Особенности осуществления социальной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в РФ проживает весомая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; имеет место быть дифференциация доходов населения; остается напряженной ситуация на рынке труда; растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий; имеет место проблема с демографической ситуацией в стране; существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды, низкая доступность бесплатной медицинской помощи и недостаточно хорошее качество оказываемых услуг; количество безработных для развитой страны в некоторых регионах превышает норму; система образования страны близка к состоянию общей стагнации; качество жизни россиян находится на недостаточно высоком уровне.

Содержание работы

Введение........................................................................................................ ............. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальной политики.
Необходимость осуществления государством социальной политики в рыночной экономике, её сущность и функции.................................................. 4
Основные концепции роли государства в рыночной экономике....................11
Регулирование социальных процессов в рыночной экономике (на примере Германии и США).............................................................................................. 13
Глава 2. Особенности осуществления социальной политики в РФ.
Основные направления социальной политики в РФ....................................... 20
Проблемы социальной политики РФ и пути их решения............................... 22
Заключение................................................................................................................ 27
Список литературы....................................

Файлы: 1 файл

Черновой (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 90.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение........................................................................................................ ............. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальной политики.

    1. Необходимость осуществления государством социальной политики в рыночной экономике, её сущность и функции.................................................. 4
    2. Основные концепции роли государства в рыночной экономике....................11
    3. Регулирование социальных процессов в рыночной экономике (на примере Германии и США).............................................................................................. 13

Глава 2. Особенности осуществления социальной политики в РФ.

    1. Основные направления социальной политики в РФ....................................... 20
    2. Проблемы социальной политики РФ и пути их решения............................... 22

Заключение................................................................................................................ 27

Список литературы................................................................................................... 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в РФ проживает весомая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; имеет место быть дифференциация доходов населения; остается напряженной ситуация на рынке труда; растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий; имеет место проблема с демографической ситуацией в стране; существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды, низкая доступность бесплатной медицинской помощи и недостаточно хорошее качество оказываемых услуг; количество безработных для развитой страны в некоторых регионах превышает норму; система образования страны близка к состоянию общей стагнации; качество жизни россиян находится на недостаточно высоком уровне.

Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики, особенно сейчас, в период экономического кризиса, и требует принятия адекватных мер путем реформирования общественной жизни, проведением эффективной социальной политики государства. Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

    1. Изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
    2. Характеристика функций и концепций социальной политики;
    3. Проведение сравнительной характеристики социальной политики РФ с другими экономически-развитыми странами;
    4. Выявление основных направлений социальной политики в России;
    5. Исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения.

Объектом нашего исследования является система социальной политики государства. Предмет же – это особенности социальной политики, основные направления, механизмы ее реализации в России.

В первой главе данной работы мы займемся решением первых двух выдвинутых нами задач, то есть рассмотрим понятие и сущность социальной политики, а также определим ее функции. Тогда как вторая глава будет посвящена решению остальных задач данной работы, а именно рассмотрению основных направлений социальной политики в России, исследованию проблем социальной политики России и возможных путей их решения.

Следует также добавить, что степень проработанности данной темы в отечественной и зарубежной науке довольно высока. Например, можно выделить работы С.Н. Смирнова, Т.Ю. Сидориной, Н.А. Исаева[9;10]. Тем не менее, большая часть российских работ строится исключительно на опыте западных ученых, где данную проблему начали исследовать намного раньше. Можно утверждать, что отечественный опыт изучения системы социальной политики неразрывно связан с зарубежным опытом, а поэтому их разделение не представляется возможным.

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальной политики

    1. Необходимость осуществления государством социальной политики в рыночной экономике, её сущность и функции

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Политика государства охватывает не только наиболее принципиальные направления развития общества, но и конкретные задачи, стоящие перед отдельными сферами общественной жизни. В соответствии с этим выделяют политику государства: внутреннюю и внешнюю, экономическую и социальную, политику по вопросам развития политической системы общества и государства, национальную и культурную политику, экологическую и оборонную. Часто прибегают и к более дробному делению, например, аграрную, техническую, демографическую, кадровую политику и т.д. Однако среди них есть направление, имеющее наиболее близкое отношение ко всему комплексу потребностей и интересов человека. Это политика, обращенная к социальной сфере, — социальная политика.

Социальная политика – это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети)[23].

Объектами социальной политики являются: положение классов и социальных групп, наций и народностей, отдельной семьи, положение человека в обществе и все аспекты народного благосостояния. Отсюда следует, что социальная политика — понятие емкое. В широком смысле она должна охватывать все аспекты жизни людей: улучшение условий труда и быта, осуществление принципа социальной справедливости, социальная защита и гарантии населения, проблемы занятости, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, совершенствование национальных отношений и пр.

Главная цель социальной политики — это повышение уровня и качества жизни граждан на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными гражданами.

Качество жизни – это показатель материального, социального, физического и культурного благополучия населения.

Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и услугами, а также степень удовлетворения потребностей членов общества.

В 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком был разработан стандартный инструмент при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов, именуемый «индексом человеческого развития» (ИЧР) (до 2013 года «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП)).  Это интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межгосударственного сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала. При подсчёте ИЧР учитываются 3 вида показателей:

  1. Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.
  2. Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
  3. Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Согласно Индексу человеческого развития  от 2014 года, Норвегия признана самой благополучной страной в мире (ИЧР=0.944). В пятерку наиболее благополучных стран вошли также Австралия (0.933), Швейцария (0.917), Нидерланды (0.915) и Соединённые Штаты (0.914). Россия занимает 57 место в рейтинге (0.778). Об этом сообщается в «Докладе о человеческом развитии 2014 года» (Human Development Report 2014), подготовленном Программой развития Организации Объединённых Наций.

Уровень жизни можно рассматривать как для отдельных групп населения (дифференцированный уровень), так и для населения в целом (глобальный уровень). В основе дифференциации населения по уровню жизни лежит проблема неравенства доходов.

Для устранения проблемы дифференциации доходов, государство проводит политику доходов - правительственную политику воздействия на личные денежные доходы (заработную плату рабочих) и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Перераспределение доходов осуществляется государством через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Существуют различные подходы к целям политики доходов, вызванные разными позициями в понимании социальной справедливости. Сегодня выделяется четыре принципа:

  1. Эгалитарный принцип социальной справедливости - все члены общества получают равные блага; 
  2. Роулсианский - максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц: 
  3. Утилитарный - максимизируется общая полезность всех членов общества; 
  4. Рыночный - справедливость устанавливается рынком. 

Выбор принципов определяется в каждом обществе по-своему и зависит не только от уровня экономического развития, но и от духовных устоев, исторически сложившихся национальных жизненных стандартов.

 Различия в уровне потребления могут определяться не только величиной заработной платы, но и составом семьи, количество иждивенцев, состоянием здоровья, географическими и климатическими условиями и т.д. Основополагающая целевая функция перераспределения национального дохода государства состоит в том, чтобы уменьшить эти различия в доходах и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни.

В условиях инфляции перед государством стоит другая проблема - поддержание уровня доходов. Для этого применяется индексация доходов, особенно пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами, но в последние годы она применяется редко, так как не способствует проведению антиинфляционных мер и снижает мотивацию к более напряженному труду.

С одной стороны, чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе, сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение этой его деятельности ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением этого противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, так как высокий уровень занятости обеспечивает соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу на данный момент.

Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица, но отсутствует циклическая (и когда реальный ЧНП равен потенциальному ЧНП).

Следующим элементом системы экономической безопасности являются фонды страхования по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработной платы. При законодательном определении размеров пособий по безработице возникают серьезные проблемы: на каком уровне установить пособие, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жестокой экономической нужды, на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботиться о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле.

Наряду с прямыми мерами существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. Одновременно эти меры являются мерами общеэкономического воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране.

Еще одной задачей государства в проведении социальной политики – поддержание стабильной работы системы социальной защиты населения.

Социальная защита - поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работников[23]. 

Информация о работе Особенности осуществления социальной политики в РФ