Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка

Описание работы

1) объект и предмет социологии.
2) Место социологии в системе наук об обществе.
3) Структура социологии.
....
19) Шкалы: понятие, виды, требования.
20) Обобщение и анализ результатов социологического исследования.

Файлы: 1 файл

социология 4 семестр от вари.docx

— 60.57 Кб (Скачать файл)

– указание цели исследования;      

– определение объекта и предмета исследования;     

– логический анализ основных понятий;     

– формулировка гипотез.      

Методологическая  часть программы.     

Формулировка  и обоснование  проблемы.     

Разработка  методологической части программы  начинается с постановки проблемы. Социальной проблемой называют существующую в реальности, в окружающей нас  жизни противоречивую ситуацию, носящую  массовый характер и затрагивающую  интересы больших социальных групп  либо социальных институтов. Например, незнание причин увеличения безработицы  или снижения жизненного уровня населения.     

При формулировке проблемы исследования необходимо точно выразить проблемную ситуацию и в то же время не давать чрезмерно  широких и абстрактных определений. Обычно первоначальная абстрактная  проблема в определенный момент приобретает  четкий, завершенный вид.     

Браться за изучение нескольких проблем в  рамках одного исследования нецелесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что в свою очередь снижает  качество собираемой информации и оперативность  исследования (что ведет к старению социологических данных).     

Указание  цели исследования.     

Цель  – модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может  быть достигнут только с помощью  проведения исследования.     

Ориентация  на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности  предпринятых методологических, методических, организационных процедур.     

Целью исследования может быть:     

– получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики;     

– анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию;     

– разработка практических рекомендаций по управленческому воздействию на изучаемую ситуацию;     

– формирование предложений по созданию специализированных функциональных подразделений .     

Определение цели исследования обеспечивает нормативную  функцию программы как официального документа, утверждающего взаимные обязательства заказчика и социолога  по поводу конечного результата исследования.      

Определение объекта и предмета исследования.     

Объектом  социологического исследования в широком  смысле выступает носитель той или  иной социальной проблемы, в узком  – люди или объекты, способные  дать социологу необходимую информацию. Объектом исследования может быть любой  социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. Чаще всего объектом выступает  социальная группа – студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п.     

Предмет исследования – это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической  точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.      

Другие  свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.     

Логический  анализ основных понятий.     

Логический  анализ основных понятий – это  логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и  структуры.      

Логический  анализ предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он поможет правильно  объяснить полученные результаты. Итогом подобной процедуры выступает теоретическая  модель предмета исследования.     

Формулировка  гипотез и основных задач исследования.      

Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Гипотезы – это явно или неявно выраженные предположения о характере  и причинах возникновения изучаемой  проблемы.      

Гипотезы  должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. В зависимости от того, как сформулированы гипотезы, часто зависит то, какими будут методы исследования.     

Для формулирования гипотезы надо располагать  некоторой предварительной информацией, основанной на результатах прошлых  исследований или данных экономики, статистики, психологии. Описательные, поисковые исследования могут не иметь гипотез, но аналитические, изучающие  причинные связи, функциональные зависимости, как правило, всегда базируются на гипотезах  о том, какие именно параметры  связаны зависимостями, каковы характер, направленность и сила таких зависимостей.      

Формулирование  гипотез – это разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если авторами исследования были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки: подтверждения  или опровержения. Если гипотез не было на «входе» исследования, то на «выходе» социолог, как правило, беспомощно описывает в отчете процентные распределения  ответов на вопросы анкеты и предлагает тривиальные практические рекомендации, очевидные на уровне здравого смысла 

10) Гипотезы в социологическом исследовании.  

Гипотеза   в   социологическом   исследовании - научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.   

 Научная  гипотеза  может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.  

Требования  к  гипотезе . Научно обоснованная  гипотеза  в социологии должна отвечать ряду требований.  

1. Она должна соответствовать исходным  принципам теории научного познания. Это требование играет роль  критерия для отбора научных гипотез  и отсева ненаучных, исключает из науки несостоятельные гипотезы , построенные на основе ложных теорий. 

2.  Гипотеза , объясняющая социальные факты в некоторой области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Но новая  гипотеза  иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой. 

3. Необходимо, чтобы  гипотеза  не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым  гипотеза  не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Но не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности  гипотезы .  

4.  гипотеза  должна быть доступна проверке в процессе социологического   исследования . Проверяется она при помощи имеющейся в распоряжении исследователя специально разработанной методики. 

5.  Гипотеза  должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему её непротиворечивость. Это делается не только посредством логических правил, но и с помощью операциональных определений. Последние позволяют избежать произвольности истолкования эмпирических терминов  гипотезы .   

 Для того, чтобы повысить подтверждаемость  гипотезы , следует стремиться к выдвижению большего числа взаимосвязанных  гипотез  и указать для каждой  гипотезы  возможно большее число эмпирических показателей входящих в неё переменных.  

 По содержанию  гипотезы  подразделяют на описательные и объяснительные.  

 Первые- это предположения о структурных  и функциональных связях изучаемого  объекта. Они могут относиться  и к классификационным характеристикам  социального объекта.  

 Вторые- предположения о причинно-следственных  связях в изучаемом объекте,  требующих эмпирической экспериментальной  проверки.  

 В процессе такой проверки  следует проводить различие между  основными гипотезами  и их следствиями (выводными  гипотезами ). 

11) Методический и организационный разделы программы социологического исследования.

  1. методический  раздел   программы 

включает выбор  методов получения информации, проектирование инструментов и выборки. Метод — это система правил изучения объекта на основе закономерностей его функционирования. Инструмент- специально разработанные документы, с помощью которых обеспечивается сбор и фиксация информации об объекте (анкета, бланк интервью, карта наблюдения, таблица). Методика — система операций, обеспечивающих получение валидной (соответствие измеренного показателя тому, что измерялось), релевантной (отражающей различия) и репрезентативной  социологической  информации.  
  
Методы получения информации:

    • опрос (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос,  социологическое  тестирование)
    • наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое)
    • анализ документов (традиционный, формализованный, контент-анализ)
    • эксперимент (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий или формирующий)

Выборочный  метод — метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.

Проектирование  выборки включает:

    • определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное  исследование )
    • определение типа выборки (случайная, квотная, гнездовая, простая или многоступенчатая)
    • определение объема выборки
    • расчет предельной ошибки выборки (репрезентативности)
    • определение технологии отбора объектов

Репрезентативность (представительность) — свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности. 

Организационный   раздел   программы . Рабочий план  исследования  — схема действий с распределением времени и ресурсов.  
  
Рабочий план включает следующие основные этапы:

    • формирование рабочей группы
    • разработку программы исследования
    • разработку инструментария
    • расчет выборки
    • проведение пилотажных исследований
    • размножение инструментов
    • инструктаж участников полевого исследования
    • организацию полевого  исследования 
    • контроль качества заполненных документов
    • подготовку инструментов к обработке
    • обработку
    • анализ результатов
    • подготовку отчета
    • оформление архива  исследования 

 

  
  

12) Сплошная и выборочная стратегии в социологическом исследовании.

В  идеальной  ситуации   в   сплошном     исследовании    отсутствуют

ошибки  репрезентативности, благодаря чему при правильной организации наблюдения ошибка выборочного  исследования  больше ошибки наблюдения при  сплошном обследовании. Однако в социологии применение  сплошного  обследования требует значительного числа анкетеров и интервьюеров, а это ведет к тому, что иногда привлекаются недостаточно квалифицированные кадры, участие которых в  исследовании  увеличивает ошибку регистрации. И наоборот, применение выборочного исследования  при решении тех же вопросов позволяет использовать более подготовленные кадры специалистов, обеспечить лучший их инструктаж, контроль за его выполнением. Это ведет к уменьшению ошибки регистрации. И если случайная ошибка не велика, то ошибка выборочного наблюдения в целом может оказаться меньше ошибки  сплошного   исследования . Таким образом, при определенных условиях выборочный метод оказывается более точным, чем  сплошной , что еще раз подчеркивает его преимущество при организации и проведении эмпирических  социологических   исследований .

Выборка – это  подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или  менее точные выводы относительно совокупности в целом»[3]. Но вообще-то термин "выборка" имеет двоякое значение. Это и процедура отбора элементов исследуемого объекта, и совокупность элементов объекта, выбранных для непосредственного обследования.  Причины применения выборочного  метода:

a)     экономит силы и средства исследователей;

b)    процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода (рассуждение по схеме «от частных наблюдений – к общей эмпирической закономерности»);

c)     реализует принцип рандомизации (случайного отбора 

13) Анализ документов как метод сбора эмпирической информации в  социологическом исследовании.     

Анализ  документов.     

Документальной  в социологии называют любую информацию,     

фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото– или  кинопленке.     

Классификация документов:     

По  способу фиксирования информации:     

– рукописные и печатные документы;     

– записи на кино– или фотопленке, на магнитной ленте.     

По  целевому назначению:      

– целевые (материалы, которые были избраны самим исследователем);      

– наличные (материалы, составленными независимо от социолога, ради каких-то других целей). Обычно именно эти материалы и называют документальной информацией в социологическом исследовании.      

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"