Технология защиты интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

С 1 января 2008 года вступила в силу четвертая глава Гражданского кодекса Российской Федерации. Она посвящена правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
До недавнего времени данной главы просто- напросто не было и только сейчас интеллектуальной собственности и ее защите со стороны государства стало удаляться довольно пристальное внимание: это и разработка сего нормативного акта в середине 2006 г., вступление его в силу с 1 января текущего года, а также обширный интерес к нему со стороны общественности.

Файлы: 1 файл

Технология защиты интеллектуальной собственности.docx

— 53.29 Кб (Скачать файл)

Товарные  знаки

Одним из инструментов формирования стабильного спроса на продукцию  конкретного производителя является товарный знак. По-другому его еще  называют торговой маркой, знаком обслуживания или брендом. Товарный знак выступает  гарантом качества, служит активным средством  привлечения внимания, позволяет  потребителям сделать осознанный выбор  при покупке.

 Товарный знак можно разработать  самостоятельно и зарегистрировать  в установленном порядке во  избежание подделок и недобросовестного  использования конкурентами. Затем  он применяется для собственных  нужд и "раскручивается" путем  активной рекламы.

 После того как товарный  знак становится узнаваемым, можно  предоставлять его в пользование  третьим лицам и получать от  данной операции доход6.

Можно выделить следующие функции  товарных знаков: информационная (каждый знак отсылает человека к обозначаемому  предмету), отличительная (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному  товаропроизводителю), гарантийная (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует  потребителю определенный набор  полезных свойств товара, его качество и репутацию на рынке), рекламная (товарный знак выделяет из массы однородных товаров именно данный товар), ограничительная (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения).

Товарные знаки следует отличать от фирменных наименований, которые  призваны различать производителей (а не производимые товары и услуги). Значительное число товарных знаков воспроизводит часть фирменного наименования его владельца. Кроме того, возможны ситуации, когда фирменные наименования будут совпадать с товарными знаками (например, когда в качестве товарного знака зарегистрировано наименование юридического лица). Однако и в последнем случае обычно не воспроизводится полное фирменное наименование.

Авторские и смежные права

Под авторскими правами необходимо понимать комплекс правовых норм, направленных на защиту результатов творческих произведений от копирования, исполнения или распространения  без разрешения; особые законодательно определенные права авторов произведений науки, литературы, искусства на распоряжение и использование созданных ими  творений.

Возникновение авторских прав непосредственно  связано с фактом создания произведения. При этом не требуется какого-либо специального оформления или регистрации. Произведение считается существующим с момента его фактического создания.

Права автора представляют собой совокупность имущественных, личных неимущественных  прав и исключительных прав.

Личные неимущественные  права. Это права, связанные с личностью автора, которые включают право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно), право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв, а также право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Принимая во внимание статью 1251: “в случае нарушения личных неимущественных  прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении в целях восстановления репутации автора”.

Имущественные права. Это права автора, связанные с использованием произведения автором либо третьими лицами. Имущественные авторские права включают право на воспроизведение, распространение, импорт, перевод, переработку, сообщение в эфир, публичное исполнение и показ, а также доведение до всеобщего сведения произведения. Так, одно или совокупность указанных правомочий автора определяют определенный вид использования произведения в повседневной жизни. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение и распространение произведения.

Имущественные авторские права  могут носить исключительный либо неисключительный характер. Изначально, при создании произведения автор обладает исключительными  авторскими правами, т.е. вправе запрещать  использовать произведение третьим  лицам7.

Исключительные права – права патентообладателя на использование охраняемых патентом изобретения, полезной модели или промышленного образца по своему усмотрению, если такое использование не нарушает прав других патентообладателей, включая право запретить использование указанных объектов другим лицам.

Обладатель исключительных прав в  целях оповещения третьих лиц  о своих правах уполномочен ставить  знак ©, собственное имя (наименование) и год первого опубликования  работы на каждом экземпляре произведения. Закон "Об авторском праве и  смежных правах", определяя общее  правило, устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни  автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве).

Право авторства, право на имя и  право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

В соответствии с тем же Законом, авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под  псевдонимом, а также впервые  выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после  даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии  личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу8.

Смежные права в соответствии со статьей 1303 ГК – это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

И на самом деле, смежные права  представляют собой такие права, которые обусловлены существованием имущественных авторских прав. 
обладателями смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, а также организации эфирного и кабельного вещания. 
Из Закона "Об авторском праве и смежных правах" можно вывести определенные основания легитимности использования смежных прав. Так, за исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения исполнителем прав автора исполняемого произведения. В свою очередь, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором соответствующего произведения.

Патентное право

 

Патентное право – это интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.9

Патентование - это способ правовой охраны ряда объектов интеллектуальной собственности путем их государственной  регистрации (внесения в реестр федеральным  органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности).

Исключительное право на объекты  Патентного права признается и охраняется при условии государственной  регистрации соответствующего изобретения, полезной модели или промышленного  образца, на основании которой федеральный  орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает на них патент.10

В отношении изобретения Гражданский  кодекс отдельно устанавливает: заявленному  изобретению с момента публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента предоставляется  временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы. Таким образом, законодательство обеспечивает право автора на собственное изобретения на время рассмотрения заявки11.

Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. В случае если в создании участвовало несколько физических лиц, все они считаются авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением  между ними.

Патент выдается после государственной  регистрации и внесения в реестр соответствующего изобретения, полезной модели, промышленного образца автору либо его работодателю, в случае создания автором соответствующего объекта в рамках служебного задания.

Согласно общему правилу срок действия патента на изобретения действует  до истечения двадцати лет с момента  подачи заявки в федеральный орган  исполнительной власти по интеллектуальной собственности, хотя есть и специальные  сроки предоставления охраны изобретениям.

Патент на полезную модель действует  до истечения пяти лет, на промышленный образец действует до истечения  десяти лет с момента подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Указанные сроки действия патентов могут быть продлены федеральным  органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству патентообладателя, но не более чем на три и пять лет соответственно.

Поэтому получение патента на соответствующий  объект промышленной собственности  является отправным моментом охраны таких объектов интеллектуальной собственности.

 

Новые объекты интеллектуальной собственности

 

Новые объекты интеллектуальной собственности  сейчас представляют собой селекционные достижения, так называемые ноу-хау, а также технологии интегральных микросхем.

Статья 1465 ГК гласит: “Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны”.

Коммерческая тайна.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", коммерческая тайна –  это "конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах  увеличить доходы, избежать неоправданных  расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или  получить иную коммерческую выгоду".

Оно позволяет не только хранить  секреты производителей, но и преследовать тех, кто на них посягает. Согласно российскому законодательству к  коммерческой тайне относятся информация, которая:

  • имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим;
  • не является общедоступной на законном основании;
  • не содержит государственной тайны.

 

Глава 2. Способы и механизмы защиты интеллектуальной собственности

2.1 Права на авторский знак

 

Защита прав на товарный знак осуществляется в случае нарушения, под которым  понимается несанкционированное использование  обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком для маркировки товаров  или услуг того же рода в период и на территории действия регистрации  товарного знака. Таким образом, достаточно совершения любого из перечисленных  в Законе о товарных знаках действий, чтобы возникла необходимость в  защите прав на товарные знаки.

Для возникновения ответственности  лица, нарушившего права владельца  исключительного права на товарный знак, достаточно самого факта нарушения. Однако если ущерб имели место, то в этом случае правообладатель на товарный знак имеет право требовать  их возмещения в полном объеме (включая  упущенную выгоду).

В соответствии со статьей 12 ГК РФ со 46 Закона “О товарных знаках” защита гражданских прав от незаконного  использования товарного знака  помимо требований о прекращении  нарушения или взыскания причиненных  убытков осуществляется также путем:

  • Публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
  • Удаления товарного знака с контрафактных товаров за счет нарушителя;
  • Удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок, в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению, в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения12.

Информация о работе Технология защиты интеллектуальной собственности