Шпаргалка по дисциплине "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

ответы социология экзамен.docx

— 32.57 Кб (Скачать файл)

1.Объект и предмет  социологии.

Социология изучает социальную жизнь, социальные изменения в об- 
ществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкива- 
ются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их 
поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их 
судьбе.

Под объектом понимают ту сферу реальности, кᴏᴛᴏᴩая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно,объектом социологии, исходя из названия, будет общество.

В самом широком смысле предмет социологии — ϶ᴛᴏ социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

2.Функции социологической  науки.

Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем будет французский философ Огюст Конт. Отметим, что термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas - общество и греч. logos — учение).

Функции социологии

Социология реализует следующие функции: гносеологическую, прогностическую, социального проектирования, организационно- технологическую, управленческую, инструментальную.

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества, направлена на получение нового социологического знания, создание и уточнение теорий, концепций, тенденций.

Прогностическая функция призвана осуществлять научное предвидение социального развития общества в целом, а также его отдельных структур и подсистем.

Принято выделять два типа социальных прогнозов: нормативный и поисковый. Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? Внормативном же определяются пути и сроки достижения желаемого состояния объекта.

Социальное проектирование состоит в разработке моделей конкретной организации объекта и определении перспективных параметров ее функционирования.

Организационно-технологическая функция обеспечивает создание и внедрение в практику социальных технологий,кᴏᴛᴏᴩые выступают составным элементом прикладной социологии.

Управленческая функция связана с проблемами управления социальной системой. Исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях выступают результаты социологических исследований, прогнозы и методики.

Инструментальная функция состоит в разработке собственно социологических методов познания, анализа социальной реальности.

3.Структура социологического  знания.

Структура социологического знания - не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

Таким образом, исходный элемент структуры социологического знания -- знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Понимание природы и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имеющихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.

Другим элементом структуры социологического знания выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Социолог не должен подменять экономиста, политолога, правоведа, этика или искусствоведа. У него свой угол зрения на процессы, происходящие в данных сферах общественной жизни. Прежде всего он исследует возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения в каждой из этих сфер личности или социальных групп, в том числе молодежи, различных групп рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, служащих, предпринимателей.

Важным элементом структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества, т.е. о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой.

Еще один элемент структуры социологического знания -- научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Не менее важно для социолога нахождение путей и способов осуществления субъектами гражданского общества их социально-политических прав и свобод, достаточных для того, чтобы реально влиять на происходящие в обществе политические процессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность различных политических партий и движений, функционирование всей политической системы общества.

Важным элементом структуры социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.

4.Макросоциология  и микросоциология.

Микросоциология и макросоциология – это уровни социологического знания, различающиеся по масштабу охвата изучаемых явлений.  
Макросоциология ориентирована на изучение социальных явлений крупного масштаба, таких как общество, социальные институты, общности, системы и процессы, в них происходящие.  
Микросоциология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия: отношения между отдельными личностями, процессы коммуникации в малых группах, пространство повседневной реальности.

Макросоциология – как наука

Макросоциологический уровень знания нацелен на комплексный охват социальных проблем, он стремится включить отдельные социальные события в общую теорию. Конкретные проблемы и ситуации здесь не рассматриваются.  
В качестве предмета социологического познания у макросоциологов выступает общество и его структурные элементы. Анализу подвергаются:

  • Институты государства, религии, культуры.
  • Этнические общности, народы.
  • Социальные слои и классы.
  • Процессы эволюционного развития.
  • Революции, процесс прогрессивного развития.

Подчеркивается качественная неповторимость социальных явлений, невозможность их сведения к социально-психологическому уровню. Любые процессы, протекающие в сфере межличностного общения, изучаются как проявление закономерностей макроуровня. Основными методами получения знания об обществе на данном уровне являются анализ, синтез, обобщение, сравнение, индукция, дедукция, то есть в основном общенаучные методы.  
К макросоциологии относят преимущественно теоретические концепции: структурный функционализм, структурализм, неоэволюционизм, теорию конфликта.

Какие вопросы изучает микросоциология?

Микросоциологический уровень изучения общества концентрирует внимание на внутренних аспектах поведения людей и групп. Здесь в центре внимания 

оказываются конкретные процессы в отдельных сферах жизни общества и социальных общностях.  
Это, прежде всего, социология малых групп, таких как семья, команда, производственная бригада, экипаж. Сторонники микросоциологии считают, что этот уровень – единственно реально существующий, и общество следует исследовать через отдельные явления небольшого масштаба. Описывать события они стараются с помощью эмпирически обоснованных понятий и принципов. Конкретные знания об обществе поступают в результате применения эмпирических методов: социологического наблюдения, опроса, эксперимента.  
Микросоциологические концепции в основном связаны с проведением прикладных исследований, имеющих разные методологические и идейные основания. Сюда входят концепция социального обмена, этнометодология, символический интеракционизм, анализ социальных сетей, феноменологическая социология.  
Макросоциологическая ориентация во взглядах на общество преобладала с момента основания социологии Огюстом Контом в течение всего девятнадцатого столетия и до начала двадцатого века.  
Микросоциология как самостоятельная область начинает формироваться приблизительно с 30-х годов двадцатого столетия. В значительной степени этот процесс стимулировался массовыми эмпирическими исследованиями. Особая роль в становлении микросоциологии принадлежит американским ученым, много усилий потративших на разработку социологических методов исследования социальной реальности.  
Резкое разделение на микро- и макросоциологию и их противопоставление друг другу происходит в конце шестидесятых годов. Противостояние сторонников различных уровней знания о социуме сохраняется до сих пор.

5.Взаимосвязь  социологии с другими науками.

Взаимообмен научной информацией. Сейчас трудно найти политологов и журналистов, игнорирующих данные социологических исследований электорального поведения; правоведов, равнодушных к установленному социологом общественному мнению о проектах законов; психологов и педагогов, не знающих выводов социологии личности, малых групп и коллективов; экономистов, не интересующихся наработками в области социологии труда и производства. Активными потребителями социологической информации стали философы, историки, теологи, культурологи, криминологи, филологи, географы, финансисты, экологи, медики, социальные работники, представители управленческих и всех других наук, изучающих человека и разные формы общественной жизни людей.

Социология не только поставляет нужную разным наукам информацию, но и жадно впитывает в себя выводы, к которым приходят ученые из родственных областей знания. Основные заключения философии имеют для нее теоретико-методологическое значение, выводы других наук учитываются при разработке исследовательских программ, формулировании гипотез, прежде всего. Обмен научной информации имеет не только взаимный, но взаимообогащающий смысл.

Интенсивное формирование и развитие отраслей социологии, изучающих пограничные с другими науками проблемы. Речь идет о: 1) социальной философии, 2) социальной антропологии, 3) исторической социологии и социологии истории, 4) экономической социологии, 5) социокультурологии , 6) политической социологии и социологии политики, 7) космосоциологии (социоастрономии), 8) конфликтологии, 9) социальной статистике, 10) психосоциологии (социальной психологии), 11) социокриминологии, 12) социобиологии, 13) социогеографии, 14) экосоциологии, 15) социолингвистике, 16) социальном менеджменте и социологии менеджмента, 17) социологии рекламы, 18) социологии социальной работы, 19) социальной педагогике, 20) социальном маркетинге, 21) библиосоциологии (социобиблиотековедении), 22) социологии культурно-просветительской работы, 23) социальной логотерапии, 24) имиджиологии, 25) математическом анализе социальной информации.

6.Социальная  работа в России.

Социология в Россию проникла с Запада еще в 40-е годы XIX века, 
однако ее расцвет связывают со второй половиной 60-х годов XIX века.

Социологические теории в России появляются толь- 
ко в начале XX века.

На начальном этапе — в 60–80-е годы XIX века — в отечественной 
социологии доминировал позитивизм.

С середины 60-х годов в русской литературе, по наблюдению исто- 
риков социологии И. Голосенко и В. Козловского, появляются работы, 
в которых неоднократно встречается термин «социология», хотя новая 
наука все еще рассматривается как «философия истории на научной 
основе». В конце 60-х годов, отмечал крупнейший историограф рус- 
ской социологии Н. Кареев, «позитивизм и социология вошли в рус- 
ский умственный обиход».

Первый период развития русской социологии представлен в Рос- 
сии множеством различных подходов и направлений: географическая 
школа (Л. Мечников), органицизм (П. Лилиенфельд, А. Стронин), пси- 
хологизм (субъективная школа — П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Ка- 
реев, С. Южаков), социопсихологизм — (Е. Де Роберти). 
Второй период в развитии русской социологической мысли условно 
может быть ограничен второй половиной 80-х и 90-ми годами XIX ве- 
ка. В эти годы развиваются марксизм и антипозитивистские установки, 
резко критикуются натуралистические концепции. Антипозитивистский 
подход представлен в работах Б. Кистяковского, П. Новгородцева, 
Л. Петражицкого, В. Хвостова. Существенное влияние на развитие со- 
циологической мысли в России оказал П. Струве. На данном этапе до- 
минировала субъективная социология. Движущим мотивом создате- 
лей субъективной социологии П. Лаврова и Н. Михайловского было 
стремление обосновать идеи русского социализма и народничества. 
В конце XIX и начале XX веков в российской социологической 
мысли сформировались, попеременно господствуя в общественном 
сознании и сменяя друг друга, несколько направлений, научных школ 
и течений: социокультурная теория (Н. Данилевский), социологиче- 
ская концепция русского консерватизма (К. Леонтьев), государствен- 
ная школа (Б. Чичерин, К. Кавелин, А. Градовский), социологические 
идеи теоретиков анархизма (Л. Мечников, М. Бакунин, П. Кропот- 
кин), социал-органицизм (А. Стронин, П. Лилиенфельд), психологиче- 
ское направление (Е. де Роберти, Л. Петражицкий), субъективная школа 
социологии (П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков), ге- 
нетическая социология (М. Ковалевский), марксистское направление 
в социологии, эмпирическая социология (К. Тахтарев, П. Сорокин). 
Третий период развития русской социологии ограничен двумя пер- 
выми десятилетиями XX века. В этот период распространяется неопо- 
зитивизм, сочетающий функционализм и эмпирические исследования 
(Г. Зеленый, А. Звоницкая, К. Тахтарев, А. Лаппо-Данилевский). Цен- 
тральной темой их анализа стала структура «социального взаимодей- 
ствия» и изучение элементов среды в виде социальных групп и слоев. 
Профессора, читавшие курсы по политической экономии, истории 
и правоведению, знакомили студентов с содержанием теорий О. Кон- 
та и К. Маркса. К концу столетия (в 1896–1897 учебном году) прочи- 
тан первый в России систематический курс социологии, который 
подготовил известный профессор Санкт-Петербургского университета Н. И. Кареев. Этот курс был тотчас опубликован в виде пособия для 
студентов «Введение в изучение социологии. Лекции» (СПб., 1897). 
Первая кафедра социологии открылась в 1908 году в Петербурге при 
частном Психоневрологическом институте. А в 1916 году при Петер- 
бургском университете учреждается Русское социологическое обще- 
ство имени М. М. Ковалевского (сразу же после кончины этого выда- 
ющегося ученого).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Социология"