«Низший класс» в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 22:07, реферат

Описание работы

К настоящему времени практически завершился период "транзита", который в течение более чем двадцати лет переживало в связи с реализовывавшимися в нем масштабными реформами российское общество. Завершается и процесс формирования его новой социальной структуры, модель которой будет оказывать влияние не только на стабильность, но и конкурентоспособность России на международной арене. Краеугольным вопросом при оценке, характера этого влияния является вопрос о типе складывающейся сегодня в России социальной структуры. Диапазон оценок его варьируется от аналога латиноамериканской модели до общества массового среднего класса.

Файлы: 1 файл

соцццц.docx

— 543.19 Кб (Скачать файл)

«Низший класс» в  современной России

Введение:

Состав  различных классов российского  общества, 
по самооценкам опрошенных, в % 

 

В какой  класс входили до начала реформ

Принадлежность  к тому или иному классу в 2001 г.

Основные  классы

Выше  среднего

Средний

Ниже  среднего

Низший

Выше среднего

31,1

20,3

29,8

29,6

Средний

46,1

58,6

47,6

43,3

Ниже среднего

19,8

18,3

18,4

16,7

Низший

3,0

2,8

4,2

10,4


 

К настоящему времени практически завершился период "транзита", который в  течение более чем двадцати лет  переживало в связи с реализовывавшимися в нем масштабными реформами  российское общество. Завершается и  процесс формирования его новой  социальной структуры, модель которой  будет оказывать влияние не только на стабильность, но и конкурентоспособность  России на международной арене. Краеугольным вопросом при оценке, характера этого  влияния является вопрос о типе складывающейся сегодня в России социальной структуры. Диапазон оценок его варьируется  от аналога латиноамериканской модели до общества массового среднего класса. Однако для того, чтобы реалистично  определить тип складывающейся в  России социальной структуры, необходимо прежде всего оценить численность такого отсутствовавшего в массовом масштабе в советском обществе элемента этой структуры как низший класс, определить специфику его состава, понять причины попадания в него.

Основная  часть:

 «Низший класс» — наименование социальной группы населения, к которой различные исследователи относят:

  • самых бедных и отверженных членов общества
  • «ущемленный в своих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудоспособных и занятых неполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью безнадежности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов»
  • несовершеннолетних правонарушителей, отчисленных из школ учащихся, наркоманов, матерей-одиночек, живущих на пособие, грабителей, преступников, сутенеров, торговцев наркотиками, попрошаек и т. д.

Низший  класс занимает низ (основание) социальной лестницы. Это те категории населения, которые не имеют собственности, заняты низкоквалифицированным трудом. Их доход ставит этих людей на грань бедности или ниже уровня бедности. Здесь же и безработные, и деклассированные элементы. Из-за неустойчивости своего положения низший класс часто становится базой радикальных и экстремистских партий.

Первый из этих признаков  при анализе низших классов в  рамках структурного подхода – бесспорно, специфика позиций на рынке труда. “Верхний низший класс”, или класс “работающих бедняков”, объединяет представителей низко и неквалифицированного труда, хотя и не имеющих стабильной и приносящей достаточный доход занятости, но живущих все-таки преимущественно на доходы от своей трудовой деятельности. “Нижний низший класс”, традиционно характеризуемый как андеркласс, объединяет не просто живущих на пособия или иные нетрудовые источники доходов, но и не стремящийся к включению в трудовую деятельность, в результате формируются в нем особые модели поведения и жизненных установок. Второй же краеугольный признак низших классов – материальная депривированность(бедность) его представителей.

Таким образом, наиболее типичные черты российского низшего класса соответствуют тем, что ассоциируются в литературе с характерными особенностями низшего класса развитых стран.

Рассмотрим низший класс на таких группах переменных, как:

– характеристики, связанные  с различиями в уровне образования, квалификации и культурного капитала респондентов (собственной уровень  образования, навыки использования  информационных технологий, самооценки доступности необходимого им образования, образование родителей, место первичной социализации и т.п.);

– их самооценки своего социального  статуса;

– особенности их семейной ситуации (типы домохозяйств, самооценки своей семейной жизни, причины семейных конфликтов и т.п.) и социальных сетей (ощущение отсутствия поддержки со стороны близких, распространенность тех или иных видов поддержки  со стороны сетей, самооценки возможностей общения с друзьями, наличие друзей в круге повседневного общения, уровень образования друзей, число  бедных домохозяйств в круге их ближайшего общения и т.д.);

– особенности социально-психологического состояния (распространенность разного типа негативных эмоций – страха, беспомощности, ощущения, что так дальше жить нельзя, и т.д.) и самооценки состояния здоровья;

– ряд особенностей уровня и образа жизни (специфика набора домашнего и личного имущества, недоступность медицинской помощи, распространенность накопившихся мелких долгов, отсутствие значимых достижений в жизни за последние годы и т.п.);

– степень влияния экономического кризиса.

 

Как видно из таблицы1, профессиональный портрет низшего класса в настоящее время в России очень близок к традиционному его портрету в обществах с разви-тыми рыночными экономиками – в основном, это средне- и неквалифицированные рабочие, а также рядовые работники торговли и сферы бытовых услуг (продавцы, приемщицы химчисток и т.п.). Главными отличиями между собственно низшим классом и его периферией выступают, хотя это и не меняет общую картину хожести профессионального портрета данных групп, относительно бόльшая доля в периферии “белых воротничков” (специалистов и рядового офисного персонала) и относительно меньшая – неквалифицированных рабочих. Добавлю также, что, если посмотреть на отдельные профессиональные группы, то вероятность оказаться в составе низшего класса выше 50% только у безработных (70%), а в составе низшего класса или его периферии – у неквалифицированных рабочих и рядовых работников торговли и сферы бытовых услуг (см. рис. 1), что также типично для низшего класса в любой стране. Предприниматели, самозанятые, руководители всех уровней, специалисты (как гражданские, так и военные) и рядовой персонал офисов (служащие) в состав низшего класса или его периферии в массе своей не попадают, причем по каждой из этих социально-профессиональных групп в отдельности данный принцип также соблюдается.

Локализация структурных  позиций низшего класса

и его периферии(%). Таблица 2

За последние два десятилетия в России произошли очень серьезные изменения в сфере занятости, предопределившие появление в массовом масштабе структурных позиций, характерных для низшего класса. Одновременно резко углубилась социальная дифференциация общества и возникли массовые слои бедных, глубина бедности которых несопоставима с ситуацией в советский период истории страны.

Попытки решать проблему бедности не через изменения в структуре  экономики и регулирование рынка  труда, а через “адресную помощь беднейшим” не могли сколько-нибудь серьезно повлиять на развитие сформировавшихся негативных тенденций социально-экономического развития страны. Результатом стало возникновение объективных предпосылок для формирования в России массового низшего класса.

В настоящее время структурные позиции, характерные для низшего класса и его периферии, сосредоточены прежде всего на предприятиях негосударственного сектора, возникших именно в период реформ (см. табл. 2). И в этом смысле также можно говорить о том, что российский низший класс приобретает черты классического низшего класса с характерной для него занятостью в негосударственном секторе и вне крупных предприятий.

В то же время, как видно из таблицы 2, российский низший класс, так же как и низший класс развитых стран, характеризуется, в силу особенностей его пространственной локализации, относительно меньшей доступностью для него крупных локальных рынков труда с более привлекательной структурой рабочих мест. То, что эта недоступность связана в России с проживанием представителей низшего класса преимущественно в малых городах и селах при сосредоточении основной массы не предполагающих высокой квалификации рабочих мест в крупных городах, не меняет самого факта наличия пространственной локализации низшего класса. Причем тот факт, что особенности социально-экономического положения его членов связаны с их местом жительства, постепенно начинает осознавать и часть представителей самого низшего класса: не случайно доля довольных своим местом жительства в нем в полтора раза ниже, а недовольных – в полтора раза выше, чем в благополучных слоях экономически активного населения.

Однако, и это очень  существенно, несмотря на концентрацию представителей низшего класса преимущественно в относительно мелких типах поселений, в мегаполисах и крупных городах уже сегодня сосредоточена почти четверть всего низшего класса. А 7–9% жителей разных типов средних и крупных городов (то есть городов с численностью населения от 250 тыс. человек и выше) относятся к низшему классу.

Это значит, учитывая историю  формирования андеркласса в крупных городах других стран, что уже в ближайшее время Россия может столкнуться не только с проблемой формирования массового низшего класса, но и с появлением типичного андеркласса крупных городов.

Если же говорить о малых городах, и особенно селах, то в них уже сегодня доля низшего класса и его периферии либо составляет около половины населения, либо превышает данную границу.

 

 

Итак, представители низшего класса и его периферии в сегодняшней России – это

в массе своей представители  типичных именно для “классического”  низшего класса профессиональных статусов, характеризующиеся определенной пространственной моделью расселения, не совпадающей  с точками локализации рабочих мест, предполагающих широкое использование рабочей силы относительно невысокого качества.

Достаточно отчетливо  просматриваются у них и другие особенности характерных для  “классического” низшего класса профессиональных позиций. Их властный ресурс, карьерные перспективы, содержательность работы, степень автономности труда, не говоря уж о размере заработков, говорят о том, что это действительно “низы” работающего населения России (см. табл. 3).

Как видно из таблицы 3, соотношение  оценивающих свою производственную ситуацию как хорошую в низшем классе и в благополучных слоях населения выглядит как 1:3, а как плохую – как 3:1, то есть прямо противоположно. Понять эту разницу помогают представленные в таблице оценки различных сторон собственной производственной деятельности представителями низшего класса и благополучных слоев населения. так, в том, что касается властного ресурса, в благополучных слоях населения в той или иной степени его имеют почти половина, а в низшем классе – всего 15% его представителей. трехкратные разрывы характеризуют и показатели автономности труда представителей этих социальных групп. Во многом с особенностями их властного ресурса и степени автономности труда связаны и низкие показатели в низшем классе роли работы как сферы самореализации.

Характерная особенность классовых позиций представителей этого класса – их низкая ресурсообеспеченность, и прежде всего низкое качество их человеческого капитала, включая культурный ресурс. И это не случайно: специфика их позиций на рынке труда во многом предопределяется именно тем, что они могут предложить на нем лишь свою “простую физическую способность к труду”. Очень кратко проиллюстрирую в этой связи особенности человеческого капитала низшего класса (см. рис. 2).

Как видно из рисунка 2, в  благополучных слоях населения подавляющее большинство работающих (82%) имеют специальное профессиональное образование, в том числе почти половина – высшее. в периферии низшего класса доля имеющих профессиональное образование меньше, а высшее образование имеют лишь 21%. в низшем же классе почти половина не имеют никакого специального профессионального образования.

Особо следует отметить в  этой связи, что доступ к образованию для представителей этих групп в настоящее время не только объективно различен, но и субъективно воспринимается ими как одно из наиболее значимых социальных неравенств: низший класс оценивает свои возможности получить необходимое образование и навыки как плохие в 2,5 раза чаще, чем представители благополучных слоев населения (55% против 22%). Более того, двух–четырехкратный разрыв сохраняется в каждой из одинаковых по уровню образования их подгрупп. так, среди лиц со средним общим образованием из низшего класса и благополучных слоев населения оценивают свои возможности получить необходимое образование и навыки как плохие, соответственно, 56 и 24%. В итоге совмещения худшего базового образования и отсутствия возможностей по “добору” необходимых знаний после его завершения не только образовательный уровень, но и набор востребованных на рынке труда навыков, характерных для представителей низшего класса и благополучных слоев, также оказывается существенно различен: 73% представителей низшего класса и лишь 35% представителей благополучных слоев не умеют пользоваться компьютером, 82 и 45%, соответственно, интернетом и т.д.

На вероятности попасть  на структурные позиции, характерные  для низшего класса, сказывается  также специфика качества культурного капитала, являющегося важнейшим компонентом тех активов, которыми располагают работники и которые они могут предложить на рынке труда. важнейшей характеристикой культурного капитала человека выступает среда его первичной социализации, и прежде всего уровень образования взрослых в семье, где она проходила. Как видно из таблицы 4, для того, чтобы принадлежать сегодня в России к благополучным слоям населения, надо, как правило, быть выходцем из семьи, в которой отец имел образование не ниже, чем среднее специальное.

Информация о работе «Низший класс» в современной России