Технологии благотворительной деятельности фонда «Кус Жолы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение благотворительности и меценатства как масштабного явления в социокультурном мире.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: определить систему представлений общества о благотворительности; выявить проблемы и перспективы формирования культуры благотворительности; изучить основные направления данных феноменов; охарактеризовать технологии благотворительного фонда «Кус Жолы»; проанализировать основные подходы к анализу благотворительности фонда «Кус Жолы».
Объект исследования: благотворительность и меценатство как социокультурное явление в современном обществе.
Предмет исследования: закономерности и особенности развития благотворительности и меценатства.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты характеристик благотворительности и меценатства как социокультурных феноменов
1.1 Появление меценатства и благотворительности в России
1.2 История благотворительности и меценатства в Казахстане
2. Технологии благотворительной деятельности фонда «Кус Жолы»
2.1 История появления фонда «Кус Жолы»
2.2 Дюжина добрых дел фонда «Кус жолы»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая9.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Теоретические  аспекты характеристик благотворительности  и меценатства как социокультурных  феноменов

1.1 Появление  меценатства и благотворительности  в России 

1.2 История благотворительности  и меценатства в Казахстане

2. Технологии  благотворительной деятельности фонда «Кус Жолы»

2.1 История появления  фонда «Кус Жолы»

2.2 Дюжина добрых  дел фонда «Кус жолы»

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Трудно найти  человека, который хоть раз, в своей  жизни не помог бы своему ближнему, товарищу или просто не знакомому человеку. Благотворительность и меценатство, а проще говоря, безвозмездная помощь ближнему, в той или иной форме существует при любом политическом строе и в любых социальнокультурных сообществах. Как известно, уровень развития благотворительности зависит от степени общего социальноэкономического развития страны. Чем выше уровень благосостояния населения, чем сильнее и устойчивее бизнессектор, тем больше условий для становления и развития благотворительной деятельности.

Сегодня мы не можем назвать точную дату возникновения такого явления, как помощь. Очевидно, нравственная потребность оказывать помощь, формировалась в течении многих тысячелетий.

Актуальность  темы исследования. Развитие нашего общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально  экономической и культурных сферах. К ним, в частности можно отнести появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования и культуры. Все это приводит к развитию негосударственных форм поддержки социальной сферы. В силу этого, требует особого осмысления таких феноменов, как благотворительность и меценатство.

С начала девяностых годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В настоящее время меняются масштабы, характер и состав участников благотворительного движения. В России и в Казахстане вообще, появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции.

Возрождение в  современном обществе благотворительности и меценатства, вызывает потребность в научном осмыслении этого феномена  его основных форм, технологий и перспектив развития. Все это обуславливает актуальность исследования благотворительности в современном обществе.

Целью данного исследования является изучение благотворительности и меценатства как масштабного явления в социокультурном мире.

Для достижения цели поставлены следующие задачи: определить систему представлений общества о благотворительности; выявить проблемы и перспективы формирования культуры благотворительности; изучить основные направления данных феноменов; охарактеризовать технологии благотворительного фонда «Кус Жолы»; проанализировать основные подходы к анализу благотворительности фонда «Кус Жолы».

Объект исследования: благотворительность и меценатство как социокультурное явление в современном обществе.

Предмет исследования: закономерности и особенности развития благотворительности и меценатства.

Методы исследования: анализ научной литературы и Интернет  источников; вторичный анализ социологических данных.

Гипотезы исследования: Наиболее адекватный анализ благотворительности и меценатства осуществляется в контексте социологического знания, что предполагает возможность анализа, с одной стороны основных характеристик благотворительности, так и характеристики, обусловленные современным состоянием общества. Благотворительность и меценатство являются социокультурными явлениями, включающие как характеристики, соответствующие прежним общественно  историческим периодам, так и характеристики, обусловленные современным общественным состоянием.

Литература, рекомендованная  к данному исследованию, разнопланова. Безусловно, это исследование не исключает, а, наоборот, требует от нас проведения исследований, усиленного внимания к теоретическим проблемам, ибо успешное развитие прикладных исследований немыслимо без опережающего развития теории.

 

1. Теоретические  аспекты характеристик благотворительности  и меценатства как социокультурных  феноменов

 

1.1 Появление  меценатства и благотворительности  в России

 

Благотворительность является одной из древнейших русских  традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы существовали также в исламе и других религиях. Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения.

 Осуществлять помощь должно было правительство, общественные организации, но у государства никогда не хватало средств на социальные нужды, поэтому никто не должен был мешать частным благотворителям проявлять свое желание помочь попавшим в беду. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного здоровья. Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. В старину говорили: "В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается"1. Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал.

Как в Европе, так и на Руси дело призрения бедных находилось в руках церкви, особенно монастырей. При монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Великие князья, потом и цари накануне больших праздников, рано по утрам делали тайные обходы тюрем и богаделен, где из собственных рук раздавали милостыню, посещали убогих людей. Нищенство на Руси считалось одним из средств воспитания народа.

 Частная благотворительность на Руси зачастую становилась средством поддержания праздности и превращалась в холодное исполнение церковного приличия: раздачи копеечек просящим, вместо помощи нуждающимся. Со времен царя Федора Алексеевича (16611682 гг.) издается ряд указаний против праздного ремесленного нищенства и частной русской милостыни2. В тоже время продолжают устраиваться благотворительные учреждения.

Русские купцы  и промышленники жертвовали деньги больше на строительство храмов, а  нередко и сами строили их. Почти  каждый русский предприниматель стремился построить храм.

 Петр I был первым, кто попытался запретить частную благотворительность, считая, что она только плодит бездельников. В 1705 г. он приказал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами, ловить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать, милостыню им не подавать, а дающих хватать и подвергать штрафу. Благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах и монастырях. Но эта борьба не увенчалась успехом, так как велась насильственными методами и пыталась искоренить следствие, а не причину.

Благотворительность снова входит в моду при императрице  Елизавете Петровне и Екатерине II.

Особое развитие частная благотворительность приобрела  в период расцвета либерализма, во времена Александра I. Большей частью благотворительностью занимались женщины, особенно императрицы. Императрица Мария Федоровна, жена Павла I, основала благотворительную организацию "Ведомство учреждений императрицы Марии", просуществовавшую до 1917 г. Жена Александра I  императрица Елизавета Алексеевна  создала общества: "Императорское человеколюбие" и "Женское Патриотическое", последнее, основанное в 1802 г, к концу 1900 г. оказало помощь 160 тыс. неимущим. При Александре I целые сословия и многие частные лица жертвовали средства на создание учебных заведений. Помогала и императрица Александра Федоровна жена последнего царя Николая II3.

Предприниматели занимали особое место в благотворительности, которое отражало их положение в  обществе. Щедрость российских предпринимателей на благотворительность поражала соотечественников и иностранцев своим размахом. Но дело было не только в том, что купечество обладало большими деньгами. Немалую роль сыграла повышенная религиозность купечества, желание обрести благодать в жизни вечной. Еще одной причиной была отстраненность купечества от насыщенной идейной жизни. Роль, уготованная историей купечеству, не предусматривала увлечения революционными идеями, поэтому купцы выполняли свой общественный долг так, как они его понимали  через частные пожертвования в пользу тех, кто не может сам устроиться в жизни. С конца XVIII в. появляются и другие проявления благотворительности в виде меценатства. Меценатство проявилось в виде покровительства искусству, наукам, собирании больших библиотек, коллекций, созданий художественных галерей, театров и т. д., так как культура во все времена не могла полноценно существовать без поддержки.

Меценатство на Западе  это явление, которое наряду с нравственным имело и юридическое основание (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще всего было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Меценатство можно рассматривать как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги, а можно как способ рекламы своей деятельности. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью.

Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской  торгово-промышленной среды. Наибольшего размаха меценатство достигло во второй половине ХIХ начале XX вв., с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели создали условия расцвету национальной культуры в конце ХIХ начале XX вв. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функции, которые в других странах лежали на интеллигенции. А русская интеллигенция в это время бунтовала народ, строила несбыточные планы.

Несмотря на помощь, купцы-благотворители не пользовались популярностью ни среди социальных низов, ни среди интеллигенции, где традиционно царило убеждение, что предпринимательство - это разновидность мошенничества. В массовом сознании сидел стереотип купца-самодура4.

Для передовой части промышленного  мира в начале нашего века была свойственна тенденция к союзу "людей дела" и "людей мыли" в создании программы экономического роста. В 19081913 гг. в Москве в особняках Коновалова и Рябушинского проходили так называемые "экономические беседы". Эти беседы, несомненно, способствовали расширению общественного уровня и мировоззрения российских предпринимателей, убеждая, что именно им принадлежит будущее страны. К сожалению, этим мечтам не удалось сбыться.

У благотворительности и  меценатства, как и других социальных явлений, были определенные истоки и побудительные причины, среди которых можно выделить высокую религиозность людей, жертвовавших свои деньги на благое дело. Их действия во многом определялись библейской формулой: "Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил" (Евангелие от Матфея 25:3446)5.

Большая часть меценатов  были старообрядцами. Какого-то определенного бизнес-сообщества старообрядцев никто не создавал специально. Просто купцы-староверы, приезжая в соседнюю губернию на ярмарку, очень быстро находили себе подобных людей, которые не пили в трактирах ничего, кроме чая. Моментально завязывались деловые и дружеские отношения. Принадлежность участников договоров и соглашений к общей гонимой вере выступала определенным гарантом того, что сделка будет честной и справедливой.

В 70х годах XIX в. в Москву в надежде изменить свою жизнь  стали стекаться старообрядцы со всей России. Среди тех, кто заселял  окрестности Рогожского и Преображенского  кладбищ, было очень много бывших крепостных, отпущенных помещиками на вольные заработки.

Меценатство, и в еще  большей степени благотворительность, позволяют решить и более насущные задачи. Богатель одновременно все не могут, и опыт России подтвердил этот вывод практически. Значит, в истории любого общества есть период, когда более богатые должны помогать менее состоятельным, решая в то же время и свои нравственные и другие проблемы.

 

1.2 История благотворительности и меценатства в Казахстане

 

В бывшем Советском Союзе благотворительные  организации создавались исключительно под эгидой государства. Например, Детский Фонд имени Ленина, Литературный Фонд, Художественный фонд, Фонд культуры СССР, предназначались для решения различных общегосударственных задач в отдельных областях науки, культуры, общественной жизни6. Некоторые советские фонды имели политическую направленность – в частности, памятный многим из нас "Фонд мира". Эти организации помогали коммунистическим движениям, "угнетенным трудящимся" разных стан. В помощи и сострадании нуждались кто угодно – повстанцы Никарагуа, революционеры Кубы, голодающие Мозамбика, бездомные Америки, но только не "наш" человек. Еще к 1923 году Ленин полностью запретил в стране светскую благотворительность, назвав ее "буржуазным явлением", а к 1928 году та же участь постигла даже церковные пожертвования. В трудное время советский народ мог рассчитывать только на государство. Правда, история знает, как оно поступало со своими гражданами в годы лишений и бедствий. Это был верх холодного цинизма. Вспомним унесший миллионы жизней голод 1933 – 34 годов в Казахстане, когда люди варили суп из лебеды, ели кошек и лягушек. В 20е годы, когда голод охватил огромные регионы Поволжья и сотни тысяч людей умирали, правительство запретило М. Горькому обращаться к западным писателям, с тем чтобы организовать помощь погибающим детям и женщинам7. Когда голодал Казахстан, власти возвращали обратно продукты, присланные европейской общественностью. Политические цели были для него превыше социальных. На самом деле у советского государства никогда не хватало денег на социальные нужды.

Сегодня государство не в состоянии  помогать всем нуждающимся; впрочем, оно  и не ставит перед собой такой  задачи. Оно никому не гарантирует работу, почти не предоставляет бесплатного жилья. И именно благотворительность могла бы както восполнить эти потери – ведь сегодня в Казахстане достаточно как весьма состоятельных людей, так и очень богатых компаний. Однако пока, к сожалению, благотворительность у нас не в особом почете. Видимо, потому, что в обществе нет привычки, нет устоявшихся традиций благотворительности. В Казахстане попрежнему много нищеты, хотя нашу страну, с учетом ее экономического развития в последние годы, никак нельзя назвать бедной. Благотворительность – одна из фундаментальных исторических традиций, свойственных Казахстану. Благотворительность стала еще глубже после присоединения Казахстана к Российской империи, где относились к благотворительности с не меньшим почтением. Очень странно, но до сих пор не была серьезно исследована история благотворительности в Казахстане. В течение всего колониального периода в Казахстане не было открыто ни одного вуза. Одаренная казахская молодежь получала образование за пределами края. Например: в университетах Петербурга учились А. Букейханов, М. Тынышбаев и др. Именно из этой среды впоследствии вышли первые казахские меценаты и люди, которые стояли у истоков развития благотворительности как вида общественной деятельности8.

Информация о работе Технологии благотворительной деятельности фонда «Кус Жолы»