализирована, значит, она уже была подвергнута социальному контролю. Первичный контроль – и есть сам институт. Вторичный – система социального контроля.

Таким образом, наличие форм социального контроля есть и в теории Хоманса, и в теории Бергера–Лукмана.

Зачатки институционализации есть в каждой ситуации, которая продолжалась некоторое время.

Хабитуализация так же существует благодаря разделению труда и инновациям. Т.е. авторы делают упор на то же, что и Хоманс (косвенность вознаграждения).

Институциональный мир воспринимается, как объективная реальность. Сама история имеет характер объективности. Институты представляются индивиду, как неоспоримый факт. Благодаря фактичности институты имеют принудительную власть.

Продукты человеческой деятельности приобретают характер объективности. Этот процесс называется объективацией. Институционализация, так же как и отдельный институт - это «объективированная человеческая деятельность».8

Между человеком и социальной реальностью – диалектический процесс. И здесь ученые обнаруживают связь между тремя диалектическими моментами социальной реальности «Общество – человеческий продукт. Общество – объективная реальность. Человек – социальный продукт»9.

Одним из существенных различий в теориях является то, что в теории Хоманса упор делается на теоретическое знание, а у Бергера-Лукмана - на дотеоретиеское знание, т.е. на совокупности правил поведения, верований и фольклора.

 

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что теории институционализации Дж. Хоманса и     П. Берегера – Т. Луксана во многом похожи. Например, в условиях происхождения институционализации и наличие механизмов социального контроля.

Главное же различие в данных теориях – это основа, на которой строиться теория. Дж.Хоманс такой основой считал вознаграждения в виде денег или социального одобрения. Стремления людей получать вознаграждение служит основой создания новых социальных институтов.

Теория институционализации П. Берегера и Т. Луксана базируется на повторяющихся явлений и действий.

 

Список литературы:

  1. Учебно-методический комплекс «История социология XX века: университетский курс. Электронная хрестоматия // Хоманс. Жд. К. Социальное поведение и его элементарные формы // Глава 18. Институциональное и субинституциональное С. 796-810
  2. Учебно-методический комплекс «История социология XX века: университетский курс. Электронная хрестоматия // Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности С. 608-650
  3. Симонова О. А. История социологии XX века : Избранные темы: Логос С. 142-156

1 Учебно-методический комплекс «История социология XX века: университетский курс. Электронная хрестоматия // Хоманс. Жд. К. Социальное поведение и его элементарные формы // Глава 18. Институциональное и субинституциональное С. 797

2 Учебно-методический комплекс «История социология XX века: университетский курс. Электронная хрестоматия // Хоманс. Жд. К. Социальное поведение и его элементарные формы // Глава 18. Институциональное и субинституциональное С. 798

3 Учебно-методический комплекс «История социология XX века: университетский курс. Электронная хрестоматия // Хоманс. Жд. К. Социальное поведение и его элементарные формы // Глава 18. Институциональное и субинституциональное С. 799

4 Учебно-методический комплекс «История социология XX века: университетский курс. Электронная хрестоматия // Хоманс. Жд. К. Социальное поведение и его элементарные формы // Глава 18. Институциональное и субинституциональное С. 796

5 Симонова О. А. История социологии XX века: Избранные темы: Логос. С. 144

6 Симонова О. А. История социологии XX века: Избранные темы: Логос. С. 142

7 Учебно-методический комплекс «История социология XX века: университетский курс. Электронная хрестоматия // Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности // Глава 2. Общество как объективная реальность С. 643

 

8 Учебно-методический комплекс «История социология XX века: университетский курс. Электронная хрестоматия // Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности // Глава 2. Общество как объективная реальность С. 646

9 Учебно-методический комплекс «История социология XX века: университетский курс. Электронная хрестоматия // Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности // Глава 2. Общество как объективная реальность С. 647

Четверикова Валерия 
235 группа


Информация о работе Теории институционализации Дж.К. Хоманса и П. Бергера—Т. Лукмана: сходства и различия