“Русский” период жизни и творчества П. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:27, реферат

Описание работы

Его труды открыли новые области исследования, расширили традиционные интересы социологии и вступали в схватку с фундаментальными вопросами жизни. В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И, несмотря на это, в России постоянно росло число публикаций по социологии, появлялось всё больше переводов, обобщений и комментариев работ западных социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются учебники, появляются новые имена, среди которых Питирим Сорокин.

Содержание работы

Введение
1. Юность
2. “Русский” период жизни и творчества П. Сорокина
3. Революционная деятельность, студенческие годы
4. Научная и преподавательская деятельность
5. Взгляд на общество
6. Последние годы жизни в России
7.“Американский” период жизни П. Сорокина
Литература

Файлы: 1 файл

Питирим.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

        “Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом”.

         Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы:

1.  космические или физико-химические;

2.  биологические;

3.  социально-психические.

         Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные  приемы поддержания и  сохранения этой  организации.  “Общественная жизнь представляет не что иное,  как непрерывный поток возникающих, длящихся и  исчезающих  коллективных единств. “Коллективное единство перестает существовать только тогда,  когда прекращается  взаимодействие между частью или всеми его членами”.

         “Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации. Но падение одной организации  и замена её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства,  а означают только,  что форма, порядок и организация последнего изменилась!”

          Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что “население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом”. “Из множества групп, на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения:

а) по семейной принадлежности

б) по государственной

в) по расовой

д) по профессиональной

е) по имущественной

ж) по религиозной

з) по объемно-правовой

и) по партийной

         Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы.  Сложные группы бывают:

а) типичные и не типичные для данного населения. Из типичных важны класс и национальность.

б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные.

        «Судьба любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием каких  либо  одних  групп,  а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов”.  Для объяснения исторических процессов “приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп”.

         Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. “Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:

1.  разряду космических (физико-химических) сил;

2.  разряду сил биологических;

3.  разряду сил социально-психических.

         К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.

         К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие:

1.  потребность питания;

2.  потребность половая;

3.  потребность индивидуальной  самозащиты;

4.  потребность групповой самозащиты;

5.  бессознательное подражание;

6.  потребность движения;

7.  другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.).

     Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит:

1.  идеи;

2.  чувства-эмоции;

3.  волнения людей.

К сложным относятся:

1.  материальная культура, окружающая  человека;

2.  духовная атмосфера социальной  среды;

3.  Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.

          В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. “Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что “абсолютной свободы воли” нет... Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы...

         Зависимость нашего поведения от социально - психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как “свобода воли” и поведения!... Рост влияния социально-психических факторов “на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему “я”. Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими.

         Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий “свободной воли”. Единственный смысл, который может иметь “свободная воля”, означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических, зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения...

         С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша “свобода”. Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие “свободы воли”. “Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...- это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально - психическую индивидуальность”.

                          

Последние годы жизни

        22 апреля 1922г. на диспуте тайным голосованием ученый Совет признал Сорокина заслуживающим степени доктора социологии. Он был первым в истории русской науки доктором социологии. К моменту защиты     Сорокиным было опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской власти и марксистской теории. Ленин резко критиковал статью П. Сорокина “Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию”, напечатанную в 1922г. в первом номере журнала “Экономист”. В частности, в этой статье Сорокиным был дан статистический материал о развитии семейно-брачных отношений и разводах. Ленин писал, что Сорокин “искажает правду в угоду реакции и буржуазии”.

       В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922г. Ленин писал по поводу журнала “Экономист”: “Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В № 3 напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты на высылку за границу”. Среди 53 человек, привлеченных к сотрудничеству в “Экономисте” есть и фамилия         П.А. Сорокина.

       В феврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь 103 годовщины Петербургского университета. Обращаясь к молодежи, он заявил, что “вера отцов” оказалась “банкротством”. “Их опыт в форме традиционного мировоззрения интеллигенции оказался недостаточным, иначе трагедии не было бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, не спасет и вас. Он надолго исчез в зареве войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопиют о неполноте опыта “отцов” и ошибочности их патентованных спасительных рецептов”. Советуя молодежи обрести “новую веру”, Сорокин, прежде всего рекомендует ей “взять с собой в дорогу” знания, чистую науку, любовь и волю к производительному труду.

              

«Американский» период жизни П. Сорокина

        В связи с тем, что после революции неомарксистские социологи продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержании курсов по общественным наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину, была запрещена преподавательская деятельность. Под натиском властей, в сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская, навеки были вынуждены оставить Россию.

        “Что бы не случилось со мной в будущем, - написано в его дневнике, - я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума.

        Жизнь, как бы не тяжела она была, - это самая высшая, самая прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить её в служение долгу - вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счастливой. В этом я тоже убежден.

         И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие. К нему ведет лишь один путь: путь самоотверженной творческой любви, которая заключается не в молитве только, а прежде всего - в действии”.  После продолжительного пребывания в Берлине, а затем в  Праге, осенью 1923 г., приняв приглашение видных американских социологов Э. Хайэса и Э. Росса, прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда переезжает в Соединенные Штаты Америки.

        В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества  Сорокина – русский и американский. Для “американского” социолога Сорокина “русский период” творчества является своего рода инкубационным, “годами учения”, очень интересными и по – своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно обозначились  те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение своей последующей жизни. Если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа. П. Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации и уже летним семестром 1924 г. он приступил к чтению лекций в Минисотском университете.

     В 1924г. выходит его первая  печатная книга “Листки из русского дневника”, описывающая  и анализирующая  российские события 1917- 1922гг.

     В 1925г. Выходит в свет его “Социология революции”, в 1927г. “Социальная мобильность”.

     Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации  и социальной мобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества  на социальные слои, группы, служит методологической основой  для  формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества.

      П. Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях:

1. Вертикальном – движения вверх и вниз;

2. Горизонтальном – движения на одном и том же социальном уровне.

       В 1928 г. Вышла в свет книга “Современные социологические теории”, в 1929 г. – “Основания городской и сельской социологии”.

       В 1930 г. Всемирно известный Гарвардский университет предлагает Сорокину возглавить учрежденный социологический факультет.             П.Сорокин принял это предложение и проработал в университете до 1959г. В 1956 г. увидела свет его новая работа “Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук”, также в 1956 г. вышла работа “Современные социологические теории”. В 1964 г. в знак признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избирают председателем Американской социологической ассоциации.

11 февраля 1968 г. в возрасте 79 лет, после тяжелой  болезни П.А. Сорокин скончался.

 

 

Заключение

     

 П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.

       Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ЛИТЕРАТУРА

 

1.     П.А. Сорокин, “Общедоступный  учебник  социологии”,  Москва, Наука, 1994г.

2.     И. Громов, А. Мацкевич, С. Семенов, “Западная социология”, Санкт-

Петербург, 1997г.

3.     С. Новикова, “История  развития социологии в России”, Москва-Воронеж,

1996г.

4. Журнал социологии и социальной  антропологии. «Экзистенциональная

феноменология и социология Питирима Сорокина» Барри В. Джонстон. 1999. том II. № 2

5. П. А. Сорокин Долгий путь. Автобиографический роман. — Сыктывкар, 1991, С.267.

6. ru/Wikipedia/org 2011г

 


Информация о работе “Русский” период жизни и творчества П. Сорокина