Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 10:37, курсовая работа
Цель работы: выявить наиболее эффективные направления социальной работы с неблагополучными семьями в образовательном учреждении. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Выявить виды неблагополучных семей.
3. Изучить особенности социальной работы с неблагополучными семьями в образовательном учреждении.
4.Рассмотреть межведомственное взаимодействие в социальной работе с неблагополучными семьями в образовательном учреждении.
Введение.                                                                                                             
1.Неблагополучная семья как объект социальной работы.                              
2.Направление социальной работы с неблагополучными семьями в   образовательном учреждении.                                                                             
3.Межведомственное взаимодействие в социальной работе с неполной семьей в образовательном учреждении.
Курсовая работа на тему:
 «Социальная работа с 
Содержание:
 Введение.                    
1.Неблагополучная семья 
как объект социальной работы. 
2.Направление социальной 
работы с неблагополучными 
3.Межведомственное 
Введение.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться “частным делом”... Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать что оно велико.
       Вследствие 
увеличения числа разводов 
1.Проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Выявить виды неблагополучных семей.
3. Изучить особенности социальной работы с неблагополучными семьями в образовательном учреждении.
4.Рассмотреть 
Объект курсовой работы: Социальная работа.
Предмет: неблагополучные семьи.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
1.Неблагополучная семья как объект социальной работы.
     Семья - это 
основанная на браке и кровном 
родстве малая группа, члены которой 
объединены совместным 
Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. . Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:
Под неблагополучной, склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
Существует множество классификаций видов неблагополучных семей:
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.
М.А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации [6]:
Б.Н. Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей [1]:
1.Семьи с недостатком 
воспитательных ресурсов, неполные 
семьи; семьи с недостаточно высоким 
общим уровнем развития 
2.Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
3.Нравственно неблагополучные 
семьи. Среди членов такой семьи 
отмечаются различия в 
4.Педагогически 
Неблагополучие в семье порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное). Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение.
     В одном 
из российских городов было 
проведено анкетирование 500 учащихся 
седьмых классов. Результаты представлены 
следующим образом: 48,2% опрошенных 
респондентов подвергались 
 
2.Направления 
социальной работы с 
     В 
практике социально-
 
Педагогическая модель базируется на 
предположении о недостаточной педагогической 
компетентности родителей.  
Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя 
данную модель, социальный педагог ориентируется 
не столько на индивидуальные возможности 
родителей, сколько на универсальные с 
точки зрения педагогики и психологии 
способы воспитания. 
 
Социальная модель используется в тех 
случаях, когда семейные трудности являются 
результатом неблагоприятных жизненных 
обстоятельств. Поэтому помимо анализа 
жизненной ситуации необходима помощь 
внешних сил (пособия, разовые выплаты 
и т.п.). 
 
Психологическая модель используется, 
когда причины трудностей ребенка лежат 
в области общения, в личностных особенностях 
членов семьи. Данная модель предполагает 
анализ семейной ситуации, психодиагностику 
личности, диагностику семейных взаимоотношений. 
Практическая помощь заключается в преодолении 
барьеров общения и причин его нарушений. 
 
Диагностическая модель основывается 
на предположении дефицита у родителей 
специальных знаний о ребенке или своей 
семье. Объект диагностики — семья, дети 
и подростки с нарушениями общения. 
Медицинская модель предполагает, что 
в основе семейных трудностей лежат болезни. 
Помощь заключается в проведении психотерапии 
(лечении больного и адаптации здоровых 
членов семьи к проблемам больного). 
 
Как правило, школьный социальный педагог 
использует педагогическую (учебную) модель 
в работе с родителями. Как уже было сказано 
выше, данная модель исходит из предположения 
о дефиците у родителей знаний и умений 
по воспитанию детей. Эта модель носит 
профилактический характер, особенно 
в ней нуждаются дисфункциональные семьи, 
так как она направлена на повышение психолого-педагогической 
культуры родителей, расширение и укрепление 
воспитательного потенциала семьи. В этих 
целях используют следующие формы работы 
с проблемной семьей в рамках педагогической 
модели:
Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями в образовательном учреждении