Темперамент в структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

Темперамент (лат. temperamentum) определяется как надлежащее соотношение черт (от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии), - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Содержание работы

Введение 3
Общее понятие о темпераменте 3
Из истории учения о типах темперамента 4
Физиологическая основа темперамента 9
Психологическая характеристика темпераментов 11
Темперамент и личность 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Реферат Темперамент в струутуре личности.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

 

 

 

 Кафедра  социологии и психологии

 

 

РЕФЕРАТ

 

ТЕМПЕРАМЕНТ В СТРУКТУРЕ  ЛИЧНОСТИ

 

 

 

Выполнил:   ст.гр. ТХ-10-2                                                               /Пономарева О.И.

 

 

 

Проверил:  доцент                                                                / Сорокин С.И./                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

" Темперамент ", " личность " - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Темперамент (лат.  temperamentum) определяется как надлежащее соотношение черт (от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии), - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе  генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

 

Общее понятие о темпераменте

 

Темперамент - это  индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических  процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые  внешние особенности поведения человека - подвижность, активность,  быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует  динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов,  интересов, не является показателем ценности или малоценности личности,  не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства  темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить  следующие основные компоненты, определяющие темперамент:

- общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются  представители различных темпераментов.

- двигательная или моторная активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

- эмоциональная активность выражается в эмоциональной  впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По устойчивым внешним признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

Из истории учения о типах темперамента

 

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V  в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, -входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum”. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью : сангвиника (от лат.  sanguis - “кровь”), флегматика (от греч. -  phlegma - “флегма”), холерика (от греч. chole - ”желчь”), и меланхолика (от греч.  melas chole - “черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

Имануил Кант (22.06.1724-12.021804) говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью  жизненной силы закономерно подвижное в теле. К чему относят также тепло или холод при обработке этих соков.)

Но с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души (способности  чувства и желания), эти выражения касающиеся свойств крови, определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами (из которых кровь самая главная).

Главное деление учения о темпераментах  такое:  темпераменты чувства и  темпераменты действия делятся на два вида, что в совокупности дает четыре  темперамента.

К темпераментам чувств  Кант причислил: А) сангвинический и В) его противоположность - меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое  и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко (не бывает продолжительным); во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни.  В этом следует усматривать различие темпераментов чувств, а в не расположении к веселью или грусти.

1. ТЕМПЕРАМЕНТЫ ЧУВСТВА

А. Сангвинический темперамент  человека веселого нрава 

Способ чувствования сангвиника можно  узнать по следующим проявлениям. Это  человек беззаботный, полный надежд; каждой вещи он на мгновение придает  большое значение. А через минуту уже перестает о ней думать. Он честно обещает, но не держит своего слова, т.к. он до этого недостаточно глубоко обдумал, в состоянии ли он сдержать его. Он достаточно добродушен, чтобы оказать помощь другому, но он плохой должник, и всегда требует отсрочки. Он хороший собеседник, шутит, весел, готов ничему в мире не придавать большого значения и все люди ему друзья. Обычно он не злой человек, но грешник, не легко поддающийся исправлению. Правда, он сильно раскаивается. Но скоро забывает свое раскаяние (которое никогда не превращается к него в скорбь). Работа его скоро утомляет, но он без устали занимается тем, что в сущности есть только игра. Ибо игра всегда связана с переменами, а выдержка не по его части.

В. Меланхолический темперамент  человека мрачного нрава

Человек, расположенный к меланхолии (не меланхолик, ибо это означает уже состояние, а не просто расположение к состоянию), придает всему, что  его касается, большое значение, везде находит поводы для опасений и обращает внимание прежде всего  на трудности. Он с трудом даст обещание, ибо не может его не исполнить, но сомневается, в состоянии ли он его исполнить. И все это у него объясняется  не моральными причинами (ибо здесь идет речь о чувственных мотивах), а тем, что противоположное доставляет ему неприятность, и именно поэтому он становится озабоченным, недоверчивым, полным сомнений, а из-за этого и маловосприимчивым к веселью. Впрочем, когда это расположение духа становится привычным, оно противопоставляет расположению духа человеколюбца, которое собственно больше сангвинику, по крайне мере по побуждению, ибо тот, кто сам должен обходиться без радости, вряд ли пожелает ее другому.

II. ТЕМПЕРАМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. Холерический темперамент  человека вспыльчивого

О нем говорят, что он горяч, вспыхивает быстро, как солома, но при уступчивости других скоро остывает. В его гневе нет ненависти, и он любит другого тем сильнее, чем скорее тот ему уступает. Его деятельность быстра, но непродолжительна. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот почему он охотно делается начальником, который руководит делами, но сам вести их не хочет. Поэтому его господствующая страсть - честолюбие; он охотно берется за общественные дела и желает. Чтобы его громогласно хвалили. Он любит поэтому блеск и помпезность церемоний, охотно берет под свою защиту других и с виду великодушен, не из любви, однако, а из гордости, ибо себя самого он любит больше. Он следит за порядком и кажется поэтому умнее, чем он есть. Он любит располагать средствами, чтобы не быть скаредным; он вежлив, но любит церемонии, натянут. Напыщен в обхождении и охотно имеет при себе какого-нибудь льстеца. Который служит мишенью для его остроумия, и больше переживает, когда его гордые притязания встречают отпор. Достаточно немного едкого остроумия. Чтобы мигом исчез ореол важности. Одним словом. холерический темперамент - самый несчастный из всех темпераментов, ибо больше других вызывает противление себе.

Д. Флегматический темперамент  хладнокровного

Флегма означает отсутствие аффекта, а не инертность (безжизненность), и поэтому человека, у которого нет флегмы, нельзя назвать флегматиком и под этой кличкой зачислять в разряд лентяев.

Флегма как слабость - это склонность к бездеятельности, нежелание браться  за дело, даже если побуждения к этому очень сильные. Нечувствительность к побуждениям представляет собой довольную бесполезность, и его склонности направлены только на насыщение и сон.

Флегма как сила - это способность  приходить в движение и не легко  и не быстро, но зато надолго. Тот, у кого в крови добрая доза флегмы, нагревается медленно, но долго хранит тепло. Он не легко приходит в гнев, а сначала колеблется, следует ли ему сердиться.

Хладнокровному нечего жалеть о  том, что у него совершенно обычная  доля разума, но в то же время он от природы одарен этой флегмой; хотя он и лишен блеска, но зато исходит их принципов, а не из инстинктов. Его удачный темперамент заменяет ему мудрость, и даже в обыденной жизни его часто называют философом. Своим темпераментом он превосходит других, не задевая их тщеславия. Его часто называют также пронырой, ибо все направленные на него [снаряды выпущенные из] баллист и  катапульт  отскакивают  от него как от мешка с ватой. Это уживчивый муж, который умеет забирать власть над женой и родственниками, хотя с виду он покорен воле всех. Т.к., обладая непреклонной, но благоразумной волей, он умеет приспособить их волю к своей, подобно тому как тела с наибольшей массой и большой скоростью движения, нанося удар, пробивают встречающиеся им препятствия насквозь, а при меньшей  скорости, но при большом объеме, увлекают за собой это препятствие, не разрушая его.

Если один темперамент, как обычно думают, соединяется с другим, то они или противодействуют друг другу, или нейтрализуются. Первое бывает, когда полагают, будто в одном и том же субъекте соединены сангвинический темперамент с меланхолическим или холерический с флегматическим, ибо они (А и В, равно как С и Д) противоречат друг другу. Второе, а именно нейтрализация, происходит будто бы при (словно химическом) смешении сангвинического темперамента с холерическим и меланхолического с флегматическим. Нельзя мыслить слитым в одном и том же акте добродушное веселье с грозным гневом или муки самоистязания с довольным спокойствием невзыскательной души. Но если одно из этих двух состояний в одном и том же субъекте должны смешиваться с другим, то получаются только причуды и капризы, а не определенный темперамент.

Следовательно, сложных  темпераментов  нет.

С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях  телосложения. Эти типологии получили название КОНСТИТУЦИОННЫХ ТИПОЛОГИЙ. Так наибольшее распространение получила  типология, предложенная Э.Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:

Информация о работе Темперамент в структуре личности