Технология работы с многодетными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:14, реферат

Описание работы

Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья - основное звено в воспроизводстве населения, воспитания и социализации будущих граждан. От того, насколько успешно семья осуществляет свои функции зависит, с одной стороны, демографическая ситуация в обществе, количественные и качественные параметры трудовых ресурсов; с другой - восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его нравственное здоровье, удовлетворенность жизнью и личное счастье.

Содержание работы

Введение
Проблемы многодетных семей
Виды технологий применяемых в работе с многодетными семьями
Практика социальной работы с многодетными семьями
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Семьеведение.docx

— 57.20 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет гуманитарного образования

Кафедра социологии, социальной работы и политологии

 

 

Реферат

по дисциплине

«Семьеведение»

 

 

на тему: Технология работы с многодетными семьями

 

 

 

Выполнила:

 

Шевелева Лариса Викторовна   

студентка гр. ЗСР-510

«___» ________________ 2014г.

                                                                                

 

Проверил:

 

Замиралова Татьяна Александровна

Доцент,  к.и.н.

 «___» ________________ 2014г.                                                                         


 

 

 

 

Омск-2014

 

Оглавление

 

 

Введение

3

1.

Проблемы многодетных семей

7

2.

Виды технологий применяемых в работе с многодетными семьями

10

3.

Практика социальной работы с многодетными семьями

18

 

Заключение

21

 

Библиографический список

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья - основное звено в воспроизводстве населения, воспитания и социализации будущих граждан. От того, насколько успешно семья осуществляет свои функции зависит, с одной стороны, демографическая ситуация в обществе, количественные и качественные параметры трудовых ресурсов; с другой - восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его нравственное здоровье, удовлетворенность жизнью и личное счастье.

Являясь социальным институтом, семья отражает существующие общественные отношения, претерпевающие в последние годы в нашей стране большие изменения, вплоть до их ломки. Семья болезненно реагирует на социально-экономические трудности, на жизнедеятельности семьи сказывается прямо или косвенно нестабильность политической обстановки. Наряду с воздействием общей социально-экономической и политической обстановки в стране, на функционирование семьи накладывают отпечаток региональные особенности: этнический состав населения и природно-климатические условия, социально-экономическое развитие территории (структура производства, уровень инфраструктуры и др.)

Общество, государство заинтересовано в оптимальном функционировании института семьи и проявляет заботу о нем, прежде всего на законодательном уровне. Помимо кодекса законов о браке и семье, обеспечивающего правовой статус этих социальных институтов, государство на законодательном уровне осуществляет целенаправленную демографическую политику (издание указов, принятие правительственных постановлений и государственных программ по семье). Целью данной политики является, во-первых, регулирование демографических процессов, во-вторых, создание благоприятных условий жизнедеятельности семей, формирование необходимой брачной и семейной структур. При этом нельзя сбрасывать со счета общие социально- экономические условия существования семьи, прежде всего ее материальную и жилищную обеспеченность, факторы производственной и бытовой деятельности ее членов. При определении мероприятий по оказанию помощи семье следует учитывать дифференциацию типов семей. В данном контексте, помимо социально-классовой дифференциации семей - различия их по социальному признаку супругов, отличительным признаком служит демографическая характеристика семьи, в первую очередь число детей в ней. Кроме того, принимается во внимание онтогенез семьи, отражающий этапы ее функционирования (возникновение, зрелость, угасание), что соответствует разным типам семьи: молодой, зрелой, угасающей, каждая из которых требует особого подхода.

В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают проблемы, связанные с многодетной семьей. По данным переписи 2010 года в России насчитывалось 1 249 743 домохозяйства с 3 и более детьми, что составляло 6,6% от общего числа домохозяйств, это на 1,2 % меньше, чем в 2002 году1.

Цель работы: изучить технологии социальной работы с многодетной семьей.

Объект работы: социальные проблемы современной многодетной семьи.

Предмет работы: технологии социальной работы с многодетной семьей.

Задачи реферата:

1. Изучить  социальные проблемы многодетных  семей.

2. Изучить  виды технологии, применяемые в  социальной работе с многодетной семьей.

3. Рассмотреть  практику работы с многодетной  семьей.

1. Проблемы многодетных семей.

 

Условно, многодетной семьей в России считаются семьи, воспитывающие, как минимум, троих детей, не достигших возраста 16 лет, в том числе с усыновленными детьми, падчерицами и пасынками, а также не достигших возраста 23 лет, в случае их обучения в образовательных учреждениях всех типов по очной форме обучения2.

Многодетность в настоящее время является сложным и противоречивым феноменом, по отношению к общепринятым нормам и нравам это, безусловно, явление исключительное и девиантное. С одной стороны, образ жизни многодетных семей воспринимается как неблагополучный, связанный  со всевозможными трудностями и лишениями, бедственным положением, нехваткой родительской любви и внимания, различными материальными лишениями. С другой стороны – многодетность ассоциируется со сплоченностью, взаимопомощью и доброжелательной атмосферой дружбы, чувствами ответственности, уважения, трудовой дисциплиной и самостоятельностью.

На основе анализа всероссийского исследования «Образ жизни многодетной семьи в России и задачи демографической политики», проводимого Московским Государственным Университетом им. М.В.Ломоносова 3 и других социологических источников, были выявлены некоторые особенности функционирования многодетных семей в современном обществе. Многодетные семьи часто расцениваются как «социальные иждивенцы», хотя на практике льготы у них очень скромные. Немногим семьям в настоящее время удается быть одновременно и многодетными и социально благополучными. Выступая на конференции «Деятельность Русской Православной Церкви в деле возрождения института семьи», которая состоялась в рамках XX Рождественских чтений, бывший советник президента РФ по социальным вопросам Евгений Юрьев отметил, что в наше время создание многодетной семьи есть некий процесс попадания в состояние бедности4.

Проблемы многодетных семей можно разделить на следующие группы:

1. Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные  семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом  на одного члена семьи. В структуре  доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному  бюджету. Доля затрат на продовольственные  товары выше, а структура питания менее разнообразная. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах. Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых.

2. Проблема  трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает достойную зарплату, недостаточны  пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.  Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов.

3. Жилищная  проблема для многодетных семей  в настоящее время приобрела  первостепенную важность. Жилищные  условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей.

4. Психолого-педагогические  проблемы. В благополучной многодетной  семье дети находятся в равном  положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные  нравственные качества, такие, как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей приводит к безнадзорности детей. Возникает проблема коммуникации как у взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации детей и может способствовать появлению определенных проблем в дальнейшей жизни.

5. Медицинские  проблемы. Сложный психологический  климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии.  Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков.

Кандидат педагогических наук, доцент Г. Семенов провел исследование для своей работы с двенадцатью многодетными семьями, в результате которого были выявлены следующие проблемы:5

1) низкая материальная  обеспеченность (75%);

2) отсутствие  доверительных отношений между  членами семьи (42%);

3) проблемы  с выплатами детских пособий (46%);

4) хронические  заболевания членов семьи (51%);

5) эмоционально  напряженная атмосфера в семье (13%);

6) неуспеваемость  школьников в учебе (25%);

7) плохая адаптация  к среде сверстников (в основном  дети с 7 до 19 лет – 31%);

8) неорганизованный  отдых или отсутствие такового  вообще (71%);

9) незнание  своих социальных льгот и прав  как членов многодетных семей (18%);

10) полное  отсутствие полового воспитания  детей-подростков (9%);

11) неумение  найти для семьи дополнительный  заработок детьми-подростками и  их родителями (70%).

Разнообразие проблем, с которыми сталкиваются современные многодетные семьи, порождает необходимость их комплексного решения, как на общегосударственном, так и на локальном уровнях. Эффективность этого решения во многом зависит от взаимодействия государственных и общественных, религиозных и иных организаций и учреждений.

Основанием для выделения многодетной семейной ячейки как типа семьи служит демографический показатель детности, который позволяет определить следующий ряд семей: бездетные, малодетные (одно - или двудетные), среднедетные, многодетные. Отсюда следует, что наличие определенного числа детей в семье является объективным показателем ее социального статуса. Однако в численном определении показателя многодетности нет единства.

Определение многодетности будет исходить из общепринятой, наиболее распространенной в общественном мнении нормы числа детей в семье, которая в свою очередь обусловлена региональными различиями. Поэтому, если в республиках Средней Азии понятие "много детей" будет означать 7-8-10 детей в семье, то на Урале наличие в семье трех детей воспринимается, как "много", В соответствии с этим в исполнительных органах власти, в трудовых коллективах предприятий (учреждений), особенно в крупных городах, семьи с тремя детьми принято относить к многодетным.

Понятно, что культура семьи обусловлена культурным потенциалом общества. Вместе с тем культура семьи является производной таких субъективных характеристик семейной группы, как социальная и национальная принадлежность, уровень образования и характер деятельности ее членов, система их социальных норм и ценностей, состояние материально – бытовой обеспеченности.

Социальное и материальное положение многодетной семьи сегодня не позволяет в полном объеме получить доступ к художественному образованию, обучению иностранным языкам, технической и компьютерной грамотности. Приходится констатировать, что мера реализации сущностных сил членов многодетной семьи – их способностей, потребностей, творческих возможностей – по многим причинам оказывается неполной.

 

2. Виды технологий, применяемых в работе с многодетными семьями

 

Каждая многодетная семья, независимо от степени ее благополучия, нуждается в помощи и внимании со стороны государства и общества. В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы.

В социальной работе с многодетными семьями применяются такие социальные технологии как социальная диагностика, социальная адаптация, социальная терапия, социальный патронаж, социальное консультирование, социальная профилактика.

В основе социальной диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.6 Применительно к многодетным семьям технология социальной диагностики имеет большое значение, поскольку вычленение и углубленное изучение основных проблем каждой конкретной семьи обуславливает дальнейшую эффективность социальной работы с данной категорией семей7.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз, на основе которого выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи.

С социальной диагностики состояния членов семьи должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.8

Следующая технология - социальная адаптация, процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Выделяют социально-экономическую, социально-педагогическую и психологическую адаптации. Экономическая адаптация - это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека9.

Информация о работе Технология работы с многодетными семьями