Шпаргалка по "Социальной защите детства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 17:29, шпаргалка

Описание работы

1. Дети как объекты государственной социальной политики
Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Файлы: 1 файл

Шпора СЗД.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей. Таким образом, есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту детства, в поиске новых источников финансирования.

 

2. Проблемы  детства в современной социокультурной ситуации

Современное российское общество находится в состоянии системного кризиса. Причем, кризисные явления отмечаются во всех сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной. О таком состоянии культуры свидетельствуют следующие признаки: утрата общности культурной парадигмой; дискредитация и утрата традиционной системы ценностей; становление новой социальной системы - резкое расслоение на богатых и бедных; усиление нестабильности; активизация различных форм отчуждения; криминализация общественных отношений. Целью жизни становится карьеризм любыми средствами. Формируется общество потребителей с формированием нового типа человека - человека массового с массовым сознанием. Его основной характеристикой является то, что он «как все», без стремления к внутреннему изменению и развитию, с некритичностью восприятия и оценкой с духовной инфантильностью, безразличием и равнодушием. Разрушены нравственные представления о браке и семье: почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости браков, а супружество и воспитание детей стали восприниматься как тяжкое нежелательное бремя. Повреждены устои семьи: разрушена иерархия семейных отношений, утрачен традиционный уклад семейной жизни, нарушены родовые и семейные связи между поколениями. Традиционные отношения послушания, почитания и уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорирования мнения родителей. Наблюдается также и то, что большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной или иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки и внимания. А также проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства.

Следствием кризиса являются многочисленные проблемы детства: большой процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, часть таких проблем спровоцирована нарушениями внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений. Нарушены процессы формирования ориентации нравственных ценностей: у детей дошкольного возраста дает сбой усвоение системы нравственных эталонов. Под воздействием средств массовой информации современные дети-дошкольники персонифицируют себя не с позитивно ориентированными героями, а с ведьмами, волшебниками, мутантами, мечтая, прежде всего, о вседозволенности и личном могуществе. Вследствие преобладания нецензурной лексики, рекламы, свободного доступа Интернета происходит искажение жизненных и нравственных ценностей подрастающего поколения.

Таким образом, снижение показателей нравственного развития личности сегодня происходит уже с дошкольного возраста. Одна из основных причин ухудшения нравственного состояния детей - разрушение естественных институтов социализации семьи и детского сообщества, а также изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуальную модель в условиях окружающей социокультурной среды, которая непосредственным образом влияет на формирование личности ребенка.

В педагогическом словаре дается следующее определение социокультурной среды, данное Б.П. Черником: «это конкретное, непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества, совокупность различных условий жизнедеятельности и социального поведения» [1]. Но возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Тенденции воспитания в современной социокультурной ситуации сводятся к одностороннему усиленному интеллектуальному развитию ребенка. Начиная с младшего возраста, прикладывается множество сил и внимания именно обучению: чтению, развитию речи, изучению математики, танцам, спорту. Но в условиях преобразования российского общества, ускорения темпов социального и научно-технического прогрессов возникает потребность в людях инициативных, творческих и независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем нравственный потенциал личности не формируется сам по себе, внезапно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка. Более того, по мнению Н.С. Александровой, формирование нравственных культурных ценностей, правил поведения и общения не должно оставаться без внимания [2].

Нравственное развитие глубоко сознательно и основывается на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в том возрасте, о котором идет речь, особенностями нравственности являются: развитие обобщенных представлений о правдивости, справедливости, смелости, скромности, дружбе. Складываются первые моральные оценки, суждения, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы. Формируются не только моральные качества, но и чувства. Но ребенок еще не способен к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых он усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе. Поэтому огромное значение для полноценного психического и личностного развития ребенка имеет семья. Именно в этой среде усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне. Подобный этому процесс известный этолог К. Лоренц назвал импринтингом (от англ. «запечатление образа») [3]. Такой подход в воспитании не требует от родителей специальной подготовки или работы с детьми, но является значимым, формируя поведенческие навыки подрастающего поколения. Многие родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением тех или иных нравственных или безнравственных поступков героев, бесед на нравственные темы. Но также большая часть родителей и не подозревают, что они наносят вред нравственному и психическому развитию ребенка своим негативным поведением, дезориентируя тем самым в социокультурном пространстве. Нравственное сознание, т.е. возникновение развернутых дефинитивных и оценочных суждений, что объясняется возникновением интереса у детей к поступкам окружающих и является одним из показателей того, что ребенок овладел правилами и нормами и воспринимает поведение окружающих через призму этих представлений. У них складываются этические эталоны - образцы, содержащие обобщенное представление о положительном и отрицательном поведении, на основе которых возникают моральные оценки. В первую очередь этические эталоны прививают детям взрослые: родители и воспитатели.

Показателем нравственного развития детей дошкольного возраста являются нравственные ценностные ориентации, которые определяют выбор между добром и злом. Ребенок совершает такой выбор не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. В этом случае свобода является основанием или подсознанием и формируется в ходе обретения личного опыта [4]. Более того, необходимо способствовать тому, чтобы ребенок мог осмысливать ценности и устанавливать причинно-следственные связи между поведением и поступками людей. Для этого взрослый в различных видах детской деятельности ориентирует ребенка на базовые ценности: «добро», «зло», «вера», «любовь».

Задачами взрослых являются самосовершенствование личности, проявление любви и разумности в воспитании подрастающего поколения, возобновление авторитета родителей, почитание и уважение культа семьи, развитие в детях способности видеть в поступках окружающих или персонажей книг и мультфильмов только хорошее, ориентирование на созерцание доброго и положительного, на сочувствие и взаимопомощь [5]. Процесс становления нравственного развития детей может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно, а наиболее интенсивен именно период дошкольного детства, поэтому важна правильная организация нравственного развития ребенка с самого раннего детства, большая заслуга которой принадлежит грамотному участию взрослого. В противном случае не исключается ущербность воспитания, последствия которой устранить сложно. Ребенок перенимает у старших стиль поведения, манеры, привычки, речь, а также отношение к другим людям, животным, предметам. Так, слова «хорошо» и «плохо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях. Взрослый учит оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение. Закрепляясь в сознании, такие оценки включаются в его собственную реакцию, выражая положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в условиях кризисной социокультурной ситуации, когда внутрисемейные родительские и детско-родительские отношения находятся на стадии непонимания, неуважения и отягощены социальными обязанностями и материальными заботами, следует принять во внимание, что важным фактором саморегуляции поведения родителей является самосовершенствование личности. В течение периода взросления детей, когда главными особенностями нравственного развития этого возрастного периода являются запоминание и подражание манерам поведения и общения взрослого, социально-нравственный аспект формирования личности ребенка заключается в возможности создания родителями этически и морально благоприятных условий для усвоения детьми позитивно нравственного опыта.

 

3. Конвенция  ООН «О правах ребенка» и  ее ратификация в России.

Ратификация - утверждение верховной властью международного документа, заключенного ее уполномоченными.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, 
вступила в силу для СССР 15.09.1990 года)

История принятия

Современное законодательство в области прав человека начало активно формироваться после окончания Второй мировой войны. Ужасающие зверства, насилия и массовые нарушения самых элементарных прав человека, данных ему от рождения, потребовали особых гарантий, как концептуальных, так и правовых, для разработки международных мер по защите прав человека. Создатели Организации Объединенных Наций сделали решительный акцент в ее Уставе на соблюдении “основополагающих прав человека”. В результате в уставе были сформулированы весьма четкие положения по правам человека2, что послужило началом новой эры международного законотворчества в этой области. ООН создала “универсальный свод законов” по правам человека, открытый для присоединения всех государств и обеспечивающий гарантии соблюдения прав человека включая экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права. Ввела в действие механизмы защиты этих прав и определила систему помощи государствам, стремящимся должным образом обеспечивать соблюдение прав человека, в том числе и прав детей.

Благосостояние детей, защита их прав были настоятельной заботой ООН. Чтобы сконцентрировать внимание на решении проблем, касающихся детей, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЭФ), который и сегодня остается главным органом, осуществляющим международную помощь детям.

Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Однако первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им “счастливое детство”. Декларация провозгласила, что “человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет”, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечивала надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования.

Отмечая двадцатую годовщину принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого было проведено множество мероприятий и выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН3 проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка явилась первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека - прав детей. Это дало блестящие результаты. 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. В первый день Конвенцию подписало 61 государство, что дало основание для ее быстрой ратификации. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих государств.

После этого появилась возможность выполнить процедуры, необходимые для создания Комитета по правам ребенка и избрания в него десяти независимых экспертов. Комитет, согласно Конвенции, должен рассматривать доклады государств-участников Конвенции о мерах по выполнению установлений Конвенции. На основании изучения этих докладов каждые пять лет Комитет делает замечания, предложения и рекомендации, адресованные государствам-участникам Конвенции. Невыполнение рекомендаций и замечаний Комитета может повлечь упоминание государства, не выполняющего положений Конвенции, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Комитет каждые два года представляет доклад о своей работе Генеральной Ассамблее ООН, в нем приводятся рекомендации, данные государствам после рассмотрения их докладов по выполнению положений Конвенции о правах ребенка.

Если какое-либо государство не выполнило в должной мере рекомендаций, которые были даны при рассмотрении доклада Комитетом, то Генеральная Ассамблея может принять резолюцию, по которой этому государству трудно будет рассчитывать на моральную и материальную помощь со стороны других государств-участников Конвенции и международных организаций. Что отразится на положении детей в этой стране. Поэтому правительства стран-участниц Конвенции должны со всей серьезностью относиться к выполнению всех положений Конвенции и рекомендаций Комитета, чтобы избежать возможного ухудшения положения нуждающихся в помощи детей в своих странах.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной защите детства"