Технология и методы социальной реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:06, реферат

Описание работы

Для успешного осуществления работы по социальной диагностике какой-либо проблемы или группы проблем необходимо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя следующие стадии или этапы:
- стадия осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей;
- стадия разработки альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта;

Содержание работы

Социальная диагностика
Социальная терапия
Социальная профилактика
Психосоциальные методы

Файлы: 1 файл

Технология и методы социальной реабилитации.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

     В  качестве первоочередных объектов  социальной профилактики выступают  следующие социальные группы  и объединения:

     1.Лица  с физическими и психическими  отклонениями и нарушениями (инвалиды, люди тяжело или хронически больные, люди, получившие серьёзные ранения или травмы).

     2.Некоторые  возрастные группы (дети, подростки,  престарелые).

     3.Группы  «социального риска», т.е. люди, чьё  социальное и имущественное положение  по тем или иным критериям  и причинам не имеет стабильности и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, личностной целостности, морального облика, биологической гибели

     4.Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы).

     5.Лица, находящиеся по тем или иным  причинам в зависимости от  государства (пациенты больничных  стационаров, домов-интернатов, приютов,  детских домов и заключённые).

Социальная  профилактика имеет следующие стадии:

     1.Стадия  предупреждения - основной задачей  которой является принятие мер,  формирующих у человека социально  приемлемую систему ценностей,  потребностей и представлений.  Это позволит ему избегать  таких форм поведения  и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения.

     2.Стадия  предотвращения - направлена на принятие  своевременных и эффективных  мер недопущения возникновения  ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности клиента .

     3.Стадия  пресечения - используя социально  приемлемые способы, блокировать  формы деятельности и поведения  клиента , которые могут привести  к возникновению негативных последствий  как для него и его ближайшего  окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения

     Последовательная  реализация этих стадий социальной  профилактики предполагает использование  самых разнообразных приёмов  и методов деятельности. На сегодняшний  день можно говорить о существовании  следующих методов социальной профилактики.

     1.Медико-социальные - направлены на создание необходимых  условий для сохранения приемлемого  уровня физического и социального  здоровья человека.

К их числу относятся  медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.                         

     2.Организационно-административные - создание системы социального  контроля, разработка соответствующей  правовой и законодательной базу, формирование системы органов  и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.

     3.Правовые - разработка и создание соответствующей  системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.

     4.Педагогические - формирование у различных социальных  субъектов социально приемлемой  системы ценностей, норм, стереотипов  и идеалов, повышение уровня  знаний и расширения кругозора.  К их числу относятся давно  и хорошо всем известные методы  образования, воспитания и просвещения.

     5.Экономические  - направлены на поддержание приемлемого  и достойного уровня жизни  человека и создание необходимых  условий для удовлетворения его  материальных потребностей. Наиболее  часто для решения таких задач  используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.

     Социальный  эффект использования этих методов  социальной профилактики на практике  будет существенно выше при  условии их комплексного использования, т.е. при разработке и реализации системы социально-профилактических мероприятий. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти мероприятия, можно выделить следующие их разновидности.

     1.Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).

     2.Компенсирующие, целью которых является восполнение  понесённой субъектом утраты (назначение  и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца)

     3.Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).

     4.Устраняющие,  направленные на устранение подобных  обстоятельств помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства).

     5.Контролирующие, способствующие последующему наблюдению  за эффективностью социально-профилактических  мероприятий.

 

      1. Психосоциальные методы

Цель реализации психосоциальных  методов  – поддержание  равновесия между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Суть  психосоциальной помощи - эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем  клиентов, находящихся в определенной  трудной жизненной ситуации.

Одним из основных психосоциальных методов выступает  психологическое консультирование. Его главная задача –активизировать  психические ресурсы личности и  найти новые возможности выхода из сложной ситуации своей жизни. Специфика психологического консультирования состоит в непосредственном двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы. Умение консультировать является показателем профессионального мастерства специалиста по социальной работе.

Наиболее важным принципом является представление  о непрерывном процессе формирования и. развития личности на протяжении жизненного пути. Оно было выдвинуто и обосновано в гуманистическом направлении  современной психологии и психотерапии крупнейшими его представителями Карлом Роджерсом и Эриком Эриксоном. Такой подход предполагает, что процесс личностного роста может быть продолжен и возобновлен в любых сложных ситуациях, даже таких, которые кажутся неразрешимыми. Каждая нормальная личность обладает достаточными внутренними ресурсами для преодоления возникших задержек психологического роста и отставания в развитии. Другими словами, у каждого человека имеется внутренний потенциал непрерывного развития, независимый от внешних условий жизни.

Объективная необходимость  рассматриваемого метода психологического воздействия связана с тем, что  значительная часть клиентов  социальных служб находится в острых или  хронических стрессовых состояниях, испытывают трудности социальной адаптации, имеют неустойчивую социальную мотивацию, признаки отклоняющегося поведения, сталкиваются со сложностями межличностных отношений; преодолевают трудности критических возрастных этапов и поэтому нуждаются в психологической поддержке и коррекции, направленной на решение конкретных внутренних проблем.

В процессе консультирования решаются следующие задачи:

- оценка уровня  психического здоровья и определение  показаний к другим способам  психологической помощи;

- оказание профессиональной  помощи в решении заявленной клиентом проблемы;

- информирование  клиента о его психологических  особенностях с целью более  адекватного их использования;

- повышение  общей психологической грамотности;

- мобилизация  скрытых психологических ресурсов  клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;

- коррекция  нарушений адаптации и личностных  дисгармоний;

- выявление  основных направлений дальнейшего  развития личности.

Выделяют три  типичных повода для проведения психологической  консультации:

- самостоятельное обращение клиента к психологу за помощью;

- приглашение  клиента на консультацию психологом;

- направление  клиента на консультацию администрацией  социального центра.

Важнейшим психосоциальным  методом выступает психотерапия. Психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.

Психотерапия  предполагает комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека  при  многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Специалисты выделяют клинически ориентированную психотерапию, которая направлена на смягчение или нивелирование травмирующей симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности.

Групповая    психотерапия   .    Психотерапевтический 
метод, специфика которого заключается в

целенаправленном  использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта, в лечебных целях. Принципиально групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только психотерапевт.

Цели и задачи групповой психотерапии как метода, ориентированного      на      личностные      изменения,      в определенной   степени   различаются   в   зависимости   от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений,    однако    опора    на    групповую    динамику существенно сближает позиции. В самом общем виде цели групповой   психотерапии   определяются   как  раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных    и    межличностных    конфликтов    и коррекция       неадекватных      отношений,       установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. Это    позволяет    определить    общую    цель    групповой психотерапии    как    расширение    сферы    самосознания пациента.

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические     структуры     с     целью     обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Психокоррекция как активное психологическое воздействие должна обеспечить преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.) для приведения указанных показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.

Социально-психологические  тренинги как методика активного психологического воздействия должны обеспечить помощь клиенту в развитии коммуникативных навыков, условия для развития умений 
налаживания межличностных взаимоотношений, содействие предупреж- 
дению и преодолению семейных конфликтов, поддержку процесса индивидуальной психотерапии, снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, содействие в развитии и формировании личностных предпосылок для адаптации к обществу и самореализации индивида. Психологический тренинг может также включать тренинг психических функций (например, память, внимание), в задачи которого входит «тренировка» психических Функций посредством определенного рода нагрузок.

Психодиагностика  и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонение в его поведении и взаимоотношениях     с     окружающими     людьми,     дать необходимую информацию для составления прогноза  и разработки рекомендаций по проведению коррекционных  мероприятий.


Социально-психологический  патронаж на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивает своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию клиента, и оказание им необходимой в данный момент социально- психологической помощи.

Психопрофилактическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на приобретение клиентом психологических знаний, формирование у него общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений.

Психогигиеническая  работа является комплексом мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования' личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен) инвалид).

Информация о работе Технология и методы социальной реабилитации