Шпаргалка по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:05, шпаргалка

Описание работы

Возрастает роль социологии, поскольку она способна дать знания о реальном состоянии общества, изменения в нем, новые процессы и явления, с которыми мы не встречались раньше. Социология также поможет выяснить тенденции развития на будущее, выработать научно обоснованный прогноз на ближайшие годы и более отдаленную перспективу.
Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых

Файлы: 1 файл

Вопросы.docx

— 83.83 Кб (Скачать файл)

Очень тесно  связана социальная философия и  общетеоретическая социология, т.к. многие выводы философии могут быть органично включены в общетеоретическую  социологию. Но вместе с тем, отождествление социологии с социальной философией ставит под сомнение само существование  социологической науки. Многие ученые пытаются подменить проблематику одной  науки другой, что ведет к серьезным  препятствиям на пути развития обеих  наук.

11. Соотношение социологии и  истории.

История - одна из самых древних  наук. Своим развитием на протяжении столетии она обеспечивала возможность  становления и прогресса практически  всех социальных наук. И не случайно каждая наука имеет свою историческую "главу". Именно благодаря истории  социология раскрывает общие тенденции  современного развития общества. История  накапливает огромный фактический  материал; его обобщение позволяет  видеть непрерывность исторического  процесса, преемственность и повторяемость  в главном, основном. Непрерывность  имеет своей основой деятельность людей, которая в актуальном бытии  выступает как социальные действия и социальные процессы в их взаимосвязи. Преемственность означает, что новое вырастает из старого, а это в "современности" выступает как целостность, системность. Повторяемость позволяет устанавливать специфические ритмы функционирования общества, его динамику и направление эволюции.

Социологи используют данные, которые поставляет история, выявляют общие свойства конкретных социальных явлений, дают этим явлениям типологическую характеристику (скажем, государству, семье, трудовым сообществам и пр.). Естественно, социология представляет собой более высокий уровень абстракции, чем история.

Итак, социология использует описание конкретных общественных явлений, которые дает ей история, для выработки  общих категорий социальной науки. История же исходит (скажем сильнее, должна исходить) из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией, т.е. из общих  категорий, концентрирующих сущность социального целого. Налицо взаимная связь и выгода.

Отличие социологии от истории: состоит в том, что история изучает все сферы общественной жизни, а социология только социальное в обществе. Например,  в истории вы изучаете экономические реформы, политические процесс, культурную революцию. Социология будет изучать эти процессы с точки зрения их социального содержания.)

12. Соотношение социологии и экономической науки.

Предметом экономической  науки является одна из сфер общественной жизни - экономика. Экономическая наука  имеет дело с «экономическим базисом», то есть экономическим строем данного  общества.

Что входит в этот базис? Естественно, производительные силы общества - орудия и средства производства, сам человек, приводящий их в движение (это технический базис). Но главное - взаимодействия людей, их отношения по поводу собственности, обмена деятельностью (разделение труда), по поводу размера и способов распределения произведенных материальных и духовных благ. Экономический базис образует основу хозяйственной целостности общества. Структура экономической целостности - один из ключевых аспектов экономической науки, который и сближает ее с социологией - наукой о социуме как целостной системе.

Экономические знания, а затем и экономическая  наука появились задолго до социологии. Но, как и история, это весьма обширная область социального знания.

Поскольку политическая экономия чрезвычайно важна для  целостного анализа социальных процессов и институтов, постольку она оказывается тесно связанной с конкретными социологическими исследованиями и общей социологической теорией. Социология при исследовании отдельных общественных отношений должна опираться на законы и тенденции, открываемые экономическими науками.

Нетрудно  видеть, что в предметное поле социологии попадают собственно экономические отношения. В социологии имеются области специального знания, которые изучают место и роль экономических явлений в жизни личности, в институционализации, в социальной структуре, в обществе как целостной системе (экономическая социология, индустриальная социология, социология труда и др.). Скажем, социология труда изучает трудовую деятельность как социальный процесс, его эффективность, но самое главное - место и роль человека в этом процессе, содержание его труда, меру удовлетворенности им, гуманизацию и оптимизацию трудовой деятельности, ее стимулирование.

13. Соотношение социологии и  психологии.

Если общая социология имеет своим предметом общество в его тотальности, раскрывает общие  тенденции его функционирования и изменения, то общая психология исследует внутренние субъективные переживания, вызывающие то или иное поведение индивида.

Развитие социологии как  таковой, формирование психологической  науки не могло не привести к появлению  новой дисциплины, находящейся на стыке этих научных направлений - социальной психологии. Если общая  психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общественную обусловленность  поведения людей. Она оперирует  фактами межличностного поведения ("психологические факты"), интегрирует  их и открывает общие тенденции  развития межличностного поведения.

Нетрудно понять, что и  социология, и психология изучают  человека и его поведение, но с  разных позиций, которые обусловлены  их предметами. Становится ясным и то, что они, в конечном счете, ориентированы друг на друга. Их тип связи можно назвать сотрудничеством.

Психология, изучая поведение  человека, должна отправляться не только от знания его биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и  от человека как "продукта общественных отношений", знание о котором дает социологическая наука. Без этого  проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно.

Социальная психология, если она не ставит своей задачей изучение всех основных форм взаимодействия между людьми и явлениями, возникающих в процессе этого взаимодействия, занимается тем же, чем и социология.

14. Подходы к структуре социологического  знания.

Известный российский социолог Г.В. Осипов предлагает следующую структуру  социологии:

    • Социальная структура и социальные процессы;
    • Специальные отрасли социологического знания;
    • Междисциплинарные исследования;
    • Социологические исследования: методы, методики, математика и статистика.

Другой подход к структурированию социологического знания, лежащий в  основе взглядов другого известного российского социолога Ядова, более  применим к практическим задачам  социологии. В нем выделяется:

    • общая социология,
    • специальные социологические теории,
    • прикладная социология
    • методика и технология социологического исследования.

Общая социология сосредоточена на изучении социальной сферы жизни  общества, социального явления или  процесса в целом, на применении на практике полученных знаний.

Прикладная социология - на изучении отдельных сторон социальной сферы  общественной жизни, социального явления  или процесса, на применении на практике полученных знаний.

Структура социологического знания теорий всех уровней может быть представлена следующим образом:

    1. Методология науки:
      1. Уровни методологии: общенаучный (относится к социологии в целом); частнонаучный (относится к отдельным разделам социологии);
      1. Разделы методологии: мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах: учение о социологическом знании; знания о социологическом исследовании; история социологии и др.;

 

    1. Знания о предмете:
      1. Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания;
      1. Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания;

 

    1. Методы:
      1. По масштабу применения: общенаучные (например, диалектический и системный методы, индукция и дедукция т.п.); частнонаучные (опрос, математические методы и т.п.);
      1. По уровню знания: теоретические, эмпирические;
      2. По этапам исследования: методы сбора, методы обработки, методы анализа;

 

    1. Исследования:
      1. Типы и уровни исследования:
        1. по уровню знания:
          • теоретические
          • эмпирические;
        1. по ориентации исследования:
          • фундаментальные
          • прикладные;
        1. по технологии сбора информации:
          • сплошные
          • выборочные;
        1. по предмету исследования:
          • социологические
          • междисциплинарные (социально - экономические, социально - политические, социально - психологические и т.д.);

 

      1. Стадии исследования:
        • Методологическая
        • Эмпирическая
        • теоретическая;
      1. Направления исследований (по объекту и предмету исследования):
      • социальные группы;
      • социальные институты;
      • социальные организации;
      • социология труда, социология образования, социология управления, военная социология и т.д. 

Знания о предмете представляют собой специально построенные классификации  или систематизации, типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные об обществе в целом, его сферах, институтах, организациях, о системе общественных отношений и процессе их воспроизводства  и т.д.

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

  1. Содержательный – предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

Эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

Теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

Методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

  1. Целевой.

Фундаментальные социология ориентированы на решение научных проблем, связанных с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития.

Цель фундаментального исследования - развитие и совершенствование  самой науки, т.е. получение нового научного знания, а цель прикладного  исследования - решение конкретной социальной проблемы.

Прикладная  социология ориентированы на получение знания, которое будет использовано при решении практических задач, либо на использование уже имеющегося знания в практических целях.

  1. Масштабный делит науку на макро– и микросоциологию.

Макросоциология изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.);

Микросоциология – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

15. Отраслевая структура социологии.                                                                                                                                                                                                                  
Чаще всего отраслевые социологии разделяют по трем основаниям:

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"