Вместе с тем, клубок
противоречий в сфере государственной
службы никогда не будет распутан, пока
не будет "посредника" между двумя
социальными группами: исполнителями-женщинами
и распорядителями-мужчинами. Таким "посредником"
является Конституция РФ с ее положением
о равных правах и равных возможностях
женщин и мужчин, в том числе в политике.
Анализ распределения функций между ступенями
должностной иерархии позволяет сделать
вывод: реформа государственных структур
органов управления и слом прежней практики
продвижения женщин в сферу политики повлекли
за собой быстрый рост руководящих должностей,
занимаемых в основном мужчинами. Дальнейшее
самоутверждение мужчин в своем служебном
продвижении имеет тенденцию поступательного
роста. У женщин же оно замедляется, приостанавливается
или даже вообще идет на спад. Но это, конечно,
не дает основания подвергать сомнению
способности женщин, особенности их мышления
и поведения. [6, стр 13-14]
Так, например, интересную
"дамскую модель" в политике описывает
С.Солодовник, ведущий научный сотрудник
Центра международных исследований МГИМО
МИД РФ. В частности, он считает, что избиратель
связывает с приходом в политику женщин
"предсказуемость, умение находить
компромиссы, готовность простить человеческие,
а то и социальные слабости – в общем,
большую способность понять и защитить,
15 чем обычно проявляют мужчины". Отсюда
автор делает два вывода: "первый– российским
женщинам-политикам ни к чему быть "железными",
второй – "державная стать им при этом
не помешает – особенно, если будет неуловимо
напоминать образ матери-государыни".
[12]
Сейчас положение изменяется.
Женщины завоевывают одну позицию за другой
в бизнесе, предпринимательстве, науке.
Практически во всех странах мира, где
женщины приходят к власти, они доказывают,
что у “слабого пола” в настоящий момент
есть свои особые социальные интересы,
что они подчас более эффективно, чем мужчины,
трудятся и более последовательны в достижении
поставленных целей.
Считается, что дискриминация
– явление естественное, связанное с биологической
сущностью женщины, что существенно ограничивает
потенциал ее социальной активности.
Политическая деятельность
женщин связана с уровнем развития общественных
организаций. В настоящее время таких
женских организаций с каждым годом становится
все больше. Разработаны Устав и Программа
Общероссийского общественно-политического
движения женщин России, в которой сказано,
что «подлинная демократия предполагает,
что участие мужчин и женщин в органах
управления должно осуществляться на
паритетной основе – на основе соотношения
50/50».[13]
Для того, чтобы женщины могли полноправно
войти в политику, нужно:
- изменить стереотип патриархального мышления;
- ввести систематическую работу среди женщин, разъясняя им необходимость соблюдения принципа равенства мужчин и женщин на всех уровнях политической деятельности;
- изменить подход к решению проблемы со стороны партий, включив в программы специальный раздел об усилении роли женщин не только как членов партий, но и на руководящих постах государственной власти;
- целенаправленное продвижение женщин к высшим ступеням государственной службы;
- ориентировать средства массовой информации на поднятие престижа женщин как политиков, использую при этом имеющийся положительный опыт.[14 http://www.e-ng.ru/]
Конечно, выполнить все пункты в короткие
сроки не получится. Для этого должно пройти
несколько лет, а может даже и десятков
лет, но наше общество не стоит на месте,
а движется с огромной скоростью, поэтому,
по мнению многих, совсем скоро можно будет
увидеть большее количество женщин на
руководящих местах в политике. Возможно
даже удастся увидеть женщину-президента
нашей страны.
В стране должны быть выработаны
гендерная система экспертизы принимаемых
решений, а также система систематического
контроля за соблюдением прав женщин и
изменена кадровая политика.
Государство и общественные
организации должны способствовать созданию
школ политического лидерства для подготовки
женщин к политической деятельности.
Обществу следует использовать
в полной мере интеллектуальный потенциал
женщин. [13]
Заключение
Политика становится все более распространенной
профессией и важным видом деятельности,
вовлекающим все большее количество людей
в свой круг. Естественно, что женщины
выбирают политическую деятельность,
поскольку обладают соответствующим образованием,
знаниями, амбициями, желанием реализовать
свои возможности на сложнейшем политическом
поприще. А если политиком становится
мужчина, то неминуемо его супруга так
или иначе вовлечена в политическую деятельность,
бывая на приемах, наблюдая за деятельностью
мужа, помогая ему в тех делах, в которых
она может оказать помощь.
Время от времени женщина сама приходит
во власть и правит страной, и так было
во все времена. С конца XIX века в России
появляются освободительные движения
женщин, а с момента прихода к власти большевиков
(1917 г.) оформляется комплекс прав для женщин.
Иногда женщине удается быть мудрее некоторых
мужчин, и она надолго удерживается у власти,
как это было при правлении Екатерины
II Великой.
Прямых правовых актов, ограничивающих
доступ женщин к структурам власти, конституционно
зафиксированных в России нет. Но в России,
как и в других странах, проблема власти
женщин или женщин у власти на данном этапе
решена формально в пользу мужчин, если
считать количество министров, сенаторов,
депутатов, стоящих на вершине государственной
власти.
Предпочтение мужчин-политиков женщинам-политикам
имеет много причин, но главными являются
образ политика, который должен обладать
такими качествами как лидерство, самостоятельность,
объективность, масштабность мышления,
умение политического маневра - все эти
качества считаются чисто мужскими; малая
экономическая база, так как мало кто желает
вкладывать деньги в женщину-политика.
А ведь кто еще кроме самих женщин будет
решать их «женские» вопросы. Они большее
внимания уделяют социальным проблемам,
в отличие от мужчин, отдающих предпочтение
решению «военных» вопросов. Мужчинам
не хватает таких женских качеств, как
мудрости, позволяющей нестандартно мыслить
и побуждающей к творчеству, приверженности
идее больше, чем концентрация на эгоизме,
общественного темперамента, требующего
быть нравственным и помогающего быть
смелым.
В России в настоящее время в
системе исполнительной власти число
женщин, конечно, оставляет желать лучшего,
но, тем не менее, с каждым годом их количество
всё увеличивается.
В данной работе автор
попытался изучить историю женской политики,
проанализировать некоторые социологические
данные, а так же дать несколько комментариев
по поводу будущего развития политической
жизни для женщин.
Сегодня важно понять:
какую выгоду может извлечь общество в
целом, создавая государство с политическим
управлением, основанном на партнерстве
мужчин и женщин в политике? Ответ прост:
партнерство мужчин и женщин в политике
является источником более полной и представительной
демократии, поскольку создаются реальные
возможности учета многополюсных интересов
в обществе.
Список литературы
- Н.Л. Пушкарева Женщины
древней Руси// Москва «Мысль» 1989, С. 286
- Резник С.Д. Гендерный
менеджмент// Москва «Финансы и статистика»
2009, С.414
- Плотникова В.М.
История и современность: декларация прав
женщины и гражданки [Электронный ресурс] URL:http://www.wpolitika.ru/istoriya_i_sovremennost__deklar.html (Дата обращения: 20.11.2013)
- Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю. Женщина на высших этажах власти. Российские практики и французский опыт// Институт социологии
РАН, 2009, С. 72
- Канапьянова Р.М. Женщины в системы государственного управления, СоцИс, 2007, №2, С.16
- Андреенкова А.В. Представительство женщин в парламентах России и Украины// СоцИс, 2000, №11, С.15
- Зимин В.А. Женщины
России в политике и структурах власти.
- Айвазова С.Г. Гендерное измерение власти в современной России. К постановке вопроса// Политическая наука. Власть и демократия в условиях глобализации: сб. науч. тр.//РанИНИОН, 2004, С174
- Рыбцова Л.Л. Общественно-политическая активность женщин// СоцИс. 2001. №4. С.78
- Тройнова Т. Возможен ли в России цивилизационный подход к равенству полов? // Женщина плюс. 2002. №2
- Энгельгарт А.Н. Из деревни. 12 писем. СПб., 1898. С. 384
- Солодовникова С. Дамская модель. Плюсы и минусы. // СоцИс. 2003. №17. С.14
Перспективы женской
политики в России. Проблема квоты [Электронный ресурс] URL: http://www.sociologymania.ru/smpgs- 816- 1.html (Дата обращения: 20.11.2013)
Женщина в российской
политике и структурах власти [Электронный ресурс] URL: http://www.bibliofond.ru/ (Дата обращения: 20.11.2013)
- Жуков В.И. Общая и прикладная политология. //МГСУ. “Союз”, 1997. С. 992
- Барбакова К.Г. Ищите женщину.//Тюмень. «Тюменская правда». 1991. С172
- Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика. // «Дашков и К» . 2009. С. 307
- Абышева Н.М. Женщины в истории России. [Электронный ресурс] URL: http://www.tgc.ru/conf/tgcppt/?new_pok/2.htm (Дата обращения: 19.11.2013)
- Роль женщины в современной политике. [Электронный ресурс] URL:http://8tl.ru/cat2/3154-rol-zhenshchiny-v-sovremennoy-politike.html (Дата обращения: 20.11.2013)
- Персоналии. [Электронный ресурс]URL: http://economic.ispu.ru/history/part1/02tema2/personal2.html (Дата обращения:19.11.2013)