Технологии социальной работы с безработными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Отовсюду мы слышим о необходимости иметь высшее образование. Оказывается, этого мало. Не менее важным фактором является также опыт работы. В связи с кризисом повсюду происходят сокращения, вакансий становится все меньше, и надежды получить приличное место для выпускника вуза тают, словно мартовский снег.
Задачи написания курсовой работы:
раскрыть сущность понятия «безработица»;
определить основные направления политики занятости;
раскрыть основные технологии помощи безработным.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Безработица как социальное явление………………………...4
1.1. Нормативно-правовая база, регулирующая положение безработных……………………………………………………………...5
1.2. Государственные гарантии безработным в области занятости….13

Глава 2. Практика социальной работы с безработными……………...20
2.1.Социальная работа с безработными……………………………….22
2.2. Содействие оказываемое в поиске работы……………………….27

Заключение……………………………………………………………...34

Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

технологии ср.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Прием безработного специалистом службы занятости и работа с ним, в действительности являются деятельностью, активизирующей внутренние ресурсы человека, его личностный потенциал, формирующей у него новую социальную позицию. При хорошо поставленной организации дела простейшая с виду деятельность по приему безработных становится важным элементом управления занятостью.

Вместе с тем официальная  регистрация в службе занятости  в качестве безработного (или ищущего  работу) возлагает на индивида определенные обязанности. Среди них периодические  посещения службы занятости (не реже двух-трех раз в месяц), проявление активности в поисках подходящей работы и некоторые другие обязанности в рамках отношений безработного и службы занятости.

Рассматривая вопрос о социально-психологической деятельности службы занятости, необходимо остановиться на определении статусных ролей безработного и вытекающих отсюда типов поведения на рынке труда. Здесь можно выделить два варианта.

Первый состоит в  том, что статусно — ролевое поведение  безработного обусловлено не только и даже не столько экономическими (материальными) мотивами, сколько нормативно-ценностной сферой социального действия. А, как известно, именно социокультурные аспекты общественных отношений являются наименее динамичной (наиболее консервативной) составляющей социальной структуры. Отсюда становится более понятным поведение некоторых безработных, предпочитающих сохранять статусные позиции своей профессии и отказывающихся от переобучения или от «неподходящей», хотя и более высокооплачиваемой работы. Безусловно, в социальных действиях нормативно-ценностный аспект определяется психологией безработного.

Второй заключается  в том, что поведение индивида строится с ориентацией на реакцию  социальной среды. В этом плане социальная роль безработного включает в себя, с одной стороны (со стороны прав), ожидания по поводу действий по отношению к нему со стороны службы занятости, а значит, и социума, а с другой стороны (со стороны обязанностей), ожидания других, т.е. общества и службы занятости, по поводу поведения безработного, соответствующего его статусу. Ожидания безработного, обусловленные его социальным статусом, связаны с получением социальной и психологической поддержки, т.е. с содействием в получении работы, материальной помощи и т.д. Вместе с тем ожидания непосредственного окружения безработного, службы занятости и общества в целом связаны с целеустремленностью и активностью безработного при поиске работы, а также с его возможной социальной мобильностью.

В решении совокупности проблем, с которыми сталкивается специалист службы занятости, вступая во взаимодействие с безработным, выделяются несколько разных подходов6.

Первый подход — гуманитарный. Его характерную особенность  можно кратко сформулировать, используя  известную фразу «Клиент всегда прав». В данном случае речь идет о  посетителе службы занятости. Для организации  практической работы специалиста службы занятости это означает не установленный временной интервал приема посетителя и психологическое обслуживание (снятие стрессового состояния, в котором находится подавляющее большинство безработных). Приоритет в данном случае отдается правам безработных. Полная реализация такого подхода службой занятости невозможна, поскольку для этого нужны неограниченные финансовые, технические и людские ресурсы СЗН (кадры).

Второй подход — формальный. В данном случае имеется в виду строгое и формализованное отношение к посетителям службы занятости. Такой подход базируется на предположении, что все безработные, не устроившиеся на работу при наличии любых вакансий, просто не хотят работать. Как известно, многие социальные нормативы, предусмотренные действующим законодательством, не имеют строго фиксированных значений, а действуют в определенных пределах, и поэтому решение проблем возможно в соответствии с жестким соблюдением действующего законодательства. Здесь речь идет и о начислении пособия, и о проверке правильности заполнения необходимых документов, и о строгости контроля посещения безработным службы занятости, и об активности самостоятельного поиска работы, и о «транспортной доступности» предлагаемого рабочего места, и о многом другом. Такой подход акцентирует внимание на обязанностях безработного и исключает психологические и другие услуги со стороны СЗН.

Третий подход — функциональный. Он основывается на оптимальном сочетании  гуманистических и формализованных  моментов в рамках действующего законодательства. Применительно к взаимоотношениям безработного и службы занятости это означает, что фиксированное время на прием специалистом посетителя (ищущего работу или безработного) не исключает их психологического взаимодействия. Здесь прослеживаются два варианта.

Во-первых, инициатива специалиста  в плане снятия у посетителя стрессового  состояния и психологического напряжения может не уложиться в отведенное для приема время. Поэтому функция  социальной и психологической адаптации  безработных возлагается на структурное специальное подразделение СЗН. Здесь организуется проведение семинаров для безработных по проблемам межличностных коммуникаций, по правовым и психологическим аспектам трудоустройства, действуют клубы поиска работы, проводится индивидуальное психологическое консультирование и др.

Во-вторых, с учетом разнообразных  форм специальной социально-психологической  поддержки безработных применение специалистами психологических  знаний и навыков должно быть направлено главным образом на установление рабочего контакта с посетителем. Изучение личности безработного (ищущего работу) и психологическое влияние на его поведение должны войти в инструментарий практической работы инспектора СЗН. Опыт деятельности СЗН показывает, что не всегда и не все посетители при посещении службы занятости и регистрации в качестве безработных преследуют цель обязательного трудоустройства (даже при наличии определенного числа вакансий). Использование специалистами СЗН определенных психологических приемов закладывает основы последующего взаимодействия сторон и обеспечивает в дальнейшем возможность корректировки установок и мотивации посетителей.

Психологическая поддержка  — это система социально-психологических  способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.

Помощь, оказываемая службой  занятости, не может быть одинаковой для всех безработных. Разные стратегии разрешения кризисной ситуации потери работы, выбираемые индивидами, определяют меру участия службы занятости в психологической адаптации безработных. Степень адаптивности (приспособленности) социального поведения безработного можно оценить по тому, чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения, в котором находится. Характер процесса принятия решения о смене профессии обусловлен интегральным личностным свойством, отражающим степень ее социализации, сформированными нормами и принципами социального поведения. Индикатором тут выступает локус контроля, введенный в науку Дж. Роттером. Под локусом контроля понимают свойство личности, ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным усилиям. Исследования о влиянии локуса контроля на поведение людей показывают, что чем сильнее человек возлагает ответственность за свою занятость на государство (в лице СЗН), тем дольше он остается без работы и, следовательно, больше мера участия службы занятости в психологической адаптации безработных. Задача службы занятости состоит в переориентировании безработных (насколько это возможно) с неадаптивными стратегиями поведения на компенсаторную линию поведения.

При оказании психологической  поддержки безработным консультанты службы занятости могут оценить  поведения безработных в конфликтах и спорных ситуациях с помощью  метода К. Томаса. В созданной им модели поведение человека в конфликте  определяется двумя факторами. Первый фактор — это стремление к достижению, прежде всего, индивидуальных, эгоистических целей. Второй фактор — стремление достичь в конфликте какого-либо согласия, обеспечить социальные цели. Если преобладают первые, эгоистические, тенденции, то в ситуации конфликта у человека проявляется поведенческая стратегия соперничества. Безработные с данной стратегией активны и эмоционально устойчивы, но вместе с тем они достаточно агрессивны по отношению к объекту раздражения (в конкретном случае — консультанту СЗН), им присуща четкая потребительская ориентация (получить пособие или оформить стаж работы).

Наоборот, полное преобладание социальных тенденций над индивидуальными  дает стратегию приспособления. Безработные, придерживающиеся данной стратегии, имеют сниженную активность, в том числе подавленные трудовые мотивации. Они раздражительны, для них характерна повышенная тенденция к самозащите (проблемы здоровья, безопасности, индивидуальной защищенности, прочности семейных связей являются важнейшими). Они предпочитают полагаться на помощь извне, прежде всего со стороны консультанта службы занятости. Сильная выраженность в поведении человека и той и другой тенденции формирует стратегию сотрудничества. Это так называемые «любимые» клиенты СЗН, взаимодействие с которыми не доставляет хлопот профконсультанту. Слабая выраженность в поведении, как той, так и другой тенденции приводит к стратегии избегания. Эти люди, скорее всего, не будут искать работу, рассчитывая на то, что их «устроят», обеспечат работой. Среднее положение, когда никакой фактор не преобладает, соответствует стратегии компромисса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В настоящее время  перед Российским рынком труда стоит  множество проблем. Для их решения  надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет снизить уровень безработицы.

Давно назрела необходимость  пересмотреть идеологию федерального Закона “О занятости населения”. Законодательство должно ориентировать на расширение современных сфер приложения труда, на повышение его производительности. Во главу угла сегодня должны быть поставлены опережающее профессиональное обучение, а социальную защиту безработных необходимо увязывать с их профессиональной переподготовкой.

В безработицу все  в большей мере втягиваются как  мужчины, так и женщины. А это  означает, что все больше становится детей и подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.

Растет число убыточных производств. Это создает предпосылку “залпового” выброса рабочей силы. К числу “выдавленных” работников прибавляются выпускники учебных заведений. Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам техникумов, училищ быть достаточно конкурентоспособными.

Проблема существует - это факт. Но первые шаги к ее преодолению уже сделаны. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Принятый курс новых реформ, нововведений, ориентированны в основном на молодежь. Ведь именно ей, кому в будущем придется взять на себя все бразды правления государством, и нужно решать уже на сегодняшний день ставшие неотложными проблемы.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 Но все таки, без  поддержки малого и большого  бизнеса, без развития предпринимательства,  без принятия новых программ  по занятости населения, и пока современная государственная политика носит паллиативный характер страна не способно решить проблему безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Адамчук, В.В., Ромашов О.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. / В.В. Адамчук – М.: ЮНИТИ, 2002.- с. 123-125.

2. Бреева, Е. Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. / Е.Б. Бреева – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. – с. 34-38.

3. Боровик, В.С., Ермакова, Е.Е., Похвощев, В.А. Занятость населения. / В.С. Боровик – Ростов/на Дону: «Феникс», 2001.- с.140-141.

4. Козырев, В.М. Основы современной экономики: Учебник. / В.М. Козырев – М.: Финансы и статистика, 2009.- с. 208

5. Починок, А. О трудовом потенциале России, перспективах его сохранения, развития и улучшения использования / А. Починок, Общество и экономика. – 2001. — №11-12. — с. 5-23.

6. Роговина, О. Изменение профессионально-квалификационной структуры занятости при переходе к рынку /О. Роговина Общество и экономика. – 2004. — №10. – с.120-135.

7. Рыкова, Е. А. и др. Технология поиска работы / Е.А. Рыкова– М.: Профобр Издат, 2001. –с. 204.

8.Старовойтова, Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. / Л.И. Старовойтова – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –с.56-59.

9. Социальная работа /Под общей редакцией В. И. Курбатова: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. –с.35.

10. Швецов, А. Н. Рынок труда и управление занятостью: Учебное пособие./ А.Н. Шевцов – СПб: Санкт-Петербургский технический университет. Учебный центр подготовки руководителей, 2008. -с.80.

Информация о работе Технологии социальной работы с безработными