Так говорила поэтэсса и каллиграф Ханда Сюко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 20:45, реферат

Описание работы

Китайская каллиграфия — это удивительное и неповторимое явление в истории мировой цивилизации, уникальная жемчужина культуры Востока. Как образное искусство она сравнима с живописью, поскольку способна оказывать на человека эмоциональное воздействие богатством форм и разнообразием стилей. Как абстрактное искусство она сравнима с музыкой, поскольку способна передавать присущие ей ритм и гармонию.

Файлы: 1 файл

Китайская каллиграфия.docx

— 19.28 Кб (Скачать файл)

Слайд первый.

Тема. 
Слайд второй.

«Выражая себя, цветок источает

 свое неповторимое благоухание. 

 Каллиграфия- это цветок души человека»

 

Так говорила поэтэсса и каллиграф Ханда Сюко.

Слайд третий

Китайская каллиграфия — это удивительное и неповторимое явление в истории  мировой цивилизации, уникальная жемчужина  культуры Востока. Как образное искусство  она сравнима с живописью, поскольку  способна оказывать на человека эмоциональное  воздействие богатством форм и разнообразием  стилей. Как абстрактное искусство  она сравнима с музыкой, поскольку  способна передавать присущие ей ритм и гармонию. Вместе с тем она имеет и практический аспект — запись графических знаков, составляющих китайскую письменность. Каллиграфия самое философское из всех видов искусство. Еще в древности каллиграфию называли "первой среди художеств", поскольку настоящий Мастер вкладывает в творение всю силу своей души, своего мастерства.

 Китайская иероглифическая письменность самим своим истоком была связана с культурой магии и гаданий. Эта старинная концепция каллиграфии, связанная с магией и умением переносить на бумагу «письмена Неба», лежит и в основе современной каллиграфии.

 

Слайд четвёртый.

В истории  каллиграфии выделяется несколько  стадий. На первой стадии своего существования  китайские иероглифы были связаны  исключительно с сакральными  функциями гадания. Приблизительно в ХVI-XIII вв. до н.э., появились надписи на панцирях черепах и на костях быков. Этот письменный язык представлял собой систему знаков, использовавшихся для общения с духами.

Для гадагия в панцире с обратной стороны проделывали сквозное отверстие, затем его бросали в огонь, в результате чего он покрывался различными трещинами, в основном проявлявшимися на внешней стороне. По конфигурации трещин и предсказывали различные события.

Слайд пятый

До III-II вв. до н.э. единого стиля написания  иероглифов не существовало, более  того, местные писцы в разных частях Китая нередко создавали свои иероглифы, абсолютно непонятные людям других местностей. По преданию, стремясь объединить страну, первый император династии Цинь приказал своему чиновнику разработать единый стиль написания иероглифов, при этом запретив все остальные: так был создан унифицированный стиль письма. Линии наносились тонко, плавно и содержали в себе сочетание различных окружностей и дуг. Таким образом, появилась возможность именно «рисовать» иероглифы, что в конце концов положило начало искусству каллиграфии.

Слайд шестой.

Однако  из-за их сложности такие знаки оказалось невозможно писать быстро, что было крайне важно для составления официальных документов, поэтому следующим этапом развития каллиграфии стало создание нового стиля лишу — «официального стиля» письма. Этот стиль содержал мало округлых линий, базировался на квадратной или прямоугольной форме иероглифов.

На следующем  этапе появился стиль кайшу, называемый «обычным стилем». Его начали активно использовать для составления официальных документов. С небольшими изменениями кайшу до сих пор используется в повседневной жизни.

Слайд седьмой

До открытия бумаги в Китае использовали два  типа материалов: бамбуковые и деревянные дощечки и специально выделанный шелк. В небольшом количестве также  использовались древесные листья и  кора, тростник и кожа.

Новое слово  в технологии изготовления бумаги сказал ученый Цай Лунь. Он был человеком неординарным и путем многочисленных опытов нашел новый состав бумаги. Он смешал древесину, кору, джутовые волокна со старыми одеждами и порванными рыболовными сетями. Великое открытие — бумага — оказывается созданной из мусора, идущего на выброс.

Слайд восьмой.

В IV в., спасаясь от северных варваров, на юг Китая, за реку Янцзы перемещается часть китайской интеллектуальной. Здесь они, испытывая влияние южных мистических культов, возвращают к его изначальному смыслу — гадательному.

Так рождается  один из самых необычных и высоко ценимых стилей каллиграфии —  цаошу, «травяной стиль». Свое название он приобрел из-за того, что выписанные им знаки напоминали траву, гнущуюся под ветром.

В 687 г. выходит трактат «Записи о каллиграфии», а в 1208 г. издается «Продолжение записей о каллиграфии». Эти работы содержат особый свод канонических требований к истинному знатоку каллиграфии

 

«Искусство  каллиграфии реализуется с помощью  традиционных письменных принадлежностей, называемых в Китае «четырьмя  драгоценностями ученого» или «четырьмя  сокровищами кабинета»: кисти, туши, бумаги и тушечницы»4[38]. Этим названием они обязаны тому, что являются неотъемлемой частью жизни всякого образованного человека в Китае.

Слайд девятый.

Кисти

Первая из "четырех драгоценностей" - кисть - незаменимое орудие китайских художников и каллиграфов, начиная со стародавних времен. Изобретение кисти восходит к весьма отдаленной эпохе истории Китая. Как показали новейшие археологические исследования, древние гадательные надписи на панцирях черепах и бычьих лопатках первоначально наносились при помощи кисти и лишь затем вырезались по кости ножом.

Графические возможности кисти весьма широки и несравнимо богаче возможностей шариковых ручек. Это касается, в частности, толщины и интенсивности проводимых ею линий, способов манипуляции кистью. Линии могут быть и полновесными, и легкими, еле обозначенными - количество всевозможных вариаций письма практически не ограничено. Этим уникальность стиля китайской каллиграфии и живописи.

Кисти, применяемые в настоящее время, подразделяются на три типа, в зависимости от материала, используемого для их изготовления. Это - козья шерсть, а также так называемый "волчий волос" и "фиолетовый волос". Кисти "волчьего волоса" делаются на самом деле из шерсти колонка, кисти "фиолетового волоса" - из кроличьей шерсти. Художники и каллиграфы, как правило, имеют в своем распоряжении кисти различных типов.

Слайд десятый.

Тушь

Следующим после  кисти, необходимым атрибутом для каллиграфа и художника является тушь. Твердая тушь приготовляется на основе клея и сажи. Чаще всего используется сажа, получаемая путем сжигания дерева (сосны), масла или лака. Понятно, что качество туши сказывается самым непосредственным образом на выразительности произведения. Хорошую тушь отличает ровная и гладкая текстура. Цвет - ярко-черный, без примесей. От правильного использования цвета туши целиком зависит успех в реализации художественного замысла произведения. Использование туши неотделимо от тушечницы. Твердую тушь необходимо растирать в тушечнице, предварительно добавив небольшое количество воды. Жидкую тушь также разбавляют водой.

Слайд одиннадцатый.

Бумага

Как известно, изобретение бумаги принадлежит Китаю - и это важный вклад китайской культуры во всю мировую цивилизацию. Во всем мире известен особый сорт бумаги сюаньчжи, который используется в традиционной китайской живописи и каллиграфии. Он выпускается на Тайване. Эта бумага, производимая вручную, мягка и гибка, а ее абсорбирующие свойства лучше всего подходят для занятий живописью и каллиграфией.

Слайд двенадцатый.

Тушечница

Тушечницы делают по большей части из камня, который должен быть мелкозернистой породы, достаточно твердой для растирания туши, но неспособной повредить кисть.

В древности  ученые люди нередко выгравировывали на тушечницах свое имя, и те передавались из поколения в поколение как фамильные реликвии и произведения искусства. Тушечницы могут быть украшены орнаментом или резными фигурами, традиционно драконами.

 

Слайд тринадцатый.

Интересно смотреть, как настоящий каллиграф пишет  иероглиф. Точнее, самое примечательное — не само написание, но подготовка к нему. Каллиграф раскладывает чистый лист особой бумаги, долго и сосредоточенно растирает тушь в тушечнице, камень для которой привезен из «священных гор». Он придирчиво и неторопливо отбирает кисть, осматривая буквально каждый ее волосок. На это может уйти немало времени, однако еще больше времени ушло на само изготовление «четырех священных предметов»

Затем он погружается в раздумья, которые  могут продолжаться очень долго, а могут, наоборот, занять лишь мгновения  — все зависит от настроя и  проявления внутреннего «волевого  импульса», готового излиться на бумагу. Один начинает ходить по комнате, монотонно  раскачиваясь, другой поворачивается лицом к алтарю предков и что-то шепчет, третий спокойно и размеренно прописывает в воздухе образ будущих иероглифов. И затем в нескольких ударах кистью по бумаге он выплескивает свой настрой, свои чувства, свое вдохновение, рисуя целую иероглифическую надпись или просто один знак. И после останавливается — священнодействие закончено…»3.

Слайд четырнадцатый.

Спасибо за внимание.


Информация о работе Так говорила поэтэсса и каллиграф Ханда Сюко