Технология социальной работы в хосписах: отечественный и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:15, реферат

Описание работы

Организация деятельности учреждений хосписного типа. История создания хосписов. Основное содержание работы хосписа и основные организационно-методические подходы. Роль социального работника в работе хосписа. Паллиативная медицина и помощь. Международный благотворительный фонд Хоспис - Украина.

Файлы: 1 файл

Технология социальной работы в хосписах.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Направления на госпитализацию в дома (отделения) сестринского ухода и хосписы осуществляются участковыми врачами территориальных, цеховых и сельских приписных участков, здравпунктов, врачебных амбулаторий или другими врачами-специалистами, по представлению фельдшеров, работников органов социального обеспечения, общественных и благотворительных организаций.

Основные задачи хосписа:

1.                 Формирование новой формы медицинского и социального;

2.                 Обслуживания инкурабельных больных – благотворительной медицины;

3.                 Больным терминальной стадии и улучшение им медицинской помощи на дому;

4.                 Проведение симптоматического лечения больных в терминальных стадиях, организация им квалифицированного ухода с применением психотерапевтических и традиционных методик;

5.                 Подбор и проведение необходимой обезболивающей терапии;

6.                 Оказание социально-психологической помощи больным и родственникам, обучение родственников навыкам ухода за тяжелобольными.

Родственники больных имеют возможность оставаться со своими близкими в палате (или недалеко в отдельном помещении), сколько они того хотят. Условия работы персонала, организация деятельности «сложного организма» хосписа соответствуют всем требованиям, предъявляемым к учреждениям подобного рода.

Основное содержание работы хосписа и основные организационно-методические подходы

Основное содержание работы Хосписа:

1.                 оказание помощи индивиду для осознания и устранения затруднений медицинского, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющих на него;

2.                 содействие устранению или смягчению возникших трудностей путем паллиативных, поддерживающих, реабилитационных технологий;

3.                 защита лиц, оказавшихся в сложных жизненных, социально – психологических, материальных, социально-бытовых обстоятельствах в соответствии с законом, прибегая к использованию власти и необходимых организационных, материальных, технических и иных ресурсов;

4.                 способствовать более широкому использованию каждой личностью собственных возможностей для социальной самозащиты;

5.                 планировать организацию предоставления услуг, предупреждающих возникновение и содействующих разрешению социальных проблем;

6.                 осуществлять адресную, дифференциальную социальную поддержку и защиту уязвимой категории населения.

Основные организационно-методические подходы:

1.                 формирование междисциплинарной команды квалифицированных специалистов разного профиля: врачей, психиатров, социальных работников, священнослужителей и их помощников, волонтеров, юристов, работающих вместе по принципам взаимодополняемости и сотрудничества членов команды с больным человеком и его семьей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2.                 комплексный подход к анализу ситуации;

3.                 системный подход к анализу ситуации, складывающейся вокруг конкретного человека;

4.                 организация адресной помощи по индивидуальным программам, основанным на модульном принципе;

5.                 образовательная деятельность хосписа – подготовка специальных курсов по обучению работе в команде, пособия по уходу за больным, и др.[2]

Роль социального работника в работе хосписа

Поскольку за небольшой срок существования в Украине хосписов стали очевидными преимущества паллиативной помощи для группы неизлечимых больных и необходимость дальнейшего развития хосписного движения, то совершенно очевидна роль в этом специалистов по социальной работе.

Именно специалисты по социальной работе в сотрудничестве с врачами, психологами, способны успешно решать стоящие перед ними задачи: оказывать помощь и достигать эффективного взаимопонимания с учетом психологических и духовных потребностей тяжелобольных и умирающих пациентов, а также психологических проблем семьи и других лиц, играющих важную роль в жизни больного. Важными характеристиками социального работника являются гуманистическое, позитивное отношение, высокая положительная самооценка, легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота, эмоциональная устойчивость, отсутствие тревожности как личностной черты, неагрессивное, необвинительное поведение в конфликтных ситуациях, высокая степень личностной социальной ответственности.

Личность социального работника в аспекте профессиональной деятельности рассматривается как один из серьезных факторов достижения успеха в решении вопросов организации, управления и внедрения спектра социальных услуг «обреченным» больным и их ближайшему окружению в системе паллиативной медицины и ухода.

Таким образом, помимо лечения злокачественных новообразований, социально-медицинская работа с онкобольными включает в себя медико-социальное обслуживание инкурабельных больных, а также организацию хосписного обслуживания. Универсальность организации социально-медицинской помощи инкурабельным больным в хосписе является наиболее эффективной формой, которая позволяет более полно удовлетворить их социальные, психологические и медицинские нужды.

Введение в штат паллиативной медицины социального работника позволит реально повысить эффективность работы хосписа, качественно улучшить жизнь инкурабельных больных и их семей и скоординировать деятельность персонала на выполнение своих непосредственных обязанностей.

Нормативная база деятельности хосписов

Хоспис создается в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Украины.

Должностные лица и персонал хосписа руководствуются в своей деятельности законодательством Украины.

Хоспис является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием, угловой штамп с наименованием учреждения, бланки.

Хоспис осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и на основании лицензии, полученной в установленном порядке.

Хоспис может являться клинической и учебной базой медицинских образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов.

Хоспис выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном, третейском судах в соответствии с законодательством Украины.

Хоспис выполняет государственные мероприятия по мобилизационной подготовке в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.

Хоспис в целях реализации государственной, социальной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.); обеспечивает передачу на государственное хранение документов.

Заповеди хосписа и основные положения концепции хосписов

Заповеди хосписа:

1.                 Хоспис - не дом смерти. Это достойная жизнь до конца. Мы работаем с живыми людьми. Только они умирают раньше нас.

2.                 Основная идея хосписа - облегчить боль и страдания как физические, так и душевные. Мы мало можем сами по себе и только вместе с пациентом и его близкими мы находим огромные силы и возможности.

3.                 Нельзя торопить смерть и нельзя тормозить смерть. Каждый человек живет свою жизнь. Время ее не знает никто. Мы лишь попутчики на этом этапе жизни пациента.

4.                 За смерть нельзя платить, как и за рождение.

5.                 Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. То, что кажется мелочью, пустяком в жизни здорового человека - для пациента имеет огромный смысл.

6.                 Пациент и его близкие - единое целое. Будь деликатен, входя в семью. Не суди, а помогай.

7.                 Пациент ближе к смерти, поэтому он мудр, узри его мудрость.

8.                 Каждый человек индивидуален. Нельзя навязывать пациенту своих убеждений. Пациент дает нам больше, чем мы можем дать ему.

9.                 Репутация хосписа - это твоя репутация.

10.              Не спеши, приходя к пациенту. Не стой над пациентом - посиди рядом. Как бы мало времени не было, его достаточно, чтобы сделать все возможное. Если думаешь, что не все успел, то общение с близкими ушедшего успокоит тебя.

11.              Ты должен принять от пациента все, вплоть до агрессии. Прежде чем что-нибудь делать - пойми человека, прежде чем понять - прими его.

12.              Говори правду, если пациент этого желает и если он готов к этому. Будь всегда готов к правде и искренности, но не спеши.

13.              «Незапланированный» визит - не менее ценен, чем визит «по графику». Чаще заходи к пациенту. Не можешь зайти - позвони; не можешь позвонить -вспомни и все-таки... позвони.

14.              Хоспис - дом для пациентов. Мы хозяева этого дома, поэтому: переобуйся и вымой за собой чашку.

15.              Не оставляй свою доброту, честность и искренность у пациента - всегда носи их с собой.

16.              Главное, что ты должен знать, что ты знаешь очень мало.

Основные положения концепции хосписов:

1.                 хоспис оказывает помощь преимущественно онкологическим больным с выраженным болевым синдромом на тяжелой стадии заболевания, подтвержденного медицинскими документами.

2.                 первичным объектом медико-социальной и психологической помощи в хосписе являются больной и его семья. Уход за больными осуществляет специально подготовленный медицинский и обслуживающий персонал, а также родственники больных и добровольные помощники, прошедшие предварительное обучение в хосписе.

3.                 хоспис обеспечивает амбулаторную и стационарную помощь больным. Амбулаторная помощь оказывается на дому бригадами выездной службы хосписа («хоспис на дому»). Стационарная помощь в зависимости от нужд больного и его семьи оказывается в условиях круглосуточного, дневного или ночного пребывания больных в стационаре.

4.                 вся совокупность медико-социальной и психологической помощи больному должна быть направлена на ликвидацию или уменьшение болевого синдрома и страха смерти при максимально возможном сохранении его сознания и интеллектуальных способностей.

5.                 каждому больному в хосписе должен быть обеспечен физический и психологический комфорт. Физический комфорт достигается созданием в стационаре условий, максимально приближенных к домашним. Обеспечение психологического комфорта осуществляется на основе принципа индивидуального подхода к каждому больному с учетом его состояния, духовных, религиозных и социальных нужд.

6.                 источниками финансирования хосписов являются бюджетные средства, средства благотворительных обществ и добровольные пожертвования граждан и организаций». Поэтому услуги хосписа бесплатны для жителей закрепленной за ним территории. Но большинство российских хосписов имеет платные отделения и платные услуги, которые могут быть оказаны по выбору пациента.

Концепция и заповеди хосписа позволяют понять суть хосписа, как нового учреждения медико-социальной помощи, они являются определяющими в решении вопросов профессионального отбора медицинских работников и волонтеров для работы в хосписе. В то же время заповеди хосписа мобилизуют духовный потенциал персонала, позволяют совершенствовать профессиональное мастерство, учат доброте и великодушию, отзывчивости, готовности к бескорыстной помощи.

Паллиативная медицина и помощь

11 октября – Всемирный день хосписной и паллиативной помощи. Фактически это день милосердия, поскольку речь идет о клиниках, где безнадежные больные доживают свои последние дни. В 1982 г. ВОЗ выделила паллиативную помощь в отдельное направление медицины. Одним из первых в Украине десять лет назад открылся Харьковский областной центр паллиативной медицины.

Паллиативная помощь включает и физическую, и моральную, и духовную поддержки тяжелобольного человека, и решение его социальных проблем и юридические вопросы, – говорит создатель и главврач Харьковского хосписа, кандидат медицинских наук, доцент, заслуженный врач Украины, дьякон УПЦ Виталий Экзархов.[4]

Паллиативная медицина – область здравоохранения, призванная улучшить качество жизни пациентов с различными нозологическими формами хронических заболеваний приемущественно в терминальной стадии развития в ситуации, когда возможности специализированного лечения ограничены или исчерпаны. Паллиативная помощь больным не ставит целью достижение длительной ремиссии заболевания и продление жизни (но и не укорачивает ее). Облегчение страданий – это этический долг медицинских работников. Каждый пациент с активным прогрессирующим заболеванием, приближающийся к смертельному исходу, имеет право на паллиативную помощь.

Паллиативная помощь призвана повышать качество жизни пациента, невзирая на предполагаемую небольшую продолжительность жизни. Главный принцип – от какого бы заболевания пациент не страдал, каким бы тяжелым это заболевание не было, какие средства не были бы использованы для его лечения, всегда можно найти способ повысить качество жизни больного в оставшиеся дни.

Паллиативная помощь не допускает эутаназию и самоубийство при посредничестве врача. Просьбы об эутаназии или о содействии в самоубийстве обычно свидетельствуют о необходимости улучшения ухода и лечения больного. При развитой современной междисциплинарной паллиативной помощи пациенты не должны испытывать непереносимых физических страданий и психосоциальных проблем, на фоне которых чаще всего возникают подобные просьбы.

Информация о работе Технология социальной работы в хосписах: отечественный и зарубежный опыт