Теоретические основы социальной работы с неформальными группами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения – это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….3
Глава 1.Теоретические основы изучения неформальных групп…....5
Понятие и классификация малых неформальных групп…………………………………………………………………....5
Факторы возникновения малых неформальных групп…….....12
Глава 2. Теоретические основы социальной работы с неформальными группами………..……………………………….…16
Специфика социальной работы в современных условиях с МНГ……………………………………………...……………….……17
2.2. Особенности работы социального работника с малыми неформальными группами …………………………………..………21
Заключение…………………………………………...……………….24
Список литературы…………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

2436 Курсовая СР с МНГ.docx

— 56.66 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

Тема: Теоретические основы социальной работы с неформальными группами

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………….….3

Глава 1.Теоретические основы изучения неформальных групп…....5

    1. Понятие и классификация малых неформальных групп…………………………………………………………………....5
    2. Факторы возникновения малых неформальных групп…….....12

Глава 2. Теоретические основы социальной работы с неформальными группами………..……………………………….…16

    1. Специфика социальной работы в современных условиях с МНГ……………………………………………...……………….……17

2.2. Особенности работы социального работника с малыми неформальными группами …………………………………..………21

Заключение…………………………………………...……………….24

Список  литературы…………………………………………………...27

 

Введение

Современная социально-политическая ситуация в  России показывает, что неформальные молодежные объединения – это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность.

Также актуальность в том, что существуют два обстоятельства, обуславливающие необходимость социально-педагогического исследования в данной сфере. Во-первых, стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные. Во-вторых, в настоящее время наблюдается скачкообразный рост неформальных молодежных объединений. Участие подростков в неформальных молодежных объединениях может привести к различным последствиям в их дальнейшей жизни. Среди причин и условий, способствующих отклоняющемуся поведению, следует выделить участие молодежи в неформальных объединениях.

Проблема  отклоняющегося поведения молодежи в отечественной и в зарубежной специальной литературе рассматривается в ракурсе взаимоотношений человека или группы людей с окружающим миром, отношений к социальным нормам и духовным ценностям определенной общественной среды (Б.А. Ермолаев, С.А. Завражин, Е.А. Плеханов, А.К. Попова, В.А. Попов, Л.В. Мардахаев [12], Х.Х. Боле, Х. Ейферт, Х.-У. Отго, Х. Тирш, Р. Бауер, Х. Бекер, З. Ламнек [18]).

В отечественной  науке исследованием неформальных молодежных объединений занимались И.П. Башкатов, И.Ю.Борисов, А.Г. Быстрицкий, А.В. Громов, А.С. Запесоцкий, А.В.Зинченко, О.С.Кузин, В.Т.Лисовский, А.Л. Мазурова, Д.М. Махьянов, И.А.Невский, В.С. Овчинский, В.А.Попов, Л.А. Радзиховский, М.В. Розин, К.Ю. Сундиев, А.П. Файн, Д.И. Фельдштейн, Ю.И. Юричка, и другие. [11, 16, 20]

Следует отметить, что в то время как  исследованию неформальных групп молодежи посвящен ряд серьезных работ  и монографий, объединения экстремистской направленности, причины их возникновения и методы работы с ними изучены и освещены в отечественной педагогической, социально-педагогической и психологической литературе недостаточно глубоко. Отдельным аспектам данной проблемы посвящены лишь разрозненные публикации и разделы в исследованиях, посвященных молодежной тематике.

Цель  данного исследования – выявление  особенностей социальной работы с малыми неформальными группами подростков.

Объект  исследования – социальная работа с малыми неформальными группами (МНГ).

Предмет исследования – содержание и формы социальной работы с малыми неформальными группами.

Задачи  исследования:

1. Провести  теоретический анализ литературы  по проблеме малых неформальных  групп.

2. Изучить  структуру и причины формирования  малых неформальных групп.

3. Выявить  особенности социальной работы с малыми неформальными группами.

Методы  исследования – анализ научной литературы по различным аспектам социальной работы с малыми неформальными группами.

Работа  состоит: из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.

 

1.1. Понятие и классификация малых неформальных групп

Малые неформальные группы – это явление массовое. Малая неформальная группа играет важную роль в жизнедеятельности общества и конкретного человека представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. В последнее время в крупных городах страны, молодежь стала объединяться в так называемые «неформальные» группировки («самодеятельные любительские объединения молодежи») для возможности реализации своих потребностей. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений [11].

Группа  – это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (стр. 106) [1].

В качестве признаков группы выделяют: осознание  отдельным индивидом своей принадлежности к группе; наличие между индивидами определенных отношений; сформированность внутренней организации (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов и т.п.); групповое давление, побуждающее индивидов к поведению в соответствии с принятыми общностью нормами; изменение во мнениях, установках, поведении индивидов, обусловленное их включенностью в некоторую общность.

При таком  понимании, малая группа выступает  как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено  определенной общественной системы, как  часть общественной структуры» (стр. 71) [7]. Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов.

Различают формальные и неформальные группы. Неформальная группа – малая группа, стихийно сложившаяся на основе межличностных  отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Такая группа характеризуется: относительной независимостью от социальных структур; нечетко выраженной целью  групповой деятельности; неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства, не имеет четко определенного статуса в обществе, не выполняет однозначно описанных «обязанностей» перед другими общностями, возникает самопроизвольно (спонтанно) в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий, является скорее спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. [7] В неформальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.

Неформальные  подгруппы являются неотъемлемым атрибутом  подавляющего большинства малых  групп, представляют собой такое  же реальное явление, как и сама группа. Они возникают и играют важную роль в различных типах малых  групп.

Донцов  А.И.  выделяет общие качества, относящиеся к формальным и неформальным группам:

- интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности – разобщенность, дезинтеграция);

- микроклимат  определяет самочувствие каждой  личности в группе, ее удовлетворенность  группой, комфортность нахождения  в ней; 

- референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов;

- лидерство  – степень ведущего влияния  тех или иных членов группы  на группу в целом в направлении  осуществления групповых задач; 

- интрагрупповая активность – мера активизации групповой составляющих ее личностей;

- интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы. [7]

Кроме вышеперечисленных, рассматриваются следующие качества:

- направленность  группы – социальная ценность  принятых ею целей, мотивов  деятельности, ценностных ориентаций  и групповых норм;

- организованность  – реальная способность группы  к самоуправлению;

- эмоциональность  – межличностные связи эмоционального  характера, преобладающей эмоциональный  настрой группы;

- интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

- волевая  коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях. [15]

Различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано  с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство  возникает на основе личных взаимоотношений  участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах  официальный лидер, занимающий руководящие  должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Так как  лидер в процессе взаимоотношений  влияет на общество, в котором он находится, то важно узнать какое  значение для юноши или подростка  имеет общество сверстников.

Обилие  малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому  необходима их классификация. Неоднозначность  понятия малой группы породила и  неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные  основания для классификации  малых групп: группы различаются  по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты  контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации:

1) деление  малых групп на «первичные» и «вторичные» Ч. Кули. Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. [15]

2) деление  их на «формальные» и «неформальные», Э. Мэйо. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Несмотря на обилие исследований по социальной психологии организаций, достаточно четкого разделения понятий «организация» и «формальная группа» до сих пор не существует. [15]

3) деление  на «группы членства» и «референтные группы». Открытие самого феномена «референтной группы» принадлежит Г. Хаймену. (М. Шериф, Г. Келли) (А.В. Петровский, 1978) (Щедрина, 1979) [15]

Исследователи, изучающие особенности малых неформальных групп в научной и молодёжной среде, выделяют их специфические черты. Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур [16]:

- романтико-эскапистские  субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками байкеры);

- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.);

- криминальные («гопники», «люберы»);

- анархо-нигилистические  (панки, экстремистские субкультуры  «левого» и «правого» толка), которые  можно также назвать радикально-деструктивными.

Специалисты дают и несколько иную характеристику малых неформальных групп молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1) способом  времяпрепровождения - музыкальные  и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

2) с социальной  позицией – эко-культурные (защита культурной среды);

3) с образом  жизни – «системники» и их многочисленные ответвления. [10]

Остаются  в тени подростковые группы по месту  жительства, возникающие и существующие ради удовлетворения своих потребностей, интересов и поддерживающие полулегальный  статус. Их деятельность, как и других неформальных групп, не регламентирована правовыми документами, неподотчетна государственным и общественным организациям. Они подчеркнуто развивают  свою субкультуру, для которой характерна замкнутость и альтернативность. Являясь промежуточными между общественными  объединениями, организациями и  нелегальными преступными группами, эти объединения зачастую формируют  криминогенную субкультуру. Состав их разнообразен: школьники, учащиеся ПТУ, техникумов, студенты вузов, работающие, не работающие и не учащиеся.

Их антиобщественная деятельность основана на двух тенденциях:

1) институционализации  путем осуществления общественно  полезных устремлений; 

2) криминализации  из-за невозможности добиться  цели легально.

По направленности интересов М. Топалов так классифицирует малые неформальные группы учащихся:

- увлечение  современной молодежной музыкой; 

- устремление  к правопорядковой деятельности;

- активно  занимающиеся определенными видами спорта;

- философско-мистические  [16].

А.Н Сухов  выделяет различные спонтанные группы (компании) по характеру социальной направленности:

Информация о работе Теоретические основы социальной работы с неформальными группами