Технология социальной работы с мужчинами трудоспособного возраста: отечественный и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Современные трансформации социально-экономического, социально-политического, социально-культурного уклада жизнедеятельности мирового сообщества в целом, а российского особенно, обусловливают неоднозначные изменения социального статуса мужчин и женщин в современном обществе, а также социальных репрезентаций и ролевого набора тендерных конструктов "мужественности" ("маскулинности") и "женственности" ("феминности"). По мнению многих исследователей, если понимание "женственности" и ролевые ожидания, соответствующие данному конструкту, изменяются постепенно, то для изменения мужской роли в обществе как зарубежные, так и отечественные исследователи все чаще употребляют понятие "кризис".

Содержание работы

Введение 4
1 Сущность и специфика социальных проблем мужчин трудоспособного
возраста в современном обществе 9
1.1 Сущность социальных проблем мужчин 9
1.2 Мужская гендерная роль - основа возникновения кризисов
у мужчин 12
2 Технологии социальной поддержки мужчин трудоспособного
возраста 17
2.1 Кризисные центры для мужчин как инновационная форма организа-
ции социальной поддержки мужчин трудоспособного возраста 17
2.2 Технологии социальной работы с одинокими отцами 20
2.3 Cоциально-психологическая реабилитация мужчин,
переживающих личностный кризис 22
2.4 Технология телефонного консультирования
("Кризисная линия для мужчин") 25
2.5 Тренинг личностного роста для участников боевых
действий (группа само- и взаимопомощи) 26
Заключение 28
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Эффективность социальной работы зависит от того, насколько  она отражает интересы того или иного гендерного сообщества. Особенности мужской гендерной роли в современном обществе, наличие у мужчин специфических проблем делает актуальным использование направлений и технологий социальной работы, которые мы рассмотрим в следующих разделах.

 

2.2 Технологии социальной работы с одинокими отцами

 

Разведенные отцы и матери, как правило, теряют полноценную связь с детьми. Чувства, как мужчин, так и женщин на этом отрезке времени – ощущение своей вины перед ребенком или агрессии по отношению к нему как жизненной помехе, кровно связанной с бывшим супругом или супругой. Разведенные отцы испытываю практически тот же спектр негативных чувств и эмоций, что и разведенные женщины. Им необходимо общение с детьми, и здесь многое зависит от того, с кем остался ребенок. Если он остается у матери, то связи между ним и отцом ослабляются, авторитет последнего падает. Если ребенок остается с отцом, последний может неосознанно усложнять жизнь ребенка, испытывая негативные переживания и не умея с ними справиться.13 В этой ситуации социальный работник может помочь перейти от одного образа жизни к другому, адаптироваться к изменившимся социальным условиям, повысить психологическую и педагогическую компетентность одинокого отца.

Нетрадиционность неполных отцовских семей расширяет спектр трудностей, с которыми сталкиваются отцы, воспитывающие детей без матери. Проведенные исследования неполных отцовских семей показывают, что кроме материальных проблем одинокие отцы ощущают потребность в приобретении педагогических знаний о развитии детей, хотят чувствовать себя в безопасности, иметь возможность организовать семейный досуг, увеличить сферу общения, получить социально-бытовую, медицинскую помощь. В связи с этим целесообразна реализация комплексной системы мер социально-психологической и социально-педагогической помощи и поддержки неполных отцовских семей, направленной на оптимизацию жизненных сил отцов и их детей, что предполагает:

1. работу с отцами, воспитывающими детей без матери, которая выражается, прежде всего, в организации Группы взаимопомощи отцов и предполагает комплекс мероприятий, целей и задач по восстановлению функций семьи и развитию ее жизненного потенциала. Внимание группы сосредотачивается на индивидуально-личностных характеристиках отцов и их детей, на возможностях и способах преодоления трудностей семьи и ее членов, поднимаются вопросы гражданских прав на образование, работу, информацию и др.;

2. работу с подростками (детьми) из неполных отцовских семей по преодолению трудных жизненных ситуаций посредством активизации внутренних ресурсов личности подростка, направленную на развитие навыков самообслуживания, культурных привычек, заботливого отношения к людям, самостоятельности и уверенности в собственных силах и др. Работа с подростками из неполных отцовских семей представляется прежде всего в разработке и реализации занятий по типу тренинга.

3. работу с неполной отцовской семьей, которая в целом направлена на укрепление внутрисемейных отношений, организацию семейного отдыха с оздоровительными, познавательными, научно-техническими, художественными, физкультурными мероприятиями. Основная цель – преодоление и профилактика дезадаптации, переживаний, связанных с причинами формирования семьи как неполной, содействие в восстановлении здоровья семьи, необходимых условий ее жизнедеятельности, а так же возвращению семьи к полнокровной жизни в обществе.

Опыт деятельности Алтайского краевого кризисного центра для мужчин свидетельствует о целесообразности осуществления социального патронажа неполных отцовских семей, обращавшихся в центр. При центре существует постоянно действующая группа само- и взаимопомощи отцов, воспитывающих детей без матери. Организуются летние палаточные лагеря- интенсив для детей из неполных отцовских семей. Проходит ежегодное празднование Дня Отца.

 

2.3 Cоциально-психологическая реабилитация мужчин, переживающих личностный кризис

 

Глобальный кризис сегодня затрагивает все формы социальной жизни и общественного сознания. Однако личностные кризисы, как индивидуальная трагедия отдельного человека, не перестают быть менее болезненными.

В работе с мужчинами, переживающими в силу различных причин потерю смысложизненных ориентаций, личностный кризис целесообразно оказание социальной помощи с использованием технологий социальной работы с группой – в данном случае – группой экзистенциального развития для мужчин, переживающих личностный кризис. Теоретическим и методологическим обоснованием программы группы является экзистенциальная и трансперсональная психотерапия. Основными стратегиями работы и задачами группового процесса являются:

  1. создание в группе позитивной атмосферы любви и принятия, чтобы облегчить процесс самораскрытия и дать возможность клиенту открыто говорить о своих проблемах;
  2. повышение уровня осознанности клиента через отслеживание собственных способов реагирования в кризисных ситуациях;
  3. объяснение клиенту, что его переживания абсолютно нормальны, хотя и уникальны, особенно в своей основе. Необходимо показать клиенту, что он не одинок в своих переживаниях.
  4. воспитание уважения к чувствам и переживаниям других участников группы, что поможет преодолеть барьер одиночества и замкнутости на себя и обеспечит необходимый контекст переформирования (на почве возможного сравнения) чувств.

Цель группы: социально-психологическая реабилитация лиц, переживающих личностный кризис, потерю смысложизненных ориентаций, испытывающих трудности социальной адаптации и семейной жизни. Задачи, решение которых необходимо для успешного завершения процесса реабилитации: создание длительно действующей закрытой группы психологической поддержки лиц, переживающих кризисные состояния; подбор необходимого диагностического материала для эффективной диагностики, отслеживания динамики состояния участников группы до, во время и после окончания работы группы; проведение экспериментальных социально-психологических исследований.

Консультация психотерапевта по поводу участия в группе необходима лицам с неврозами, а также в случае клинических симптомов острого горя и склонности к суицидальным попыткам.

Большое значение имеет технология использования литературы и знаний для растущего самопознания мужчин, переживающих кризис. Способ вдохновить мужчин на рост самопознания и обеспечения знаний о совместной жизни заключается в том, чтобы поощрять чтение книг, статей и специальных публикаций, в которых отражен особый тип проблематики или жизненной ситуации, при которых они ищут помощи. Уже в первой личной беседе необходимо убеждать клиентов в полезности такого чтения. В процессе других бесед к этому также полезно регулярно возвращаться.14

Кроме того, следует учесть то, что многие мужчины не ведут с другими мужчинами бесед, в которых раскрывались бы их частные проблемы и кризисы, в то время как книги и статьи, несмотря на косвенность способа воздействия, дают возможность осмыслить часть жизненного опыта других мужчин и женщин, позволяющий лучше понять обстоятельства совместной жизни, причины кризисных явлений.

Гармонизация личности участников, решение проблем межличностного взаимодействия, разрешение внутриличностных конфликтов, повышение самооценки и эффективности социального взаимодействия, а также общее улучшение самочувствия расцениваются как основной критерий выхода из кризисной ситуации.

В социальной работе с мужчинами актуальным является использование технологий профилактики насилия в семье и в целом в межличностных отношениях, а также коррекции насильственного поведения.

По данным официальной статистики, в каждой четвертой российской семье совершается насилие. По самым скромным подсчетам 75% мужчин хотя бы раз ударили свою жену, четверо из пяти после первого раза не останавливаются. В связи с чем, осуществление последовательной работы с обидчиками и жертвами является достаточно сложной задачей при всей остроте, актуальности и распространенности проблемы домашнего насилия.

Основной идеей данного направления социальной работы является информирование мужчин по проблеме насилия и формирование ответственного поведения. Целесообразно использование тренингов ненасильственного поведения. Такой тренинг носит информационно-просветительский, профилактический и обучающий характер.

Программа тренинга включает в себя пять основных блоков:

  1. Блок личностного роста
  2. Блок конструктивного общения
  3. Блок ненасильственного поведения
  4. Блок конструктивного общения с противоположным полом
  5. Блок правовой информации

Важно, чтобы мужчины с проявлениями агрессии контактировали с персоналом мужского пола, так как в этом случае они более свободно говорят о своих мыслях, чувствах и действиях, связанных с насилием.15 Мужчины, принимающие участие в программе тренинга, приобретают навыки, помогающие им распознать и избежать насилия в различных ситуациях, а также навыки построения ненасильственных отношений с окружающими.

 

2.4 Технология телефонного консультирования ("Кризисная линия для мужчин")

 

Кризисная линия – один из механизмов, способных оперативно помочь в решении проблем, крайне отрицательно сказывающихся на психологическом микроклимате в семье, жизненных силах человека. Кризисная линия позволяет обеспечить для мужчины доступную, анонимную, понятную и естественную помощь независимо от возраста и социального положения.

Опыт Алтайского ККЦМ показывает, что проблемы, с которыми абоненты обращаются на Кризисную линию могут быть самыми разнообразными. Это могут быть консультации по проблемам семейного насилия, проблемам суицидов, наркотической и алкогольной зависимости, психических травм, супружеских взаимоотношений, потери близких, проблемам в сексуальной сфере и проблемам одиноких отцов, а также социальной изоляции мужчин и многое другое. Кризисная линия предполагает 24 часовой режим работы (круглосуточно, без выходных).

Цель работы Кризисной линии для мужчин – оказание экстренной психологической поддержки мужчинам, находящимся в трудной жизненной ситуации и членам их семей, в том числе несовершеннолетним, находящимся в кризисной ситуации, посредством дистантного психологического консультирования. Кризисная линия должна помочь адаптироваться к новым социальным ролям, преодолеть стрессы, физические перегрузки, координировать мужчину в пространстве существующих служб и услуг. Помощь по телефону доверия является наиболее доступной в любое время суток, бесплатной и анонимной.

 

2.5 Тренинг личностного роста для участников боевых действий (группа само- и взаимопомощи)

 

Работа с военнослужащими, испытавшими боевой стресс, во всем мире приобретает особую актуальность. Проблемы социальной реабилитации становятся важны не только участнику боевых действий и его семье, но и обществу в целом. Одним из условий преодоления посттравматического синдрома является конструирование микросоциальной среды. В процессе групповых занятий происходит интеграция опыта участников боевых действий в систему ценностей мирной жизни. В процессе работы группы необходимо: организовать позитивное общение для преодоления психогенного характера факторов (одиночества, исключения личности из системы социальных связей, ощущения напрасности всего и т. д.); развивать (повышать) социальную активность членов группы, максимально полно реализовать их конструктивный потенциал; развивать навыки саморегуляции; обучить навыкам позитивного выхода из конфликтов, трудных жизненных ситуаций; организовать индивидуальное и семейное психологическое консультирование членов группы само- и взаимопомощи; отслеживать динамику группы.

Для социальной реабилитации участников боевых действий помимо психологических тренингов целесообразным является посещение спортивного зала, культурных мероприятий, организация творческих встреч, клубов по интересам, ролевых игр, групповых дискуссий и т.д.

Актуальным в социальной работе с мужчинами является и использование информационных социальных технологий в следующих формах: информационное консультирование мужчин, находящихся в трудной жизненной ситуации и членов их семей с целью установления их связи с различными специалистами, социальными службами, центрами занятости населения, юридическими службами и т.д.; создание банка ресурсной информации для предоставления мужчинам, находящимся в трудной жизненной ситуации и членам их семей; формирование психологической культуры и укрепление физического здоровья мужчин через средства массовой информации. В целях повышения информированности мужчин о возможностях получения помощи целесообразна организация повторяющихся репортажей в периодической печати, специальных журналах, программах радио и телевидения, использование метода "из уст в уста", когда мужчины, которые уже обращались за помощью, советовали своим знакомым сделать то же самое.

Таким образом, социальная работа с мужчинами требует применения социальных технологий, которые бы учитывали мужскую психологию и те гендерные стереотипы, которые влияют на процесс гендерной социализации мужчин, мужской опыт и мужские стратегии и практики выживания.

Информация о работе Технология социальной работы с мужчинами трудоспособного возраста: отечественный и зарубежный опыт