«Новые русские» как явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 08:41, контрольная работа

Описание работы

Впервые словосочетание «новые русские» появилось в публикации газеты «Коммерсантъ» в 1992. Предыстория понятия «новые русские» связана с именем американского журналиста Хендрика Смита, написавшего в конце 1980-х книгу с одноименным названием. Переведенное с английского, понятие «новые русские» было подхвачено и прочно утвердилось в современном русском языке. Успешное вхождение образа «новых русских» в отечественную культуру свидетельствовало о том, что это понятие отвечало на потребность общества в обозначении и осознании нового важного явления, ознаменовавшего собой наступление постсоветской реальности.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 40.46 Кб (Скачать файл)

       Изучение  социального неравенства и проблема  социального равенства - одна  из наиболее важных тем социологии, которая проясняет очень многое  в системе социальных отношений.  Естественно, что в обществе  еще не сложилось единого восприятия  этой социальной группы. Так, например, на Западе считают, что "новые русские" это успешные российские бизнесмены, те, кто разбогател совсем недавно, в конце 80-х - начале 90-х гг. В России же большинство населения считает эту группу "проходимцами", "бандитами" и "лентяями".

       Итак, среди  этой большой группы можно  выделить как минимум две подгруппы: 

Высокообразованные люди, занимающие высокие позиции в  коммерческих и иных структурах, своего рода бизнес-элита нашего общества, которая, на наш взгляд, немногочисленна.

Менее образованные, более  склонные к авантюрному бизнесу "нувориши", которых, к сожалению, большинство.

       Естественно,  эти две группы различаются  не только по своему прошлому  опыту, но и по образовательному  и культурному уровню, а также  по стилю жизни. 

       Принимая  во внимание все вышеизложенное, авторы работы предполагают, что  существует несоответствие между  восприятием "новых русских"  и их самооценкой, которое в  большей степени определяется  процессом социальной дифференциации  российского общества. В связи  с этим данное исследование  можно считать актуальным и  современным. Объектом исследования  являлись 2 группы:

Группа людей Барнаула, которые считаются "новыми русскими".

Те социальные группы, которые  не входят в данную подгруппу.

Предмет исследования:

Самооценка "новых русских" (автопортрет).

Восприятие "новых русских" жителями г. Барнаула (социальный портрет).

При проведении исследования нами были использованы следующие методы:

Контент-анализ анекдотов.

Анкетный опрос.

Фокусированное интервью.

Результаты контент-анализа 

Из анализа анекдотов  видно, что в представлении народа "новый русский" это личность, вобравшая в себя все самое  худшее, что может быть на свете. Также можно заметить, что в  восприятии людей отражается только одна сторона "медали". Мы понимаем, что анекдоты - это такой вид  творчества, который призван высмеивать только самое плохое, но, тем не менее, какая-то часть восприятия "новых  русских" здесь отражена. Для получения  более глубоких данных был проведен анкетный опрос.

Результаты анкетирования 

В ходе анкетирования было опрошено 300 респондентов, из них 57 процентов  женщин и 43 мужчин. Специально разработанная  анкета позволяла выяснить особенности  восприятия "новых русских" разными  половозрастными группами. Были получены следующие данные. Большинство респондентов (независимо от пола и возраста) к "новым  русским" относят руководителей  частных предприятий и организаций (57 %), руководителей крупных государственных  предприятий (28 %) и знаменитых людей в мире шоубизнеса (26 %). Основными отличиями "новых русских" от других социальных групп, по мнению респондентов, являются: высокий уровень доходов (71 %), шикарная и дорогая машина (48 %), вызывающее поведение (36 %) и сотовый телефон (33 %).

Что касается уровня образования "новых русских", то 41 % респондентов считают их высокообразованными  профессионалами, а 34 % средне образованными  специалистами.

Отношение "новых русских" к тем, кто не входит в их число - 28 % респондентов оценивают как  безразличное, 21 % как пренебрежительное  и 19 % как высокомерное. Что касается личного отношения респондентов к "новым русским", то вырисовывается следующая картина. Отношение к  данной социальной группе зависит от возраста, пола и материального положения  опрашиваемых. Так, 23 % мужчин определяют свое отношение, как пренебрежительное, в то время как среди женщин данный показатель ниже в 2,5 раза. Испытывают симпатию к "новым русским" 25 % женщин, мужчинам же "новые русские" симпатичны в 2,5 раза реже. Хотя следует заметить, что как в группе мужчин, так и в группе женщин, большая часть респондентов характеризует свое отношение как безразличное, при этом у женщин этот показатель несколько ниже. Рассмотрение отношения к "новым русским" в разных возрастных группах, позволяют сделать следующие выводы: большинство опрашиваемых респондентов оценивают свое отношение к "новым русским", как безразличное, такая тенденция наблюдается практически во всех возрастных категориях. Хотя с увеличением возраста респондента растет резко отрицательное отношение к подобной категории людей. Из всех возрастных групп более лояльно к "новым русским" относятся студенты (28 %). Что касается различий отношения к "новым русским" в зависимости от материального положения респондентов, то среди живущих хуже всех доминирует пренебрежительное отношение, среди остальных категорий населения превалирует нейтральное отношение, хотя в группе тех, кто живет, не отказывая себе ни в чем, самый высокий показатель, испытывающих симпатию к "новым русским".

Результаты фокусированного  интервью

В ходе фокусированного интервью было опрошено 24 человека, подходящих под критерии "новых русских", из них 4 женщины и 20 мужчин в возрасте от 28 до 47 лет. Были получены следующие  сведения. Большинство опрашиваемых не считают себя "новыми русскими", поскольку в нашем обществе понятие "новые русские" несет негативный оттенок. Те же, кто считают себя "новыми русскими" под этим термином понимают некий качественный переворот  в своем сознании. От остальных  людей их отличает рациональный и  трезвый подход к действительности, ими двигает разум, а не эмоции (что характерно для русской нации).

Практически все опрашиваемые занимаются частным предпринимательством, и только некоторые имеют собственные  фирмы или магазины. Стаж работы в данной сфере деятельности у  большинства респондентов составляет 5 - 7 лет. Все респонденты имеют  высшее или, в крайнем случае, среднее  специальное образование, но в то же время 90 % указали на то, что в  их карьере образование сыграло  незначительную роль. Это не говорит  о том, что образование для  них ничего не значит, просто в настоящее  время, когда государством не ценятся  образованные люди, на первый план выходит  изворотливость. Опрашиваемыми отмечалось, что для того, чтобы выжить в нашем современном обществе, необходимо иметь какойто внутренний талант (в данном случае талант к предпринимательству), который дается от природы. Для большинства работа является реализацией своих идей, достижением целей, а совсем не привычкой, вошедшей в жизнь. Несмотря на то, что работа в жизни опрашиваемых играет большую роль и является ценной, на первое место по степени важности и значимости ставится семья.

Практически все респонденты  имеют (75 %) или (13 %) семью. Самое главное, как говорят люди, для них - это  дети, так как дети - это будущее.

На вопрос: "Обязательно  ли человеку иметь семью?". Все  ответили положительно, независимо от пола и возраста. Следует отметить, что женщины и мужчины проводят дома очень малое количество времени, что в какой-то степени влияет на взаимоотношения с домашними. Самыми важными "вещами" в своей  жизни женщины указали семью, работу, друзей, но в то же время деньги это неотъемлемая часть жизни, но она входит в другую группу ценностей. Мужчины (71 %) на первом месте указали  семью, а затем уже работу и  деньги, остальные (12 %) отметили деньги, работу, а затем уже все остальное.

Таким образом, на основе полученных нами данных можно сделать следующие  выводы:

Между восприятием "новых  русских" различными социальными  группами населения и их самооценкой  существует реальное несоответствие. Большинство населения дается оценка отсутствия наличия социально одобряемых качеств у "новых русских".

Женщины (всех возрастных категорий) относятся к данной социальной группе более лояльно, чем мужчины.

Возрастной фактор так  же оказал большое влияние на восприятие "новых русских". Так, молодежь и люди среднего возраста относятся  к ним лучше, чем люди старшего возраста.

Одним из влияющих факторов является дифференциация доходов населения. Так, люди с очень низкими доходами относятся к "новым русским" неуважительно и пренебрежительно, в то время как люди со средними и высокими доходами с симпатией, либо безразлично.

Таким образом, на основе полученных нами данных можно сделать следующие  выводы:

Между восприятием "новых  русских" различными социальными  группами населения и их самооценкой  существует реальное несоответствие. Большинство населения дается оценка отсутствия наличия социально одобряемых качеств у "новых русских".

Женщины (всех возрастных категорий) относятся к данной социальной группе более лояльно, чем мужчины.

Возрастной фактор так  же оказал большое влияние на восприятие "новых русских". Так, молодежь и люди среднего возраста относятся  к ним лучше, чем люди старшего возраста.

Одним из влияющих факторов является дифференциация доходов населения. Так, люди с очень низкими доходами относятся к "новым русским" неуважительно и пренебрежительно, в то время как люди со средними и высокими доходами с симпатией, либо безразлично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как социально-культурное явление, «новые русские» несут в себе признаки и уникально-специфического, и универсального. Специфические черты «новых русских» заданы особенностями русской культуры и спецификой перехода от государственного социализма к рыночной экономике. Такой переход произошел в бывших советских республиках, а также в бывших соцстранах, и породил сходные процессы. Газеты пишут о «новых украинцах», казахах или болгарах. Можно говорить об универсальных закономерностях становления слоя предпринимателей в обществе, переживших эпоху социализма. «Новые богатые» складываются из сходных социальных потоков. Их характеризуют демонстративные характеристики поведения, создание особой субкультуры, замкнутость этого слоя, высокие потребительские стандарты, активное, освоение элементов западноевропейского образа жизни, включенность в мировой контекст (частые деловые контакты с зарубежными предпринимателями, отдых за рубежом, освоение разговорного английского), дорогое образование. Универсальным оказывается и амбивалентное отношение к «новым» со стороны остального общества.

В более широкой исторической перспективе, новые русские укладываются в нескончаемую галерею экономически возвышающихся социальных групп. Рождение «новых богатых» – универсальное  явление в мировой истории. Созданный  в Древнем Египте поэтический  текст, получивший название Плачь Ипувера, относящийся к эпохе нашествия гиксосов, заполнен стенаниями по поводу постигшего Египет социального переворота. Страна перевернулась, подобно гончарному кругу, вещает Ипувер. Бедняки стали богатыми, а имущие – бедняками. «У кого не было даже лодки, стал владельцем судов», тот, «кто не был в состоянии сделать себе гроб, стал владельцем усыпальницы, тела же прежних владельцев гробниц выброшены в пустыню». Подобные социальные катаклизмы происходили и в античном обществе. Римские сатирики описывали внезапно разбогатевших вольноотпущенников. «Новые богатые» появляются и в зрелом средневековье, и на заре капитализма, и в близкую к нам эпоху, например в Англии, в середине 20 в. В современном мире, возвышение «новых богатых» происходит и за рамками распавшегося социалистического лагеря. Так в государствах Азии и Африки, не так давно получивших независимость, полным ходом формируется слой «новых» хозяев жизни.

Появление «новых богатых» всегда фиксируется обществом и  вызывает у современников сложные  чувства. В конечном счете, историческая судьба разбогатевших зависит от того, какие социальные функции берет на себя эта группа общества, каковы ее обязанности, что она дает обществу как целому.

По отношению к культуре всего общества, новые русские  выполняют функцию группы, лидирующей в освоении новых предметов обихода, бытовых технологий, моделей образа жизни. Такие реалии современной  жизни, как сотовый телефон, кредитная  карточка, летний отдых на курортах Анталии, или сателлитная антенна вначале осваиваются новыми русскими, а затем постепенно становятся достоянием широких масс.

Надо сказать и о  том, что само существование «новых русских» стало фактором, коренным образом изменявшим ментальность и  психологию всего общества. Новые  русские явили наглядный пример эффективного вхождения в новую  экономическую и социальную реальность. Путь, предложенный новыми русскими, можно  было отвергать по этическим или  культурным соображениям, но факт их существования нельзя игнорировать.

В последние годы понятие  «новый русский» звучит реже. В культуре чувствуется некоторая усталость  от образа «нового русского». Казавшаяся бесконечной серия анекдотов иссякает и сходит на нет. Публицисты обращаются к другим темам. Явление, скрывающееся под образом «нового русского», утратило яркость новизны и постепенно переходит в разряд освоенных реалий современной жизни. Эпическая эпоха, когда, казалось, можно было в одночасье разбогатеть, ушла в прошлое. Меняется и предпринимательская среда. Идет формирование зрелых форм социальности и культуры рыночного общества. Класс предпринимателей очищается от случайных людей. Вчерашние «новые русские» утрачивают признаки поражающего воображение дива, становятся солидными и привычным элементом социокультурного пейзажа.

Информация о работе «Новые русские» как явление