Технология социального обеспечения льготами пожилых людей и инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Эффективность социальной работы, проводимой как с индивидами, так и с различными социальными группами населения, во многом зависит от познания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, от опыта, накопленного предшествующими поколениями и современниками. Важнейшая роль в использовании на практике познанных закономерностей принадлежит целостной системе принципов, методов, форм и средств социальной работы, представляющей собой специфический инструментарий научно – практического знания и действия.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.13 Кб (Скачать файл)

Для социальной работы особую значимость приобретают  личностные проблемы, возникающие в  процессе взаимодействия личности и  социальной среды. К социальной среде  относят все факторы, которые  активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это позволяет осуществлять поиск  недостающей информации в нужном направлении; обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а следовательно, и эффективность  социальной работы. Одним из важнейших  требований к формулированию социальной проблемы является её обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи  с реальными практическими или  теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.

Решение любой проблемы сводится в конечном итоге к разрешению имеющихся  внутренних  или внешних противоречий.

Социально противоречие – это взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций  в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей.

При отсутствии нейтрализующих факторов социальное противоречие развивается, достигая крайних степеней обострения. В своем развитии противоречие проходит несколько стадий.

-  Стадия  тождества. Она характеризуется  возможностью возникновения противоречия  из – за  наличия пусть даже  несущественных различий.

- Стадия  существенных различий. Она характеризуется  перерастанием несущественных различий  в существенные и их периодическим  проявлением.

- Стадия  противоположностей. Эта стадия  характеризуется поляризацией антогонизма  в отношениях , перерастанием существенных  различий во взаимоотрицающие  противоположности.

- Стадия  конфликта. На этой стадии взаимоотношения  сторон достигают крайней степени  обострения и достигают степени  открытого противоборства.

Распознание, формулирование и решение личностных проблем составляют содержание основной функции специалиста  в области  социальной работы.  Разрешение личностных проблем – дело не только сложное, но и деликатное, непосредственно  затрагивающее вопросы психологии, права, морали, умения и такта проникать  в мир личной жизни и оказывать  на неё влияние. Поэтому творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми штампов и шаблона, казенщины  и бездушия, умение своевременно вносить  коррективы в технологический процесс -  важнейший показатель профессионализма  специалиста по социальной работе.

С технологических  позиций, в социальной работе при  решении личностных проблем следует  придерживаться следующих принципов:

- системный  подход при анализе и решении  личностных проблем;

- соответствие  инструментария конкретно решаемым  проблемам;

- опора  на физические и духовные ресурсы  клиента;

- контроль  действенности применяемого инструментария;

- коррекция  содержания, форм и методов в  процессе работы.

В совокупности эти принципы обеспечивают эффективность  решения социальных проблем, однако их реализация требует постоянной проверки действенности избранных средств  воздействия на клиентов. Вместе с  тем технологическая последовательность решения проблем не только полезна, но и необходима.

    1. Замкнутый  цикл  технологического  процесса.
  1. Предварительный этап.

 На  этом этапе осуществляются операции  выявления, оценки и ранжирования  проблемы, выяснения совокупности  факторов, обусловивших её возникновение.  В психологическом плане организатор  социальной работы настраивается  на ее решение, мобилизуя свой  интеллектуальный, морально – психологический  и профессиональный потенциал.  Одновременно уточняются критерии  действенности и эффективности  деятельности социальных служб  при решении обозначенной конкретной  социальной проблемы. При этом  критерии оценки успеха действий  социальных служб и специалистов  могут отражаться в постановке  и формулировании цели и конкретных  задач социальной работы.

  1. Этап целеполагания.

На этом этапе осуществляется первичное  формулирование целевой установки  деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор возможных средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных  источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.

В целевой  установке находит выражение  замысел и намерения организаторов  социальной работы с учетом реально  имеющегося инструментария и условий  его использования. Цель должна быть сформулирована ясна и конкретно; она  должна быть понятна для конкретных исполнителей. С получением дополнительной  информации она может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью изменяться.

  1. Этап  обработки  информации.

На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для  уточнения цели и задач, для выработки  программы действий, определения  содержания, организационных форм и  методов  социальной  работы.

  1. Этап  процедурно – организационной  работы.

На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой  мер социального воздействия  конкретными исполнителями в  обозначенное время и сроки, сопоставление  и соизмерение результатов с  критериями успешности социальной работы.

  1. Контрольно – аналитический  этап  работы.

  Это завершающий этап технологического цикла, на котором организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности специалистов, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем.

Как и  любой вид деятельности, технологический  процесс социальной работы требует  постоянного совершенствования. Пути совершенствования технологического процесса в социальной работе лежат  в полости разработки новых методик  выполнения операций на всех этапах технологического процесса; касаются совершенствования  способов использования всех компонентов  инструментария социальной работы; состоят  в обеспечении правильного сочетания  общих методов социальной работы со спецификой конкретных условий жизнедеятельности  клиентуры социальных служб; заключаются  в умении постоянно учитывать  социально – психологические  факторы при выборе методов воздействия  на объекты социального воздействия  и умении органично использовать достижения социальных наук для выработки  новых технологий. 

  1. Технология работы с пожилыми людьми.

Настоящие и прогнозируемые изменения демографической  структуры в планетарном масштабе поставили мировое сообщество перед  необходимостью сформировать систему  взглядов на старение населения как  явление социальное, экономическое и культурное. Проблема старения является предметом специального рассмотрения международных организаций, она стала центральной в системе социального обслуживания.

Люди  старших возрастов рассматриваются  мировым сообществом как позитивный фактор, а не как бремя. Современное  понимание старения соединяет идеи полноправного участия пожилых  и престарелых лиц в жизни  общества и заботы о них. Когда  люди старшего возраста играют активную, творческую и полезную роль  и  чувствуют заботу о себе, младшие  поколения видят, что их может  ждать в будущем.

 

5.1 Проблемы  пожилых  людей.

В старости происходят определенные изменения  в организме человека, падает энергетический потенциал, уменьшается количество воды, солей и микроэлементов, ухудшается кислородный обмен и кровоснабжение мозга, а также наблюдается ряд  других неблагоприятных физиологических  явлений. Возникает повышенная психологическая  утомляемость, замедленность восприятия, реакции и мышления, ухудшается память, слабеет мотивация деятельности; заметны изменения в эмоциональной  сфере: сосредоточенность на своих  интересах, обидчивость, подозрительность и т.п.

Физиологические и психологические изменения  происходят на фоне смены социального  статуса личности, связанной с  ограничением или прекращением трудовой деятельности, трансформацией образа жизни и общения. Уход на пенсию является тяжелым испытанием особенно для  тех, чья трудовая деятельность высоко ценилась, была творчески активной. Самочувствие пожилых людей во многом определяется и отношениями, сложившимися в семье.

Нарушение здоровья пожилых людей не могут  в полном объеме компенсироваться социальными  мерами, так как резервы их здоровья в значительной степени истощены. Принимая во внимание, что общественное здоровье является характеристикой  качества, структуры и динамики индивидуального  здоровья, неудовлетворительное состояние  здоровья пожилых людей выступает  как дестабилизирующий фактор социальных отношений.

Единство  концептуальных подходов и согласованность  целей и принципов социальной защиты пожилых на всех уровнях социального  управления должны способствовать получению  ощутимых результатов социального  обслуживания. Однако это не ограничивает проявление самостоятельности территориальных  органов социальной защиты населения, имеющих возможность детально учитывать  социально – экономический, социальный и социокультурный контекст конкретного  региона или местности 

5.2 Формы и методы работы с  пожилыми людьми.

Обследование  показало, что наиболее глубокое удовлетворение пожилым людям приносит моральное  и материальное благополучие семьи, отсутствие конфликтов, хорошее здоровье членов семьи. Особенно неблагоприятны условия жизни пожилых людей  в сельской местности.  Значительная часть одиноко проживающих пожилых  сельских жителей имеют детей  и внуков , живущих в других населенных пунктов и не оказывающих им помощи и поддержки. Поэтому задача социально  – бытовой помощи таким людям  ложится на органы социальной защиты.

В технологическом  процессе по работе с пожилыми людьми важно прежде всего установление контакта и общения с ними.. Общение  – явление социальное, проявляется  в единичных межличностных взаимодействиях. Дефицит общения у одиноких пожилых  людей неблагоприятно влияет на их эмоциональную сферу, на психику.

Общение выполняет  ряд  функций:

- информационно  – коммуникативную (информация, сообщение о фактах, событиях, людях,  нуждах, требованиях и т. п.);

- регуляционно  – коммуникативную (информация  о нормах поведения, отношения,  требованиях при взаимодействии);

- аффективна  – коммуникативную (воздействие  настроением на настроение, формирование  отношения к факторам и событиям);

- организацию  совместной деятельности и инструктажа  по дальнейшей индивидуальной  деятельности.

Как индивидуальная деятельность, так и общение находяться под воздействием системы общественных отношений. Социальные нормы – важнейшие  средства социальной регуляции поведения, где сочетаются требования общества и поведение личности. Усвоенные  социальные нормы воздействуют на поведение  через систему внутренних  факторов регуляции – самосознание и самооценку.

В процессе общения с пожилыми людьми специалисты  по  социальной работе  должны учитывать  те психологические особенности  старости, которые могут вызвать  конфликтную ситуацию – это раздражительность, обидчивость, подозрительность, нетерпимость и консерватизм к новшествам, особенно если акцентуация личности на грани  болезненности. Конфликтная ситуация, однажды возникшая, может иметь  три варианта развития: уход от конфликта, компромисс, самое неблагоприятное  обострение конфликта. Вариант развития конфликта зависит в данном случае от специалистов по социальной работе, независимо от того, по чьей инициативе  он  возник.

 Сложную  социально – экономическую ситуацию  призваны смягчить стационарные  и нестационарные учреждения  учреждения социального обслуживания. Они способствуют улучшению качества  жизни пожилых людей, создают  условия для оптимизации их  жизненного уклада и решения  различных проблем, связанных  с психологической помощью и  поддержанием здоровья.

В центрах  социального обслуживание отрабатываются и применяются новые технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделения дневного пребывания создаются специально для адаптации  пожилых людей к новым условиям через общения в группе; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность  не только бесплатного питания и  медицинского обслуживания, но и поддерживает веру в себя и свою значимость  для  социума.

Информация о работе Технология социального обеспечения льготами пожилых людей и инвалидов