Технология социальной работы с женщинами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить технологии социальной работы с женщинами.
Задачи:
Раскрыть особенности социального статуса женщин в РФ.
Изучить специфику социальных проблем женщин.
Рассмотреть виды технологий социальной работы с женщинами.
Изучить групповую психосоциальную работу с женщинами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ………………...5
1.1 Особенности социального статуса женщин в РФ…………………………..5
1.2 Специфика социальных проблем женщин…………………………………12
2. Применение технологий социальной работы с женщинами в РФ…………21
2.1 Виды технологий социальной работы с женщинами……………………...21
2.2 Групповая психосоциальная работа с женщинами………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы……………………………………………...40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.48 Кб (Скачать файл)

Следовательно, для установления тендерного равенства, а также реализации женщинами равных с мужчинами  прав и возможностей необходимо представительство  женщин во всех органах, принимающих  политические решения. Это обеспечило бы выдвижение законодательных инициатив, близких их интересам. Проблема состоит в том, чтобы современное общество создало равные условия для развития мужчин и женщин. Равноправие не есть одинаковость прав, но есть их социальное равенство.

Взаимное внимание и  поддержка способствовали бы, как  справедливо замечает американская писательница Ш.П. Гилман, честному соревнованию полов, что развивает лучшие качества мужчин.

Таким образом, женщина  в силу биологической и социальной программ наследственности несет большую  нагрузку по воспитанию детей и ведению  домашнего хозяйства, то общество должно расширить ее возможности в социальном и профессиональном аспектах, формировать  более благоприятные условия  для ее развития. В этом случае можно  говорить об обеспечении равенства  прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Специфика социальных проблем женщин

 

Социальные проблемы присущи различным  категориям населения и обусловлены  их возрастом, социальным, имущественным  или семейным положением, состоянием здоровья и т.д. Население, с которым  ведется социальная работа, разделяется  на категории по различным критериям. В последнее время все большее  внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, т.е. анализу социальной ситуации клиента социальной службы, изысканию ресурсов и технологиям оказания помощи клиенту в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Понимание тендерной специфичности социального положения, самочувствия и саморазвития личности в обществе в известной мере можно объяснить изменением положения женщин в обществе, развитием демократического, эгалитарного мировоззрения. С таких позиций изучение и разрешение социальных проблем индивида независимо от его половой принадлежности не оправдывают себя. Социальная работа с мужчинами вполне заслуживает того, чтобы быть выделенной в отдельную отрасль, однако в силу ряда причин в этом направлении и в стране, и во всем мире делаются только первые шаги. В то же время социальная работа с женщинами признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом.

Основная причина выделения  женщин в особую социально-демографическую  группу и специфическую категорию  клиентов социальной работы — выполнение ими генеративной функции, т.е. наличие  у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий.

Эта способность, с одной  стороны, с первых этапов существования  человечества обеспечивала продолжение  рода, но с другой стороны, представляла большую опасность для хрупкой  и неустойчивой системы жизнеобеспечения традиционных обществ прошлого, в  которых добыча средств пропитания всегда была связана с большими трудностями, а наличие каждого «лишнего рта» было чревато угрозой недоедания и голода. Поэтому в патриархальных обществах сложилась своеобразная феминофобия — страх перед женщинами и недоброжелательное отношение к ним.

Кроме того, подчиненная  роль женщин в полоролевом разделении труда, невозможность для подавляющего большинства женщин самостоятельно обеспечивать себя и детей средствами к существованию способствовали укоренению представлений об их неполноценности, необходимости главенствующей роли мужчины, ограничении жизнедеятельности женщин исключительно семейным кругом, «естественном биологическом предназначении» женщины.

К сожалению, всю косность и неправильность таких представлений  многие наши соотечественники начинают понимать только в том случае, когда  дают себе труд распространить мысль  о «естественном биологическом  предназначении» на мужчин и с  удивлением осознают, что все жизнеосуществление «сильного пола» в этом контексте сводится к достаточно кратковременному и чаще всего единичному акту.

Несмотря на масштабные демократические изменения, произошедшие в XX в. и существенно изменившие как  положение женщин, так и отношение  к ним со стороны общества, главная  социальная проблема женщин — сочетание  семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей, обусловленное выполнением ими генеративной функции, — продолжает сохранять актуальность.

Трудовая, внедомашняя  занятость женщин — не ошибка исторического  развития нашей страны, как, к сожалению, нередко приходится слышать, и не каприз женщин, не желающих выполнять  семейные обязанности. Этот объективный  процесс неразрывно связан с индустриализацией, развитием производства и в конечном счете является одним из критериев перехода от традиционного к модернизированному обществу. Индустриальная и постиндустриальная эпохи, появление новых сфер занятости, требующих от работников не наличия физической силы, а ловкости, внимательности, обученности, с одной стороны, создали потребность в женской, сравнительно дешевой, рабочей силе и, с другой стороны, впервые предоставили женщинам возможность самостоятельно обеспечивать себя и своих детей средствами к существованию, используя социально одобряемые способы. Женская внедомашняя занятость получает все большее распространение и становится массовым явлением по мере перехода той или иной страны от традиционных способов ведения хозяйства к промышленному производству и институциональным услугам. В развивающихся странах доля женщин, работающих вне дома, также быстро растет — как правило, после нескольких лет перерыва, вызванного рождением ребенка, женщина вновь возвращается на работу.

Часто общество, ранее  не одобрявшее работу женщин вне дома, меняет свое отношение к этому  в связи с крупными социальными  потрясениями: так, широкое участие  женщин в производстве в западном обществе стало допустимым и привычным  во время второй мировой войны  и продолжилось по ее окончании.

К сожалению, оборотной  стороной подобного объективного и, безусловно, прогрессивного процесса стала «двойная занятость», женщины  — на работе и дома, ибо в соответствии с традиционным разделением домашних обязанностей женщина несет основную нагрузку по ведению домашних дел, уходу  за домочадцами, воспитанию детей. Только в наиболее демократически развитых обществах намечаются изменения  подобной традиции в пользу женщин.

Интеллектуализация труда, появление новых высокотехнологичных  отраслей промышленности, банковского  и информационного сервиса, иных сфер деятельности привели к появлению  высокооплачиваемых рабочих мест, рассчитанных на женщин, утверждению стереотипа деловой женщины, которая добивается высокого положения собственным  трудом. Возник (пока в основном на Западе) феномен «бикарьерной семьи», в которой оба супруга способны добиться высоких достижений на жизненном пути и никто не жертвует своим успехом ради другого. К сожалению, как показывает опыт, подобный тип отношений характерен в первую очередь только для высокообразованных, интеллигентных и обеспеченных семейных пар. Распространенным стал также вариант, когда муж, жертвуя своей карьерой, оставляет работу и семья переезжает ближе к новому месту работы жены. Естественно, ломка прежних стереотипов мужского доминирования в семье и карьере происходит с большим трудом.

Изменяется отношение  к детям и деторождению — сфера, которая наиболее ревностно охранялась традициями, религией и психологическими стереотипами. Прежде деторождение осуществлялось на уровне «естественной фертильности», т.е. каждая семейная пара должна была производить на свет столько детей, «сколько бог послал», сколько определялось ее биологическими и физическими  кондициями. Предотвращение беременности или ее искусственное прерывание осуждались и преследовались властью  и религией. Это оправдывалось  рядом социальных условий, в частности  высоким уровнем младенческой и  детской смертности, уничтожением как  детского, так и взрослого населения  во время войн, эпидемий и периодического голода, а также тем, что наличие  детей в семье было своего рода социальной гарантией обеспечения  родителей в старости.

Снижение общей и  детской смертности, развитие здравоохранения, ликвидировавшего основные причины  массовых эпидемий, появление внесемейных форм социального обеспечения, при которых заботу о престарелых в той или иной форме берет на себя общество, — все это привело к снижению потребности в детях, возможности перехода от естественной фертильности к последовательному регулированию рождаемости. Меняется прокреативная этика, т.е. представление о том, что является благом или злом в сфере деторождения: если прежде ценилось количество детей, то теперь ценностью становится в первую очередь их «качество», т.е. способность к социальному функционированию и развитию, возможность достижения ими жизненных успехов. Высокие требования предъявляются к образованию детей, без которого их полноценное участие в жизни общества невозможно.

Причем социально, а  часто и юридически санкционированный  минимум образования все более  повышается: обязательное среднее образование  не только зафиксировано в законодательстве всех развитых стран мира, но по рекомендации ООН государства обязаны стремиться сделать его бесплатным. Женская образованность становится столь же обязательным атрибутом современного общества, как образованность мужская, и даже нередко обгоняет последнюю.

Появление новых современных  средств контрацепции и прерывания беременности делает контроль рождаемости  не только более безопасным и надежным, но и доступным на индивидуальном уровне. Повсеместно в развитых странах  утвердились представления о  правомерности и желательности  планирования семьи, необходимости  сознательного и добровольного  контроля женщины над своей репродуктивной способностью. Первый демографический  переход (от естественной фертильности к регулированию деторождения) уступает место второму демографическому переходу — от семьи малодетной к семье, преимущественно имеющей одного ребенка.

Высокая стоимость квалифицированного женского труда заставляет отдельные  фирмы и целые государства, заботящиеся  об эффективном использовании этого  социально-трудового ресурса, прибегать  к мерам, облегчающим женщинам совмещение семейных и внесемейных обязанностей: организация государственных и корпоративных детских садов, использование услуг специальных нянь, которые содержатся за счет муниципальных бюджетов, предоставление неполного рабочего дня, установка компьютерных терминалов на дому у работающих женщин, имеющих малолетних детей, и т.п.

Распространение индивидуалистических установок современного общества на сферу семейных отношений и представлений  приводит, как уже упоминалось, к  изменению семейных ориентации, допустимости (и даже иногда предпочтительности) одиночества, внесемейного существования как комфортабельного стиля жизни. Существует целая субкультура мужчин и женщин, не обременяющих себя семьей, которые живут в спроектированных для них домах с высоким уровнем сервиса, уделяют много времени и средств развлечениям, туризму, хобби, считая, что удачная карьера и свобода гораздо важнее, чем семейная жизнь; в некоторых странах их доля составляет 30% всего населения.

В России все общие тенденции, характерные для современного уровня развития общества, находят свое отражение, но всякий раз претерпевают некоторые  изменения, объясняемые определенной спецификой, особенностями исторического  и культурного развития страны. Это  касается, в первую очередь, проблем  занятости. По данным официальной статистики, женщины составляют 47% общей численности  занятых. Работают 3/4 всех трудоспособных женщин, что является довольно высоким показателем.

Самый высокий уровень  занятости (86%) отмечен среди женщин в возрасте от 30 до 49 лет; женщины  в более молодом возрасте чаще всего заняты выполнением семейных обязанностей; рождение детей и уход за ними нередко заставляет их оставить работу; женщины в более старшем возрасте, во-первых, могут заработать право на льготную (по разным основаниям) пенсию, а во-вторых, иногда вынуждены оставлять работу по причине проблем со здоровьем или необходимости оказывать помощь в воспитании внуков. Кроме того, конкурентоспособность женщин в таком возрасте на рынке труда минимальна, приспособиться к новым требованиям им довольно трудно, поэтому шансы найти новую работу взамен утраченной весьма невелики.

Уровень образованности работающих женщин выше, чем мужчин. Среди всех занятых, имеющих высшее образование, женщины составляют 52,8%, имеющих среднее специальное образование — 57,5%. Это обусловлено помимо прочего наличием «женского сектора» занятости в народном хозяйстве — сферы образования, воспитания, медицинского и социального обслуживания, культуры.

Высокая вовлеченность  женщин в трудовую сферу обусловливает  серьезную угрозу безработицы для  них. За годы экономических реформ женщины  в России потеряли 7 млн. рабочих  мест, а мужчины — от 1 до 2 млн.; участие в производстве женщин в  возрасте 20—24 лет сократилось на 12 процентных пунктов (у молодых  мужчин этот показатель вдвое ниже). Женщины составляют 69% всех безработных  с высшим образованием и 74% безработных  со средним образованием.

Однако общеизвестно, что  только треть женщин (и одна пятая  часть мужчин) из числа тех, кого по методологии Международной организации  труда нужно считать безработными, обращаются в нашей стране к помощи служб занятости из-за их крайне низкой эффективности. Не регистрируется службой занятости значительная часть «первичных» безработных, занятых поисками рабочего места  после окончания общеобразовательной  школы, ПТУ, средних специальных  и высших учебных заведений, причем в основном это молодые женщины  в возрасте до 30 лет.

Особо уязвимую категорию  на рынке труда образуют женщины, слабо защищенные в социальном плане: лица, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие матери, женщины, только что  окончившие учебные заведения и  не имеющие опыта работы либо, наоборот, находящиеся в предпенсионном возрасте, жены военнослужащих, вынужденные часто менять место жительства и потерявшие квалификацию в силу подобной частой смены работы. Так, среди безработных, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства, насчитывается 78% женщин, среди безработных одиноких родителей — 91% женщин, среди многодетных безработных — 77% женщин.

Информация о работе Технология социальной работы с женщинами