Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Файлы: 1 файл

Kontrolnye_voprosy_po_sotsiologii.docx

— 138.59 Кб (Скачать файл)

Энтони  Гидденс (род.1938) – британский социолог.

Гидденс излагает собственное  понимание социологической теории, суть которого — акцент на активности человека — “социального агента”. Социальный субъект своей активностью скорее приспосабливает общественные структуры сообразно интересам общественных групп, ищет компромиссы с другими социальными субъектами или вступает с ними в противоборство. Но, во всяком случае, он не предстает перед нами жестко зависимым от экономических и социально-культурных безличных факторов, он активно с ними взаимодействует.

Гидденс считает, что ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры, и только через социальные действия осуществляется воспроизводство структур. Для описания взаимодействия структур и социальных действий Гидденс использует термин "structuration" (структурация). Он обращает внимание на "двойственность структуры", имея в виду, что структуры делают возможным социальное действие, а  социальное действие создает эти же самые структуры. Это положение Гидденс иллюстрирует на примере соотношения языка и речи. Язык - это структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от любого индивида. Чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать сообразно существующим правилам. Язык изменяется: появляются новые слова, забываются старые. Таким образом, люди своими действиями могут трансформировать и воспроизводить структуры.

 

 

13. Общество как объект  социологии и социокультурная  система. Понятие «социальное»

Объект социологии - то, на что направлено социологическое внимание и исследование. Но это не просто общество, или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, и это особенно важно, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.

Понятие общества как социокультурной системы появилось у нас в последние годы. Исходным тезисом в обосновании этого положения явилось то, что социальное взаимодействие рассматривается как фундамент общественной жизни.

Элементами социальной системы  являются люди и их деятельность, которую  они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с  другими людьми, объединенными в  различные социальные общности в  условиях данной социальной среды. Индивид  не может не подчиняться законам  той социальной среды, в которую  он включен. Он в той или иной степени  принимает ее нормы и ценности, социализируется.

Включение человека в общество осуществляется через различные  социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы  принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру.

Общество отсюда рассматривается  как социокультурная система, в  которой вычленяются две основные подсистемы – социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений  и связей между людьми, и культурная, включающая в себя фундаментальные  общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей.

Эти две подсистемы тесно  связаны между собой. Так, о культуре можно говорить как о сложном  динамическом образовании, имеющем  социальную природу и выражающем социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение  предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей  в различных социальных ситуациях. Социологи обычно фиксируют внимание на культуре как ценностно-нормативной  системе, направляющей и регулирующей поведение людей.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis — совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей.

В научной литературе понятие  «социальное» употреблялось в двух смыслах: в широком — как синоним общественного, в отличие от природного; в узком — как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юридической и т.д.

Крупнейший французский  социолог ЭДюркгейм был одним  из первых, кто поставил вопрос о  выделении феномена «социального»  как специфического предмета социологии.

К.Маркс и Ф.Энгельс  также использовали понятие «социальное» для характеристики одной из сторон общественной жизни. Они, проводя в  своих трудах анализ общества и происходящих в нем процессов и отношений, использовали два термина — общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial). Понятие  «общественное», «общественные отношения» употребляли, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его  сторон — экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие  «социальное», «социальные отношения» — в том случае, если исследовалась  природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к  факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и  его роль в обществе.

В российской общественной науке и в послеоктябрьский период долгое время отсутствовало четкое разграничение между понятиями  «общественное» и «социальное», что  было связано со сложившимися языковыми  тради­циями.

С точки зрения российского  социолога Г.В.Осипова: «Социальное  есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся  в общении и во взаимодействии этих индивидов. Социальное возникает  в ходе взаимодействия людей, детерминируется  различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов  к явлениям и процессам общественной жизни».

14. Признаки и типологии  обществ.

Одним из основных направлений  в типологии общества служит выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.

В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ  по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях: первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

Наиболее устойчивой в  современной социологии считается  типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное  общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется  естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному  признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных  лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии  и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом  организации общности), примитивной  системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Индустриальное  общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Отличительные черты  постиндустриального общества:

  • переход от производства товаров к экономике услуг;
  • возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

15. Социальная структура  общества, ее основные элементы.

Социальная структура  общества - совокупность относительно устойчивых социальных связей и отношений, складывающихся между людьми, социальными  группами, социальными институтами  и организациями, порядок  их взаимодействия и дифференциации.

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды-субъекты деятельности, с ко­торыми связаны её пусковые и регуляторные ме­ханизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

Вещи, “орудия” с помощью  которых люди оказывают воздействие  на окружающий их реальный мир. С по­мощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде  путем её вещественно-энергетической переделки, целенаправлен­ного преобразования.

Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению  реальности, а изменению наших  представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и  через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция  символов: воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать  цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана  с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение  людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую  “телесную оболочку” становясь  материальными проводниками, “перевозчиками смысла”.

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

“Интегральная концепция” П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в общественной жизни людей, характер социальных предметов и  процессов определяется идеями, целями, а не вещественно-энергетическими  средствами, используемыми для их воплощения. Духовное всецело определяет материальное в жизни общества.

Виды социальной структуры:

  1. Социально-культурная:
  • Идеальная (связывает воедино убеждения, верования, существующие в обществе, отражая порядок их взаимодействия и доминирования)
  • Нормативная (включает в себя нормы, ценности, правила поведения, отношений и деятельности, утвердившиеся в обществе и взаимодействующие друг с другом)
  1. Социально-организационная:
  • Социально-групповая (включает совокупность социальных групп и взаимодействия между ними. Например, отношения между классами – социально-классовая подгруппа)
  • Социально-институциональная (совокупность социальных институтов, социальных организаций и взаимодействий между ними. Например, в рамках института государства – законодательные, исполнительные и судебные органы как социальные организации)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"