«Компьютеромания» и «Компьютерофобия» как явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

Компьютеромания - это уже непреложный факт существования зависимости от компьютера, компьютерных игр. Страдает не только психическое здоровье, потому что развивается зависимость, пристрастие, уход от действительности, перегрузка, выражаясь языком компьютерщиков, перегрузка в виртуальную реальность, а это, особенно в детском периоде, влечет за собой нарушение адаптации или дезадаптацию - это снижение школьной успеваемости, это невозможность получения минимума знаний с проводкой в будущее, в перспективе это невозможность социализации, невозможность стать полноправным членом общества с полной отдачей своих сил, умений, знаний, которых, кстати, может и не быть.

Файлы: 1 файл

компьютеромания.docx

— 29.16 Кб (Скачать файл)

Российский государственный  социальный университет

филиал в г. Ивантеевке

Кафедра социальной работы и социального управления

 

Контрольная работа

Социальная информатика

 

 

Тема: «Компьютеромания» и «Компьютерофобия» как явление

 

 

 

                                                                Выполнила: студентка 2 курса 

                                                        заочной формы обучения

                                                                          специальность: социальная работа

                                         Щетинина Л. А.

                                                     Доцент: Кирилов А. В. 

 

 

 

 

г. Ивантеевка

2012г

1. Компьютеромания

 

Компьютеромания - это уже  непреложный факт существования  зависимости от компьютера, компьютерных игр. Страдает не только психическое  здоровье, потому что развивается  зависимость, пристрастие, уход от действительности, перегрузка, выражаясь языком компьютерщиков, перегрузка в виртуальную реальность, а это, особенно в детском периоде, влечет за собой нарушение адаптации  или  дезадаптацию - это снижение школьной успеваемости, это невозможность  получения минимума знаний с проводкой  в будущее, в перспективе это  невозможность социализации, невозможность  стать полноправным членом общества с полной отдачей своих сил, умений, знаний, которых, кстати, может и  не быть. Но помимо психической зависимости, точнее помимо психических проблем, которые неизбежно возникают  у индивида, эти проблемы, аккумулируясь, возникают и у общества, это  проблемы социальные, экономические, это  криминальные проблемы. Собственно это  все повторение сведений, которые  обычно сопровождают алкоголизм, наркоманию. Механизмы одни и те же, и те и  другие разрушают личность и психически, и физически. Что касается детей - просиживание долгими часами около  компьютера разрушает не только психическую, но и физическую сферы, влияет на зрение, на нервную систему, вызывает дисбаланс  нервных процессов, нарушение костно-мышечной системы. Когда взрослый организм подвергается воздействиям, он менее уязвим, чем  растущий развивающийся детский  организм.

Если алкоголь, наркотики  наполнены негативным содержанием, всем понятно, что это плохо, что  это вредно, что это подчас смертельно, то компьютер зачастую символ престижности, моды, современности. Поэтому зависимость  подкрадывается исподволь, в чем  еще заключается опасность.

В обществе формируется целый  класс людей-фанатов компьютерных игр. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано.

Компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку "войти" в виртуальность, отрешиться (минимум  на время игры) от реальности и попасть  в виртуальный мир. Вследствие этого  ролевые компьютерные игры оказывают  существенное влияние на личность: решая проблемы "спасения человечества" в виртуальном мире, человек приобретает  проблемы в реальной жизни.

2. Интернет зависимость

Проблема аддиктивного поведения, формирующегося в результате взаимодействия с объектами, способными вызвать  зависимость, вплоть до настоящего времени  недостаточно изучена. Список таких  объектов достаточно большой и в  их число несомненно входит Интернет.

Некоторые зависимости одобряются обществом, другие с течением времени  начинают представлять личностную проблему для индивида, при этом не являясь  социально опасными, третьи имеют  статус социально опасных. В последних  работах российских психиатров, можно  встретить термин “Болезнь зависимого поведения” (БЗП), что объединяет различные  виды аддикции, развивающиеся по стереотипу большого наркоманического синдрома (БНС). Согласно данным авторам БЗП –  хроническое психогенное непсихотическое  психическое расстройство, заключающееся  в этапном патологическом развитии личности, которое приводит к возникновению, закреплению и трансформации  патологической потребности в совершении повторных трудно- или неконтролируемых поведенческих актов (эпизоды непреодолимой  тяги).

В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен  зависимости от Интернета, Интернет-зависимость определяется как “нехимическая зависимость от пользования Интернетом”. Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что зависимые пациенты предпочитают “жизнь в Интернете”, и в дальнейшем фактически начинают отказываться от своей “реальной” жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет - зависимости – это “навязчивое желание войти в Интернет, находясь off - line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on - line”.

Критериями сетевой аддикции, разработанными американскими врачами  входящими в “группу поддержки  зависимых от Интернета” являются:

  • рост толерантности при “сетевых путешествиях”,
  • снижение настроения при невозможности нахождения в Сети,
  • появление “эмоционального плато” при нахождении в Интернете.

Признаки лишения Интернета: психомоторное возбуждение, тревога, неодолимое желание облегчить свое состояние путем выхода в Интернет, доминирующие фантазии и мечты об Интернете, навязчивое постукивание пальцами по твердой поверхности, имитирующей  клавиатуру.

Обсуждение данного психопатологического феномена началось не так давно: в 1994 г., американский психиатр Кимберли Янг  разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых  были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет - зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. Янг приводит четыре признака зависимости от Интернета:

  • навязчивое желание проверить e-mail,
  • постоянное желание следующего выхода в Интернет,
  • жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете,
  • жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Более развернутую систему  критериев приводит Иван Голдберг: количество времени, которое нужно  провести в Интернете заметно  возрастает, использование Интернета  позволяет избежать “синдрома отказа”  при вербальном общение в реальной жизни, прекращается отдых, использование  Интернета продолжается, несмотря на знание об имеющихся физических, психологических, социальных, профессиональных проблемах (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными  обязанностями). В других исследованиях  Интернет - зависимости было установлено, что зависимые часто “предвкушают” свой выход в сеть, чувствуют нервозность, находясь off - line, лгут относительно времени пребывания в Интернете, и ощущают, что Интернет порождает проблемы на работе, финансовом статусе, а также социальные проблемы. Марк Гриффитс делит Интернет - зависимых на две группы, выделяя аддиктов первого и второго порядков.

Аддикты первого порядка  чувствуют себя в приподнятом  настроении во время игры. Они любят  играть группами в сети, получают позитивное подкрепление со стороны группы, когда  становятся победителями и именно это  является для них главным. Компьютер  для них – средство получить социальное вознаграждение.

Аддикты второго порядка  используют компьютер для бегства  от чего-либо в своей жизни и  их привязанность к машине – симптом  более глубоких проблем (например, физические недостатки, низкое самоуважение и  т.д.).

Следует отметить, что лица с пограничными расстройствами отдают предпочтение аддиктивным реализациям  в нехимической форме. Из типов акцентуации  наиболее подвержены риску развития виртуальной аддикции неустойчивый и шизоидный, реже другие типы.

Помимо психологических  симптомов существуют также и  физические симптомы Интернет - зависимости:

  • синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • сухость в глазах;
  • головные боли по типу мигрени;
  • боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройства сна, изменение режима сна.

В представлении К. Янг  зависимость от Интернета - многомерное  явление, включающее:

  • проявления эскейпизма (бегства в виртуальную реальность людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением);
  • поиск новизны;
  • стремление к постоянной стимуляции чувств;
  • эмоциональная привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение);

Можно выделить несколько  стадий зависимости от Интернета:

  1. Достижение идеального “Я” в виртуальном образе. Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную интернет-зависимость. Наиболее сильным провоцирующим фактором в данном случае является набор свойств Интернет, как средства коммуникации. Анонимность и фактическая невозможность проверки предоставленной о себе информации, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных характерологических и иных особенностей, стимулируют развитие Интернет-аддикции в подростковой возрастной группе. В большинстве случаев общение в рамках сети не предполагает в последующем переноса отношений в физический мир, что оставляет за пользователями полную свободу действий. Сетевое общение позволяет жить в образах своей мечты и осуществлять в рамках этих образов столь желаемую (сколь и невозможную в реальных условиях) коммуникативную активность.
  2. Реализация патологической идентификации. Реализация патологической идентификации является по существу механизмом, чрезвычайно схожим с достижением идеального "Я", отличием которого служат патологические для индивидуума идентифицирующие черты, присущие создаваемому образу. Самой распространенной формой является патологическая идентификация с противоположным полом.
  3. Патологическое творчество. Интернет предоставляет пользователю широкие возможности для самореализации, важнейшей из которых является возможность творчества в сети и презентации своих творческих достижений в сети. Демократия, присутствующая в сети, дает авторам свободу, которой они лишены в обычных условиях. Для патологического творчества, присутствующего в сети, становится возможной беспрепятственная реализация патологических идей, не возможная в реальном мире. Создателей этих произведений встречает большая аудитория, в которой многие идеи находят в той или иной степени столь необходимый авторам отклик. В силу имеющихся психопатологических предиспозитов это качество Интернет обусловливает быстрое и стойкое формирование Интернет - аддикции.

3.Компьютерофобия.  

компьютерофобия – это социально-психологическое явление, выражающееся в отчуждении отдельных людей, а также определенных социальных групп от современной стремительно совершенствующейся компьютерной техники, от растущих и усложняющихся информационных потоков. Витиеватость такого определения, тем не менее, не скрывает главного – компьютерофобия сродни заболеванию. Если отбросить условности, именно им она и является. И, как всякую болезнь, ее можно лечить. Лечение компьютерофобии уже давно считается на Западе важной задачей. Подоплека незатейлива: каждый человек, обходящий компьютеры стороной, – потерянный потенциальный покупатель разнообразной продукции. А это не только недополученная прибыль коммерсантов, но и уменьшение роста отрасли в целом. Более того, часто информационные технологии позволяют достичь высокого уровня производительности и эффективности труда. Сложно переоценить все выгоды, которые государство получает в прямом или косвенном виде от информатизации и внедрения высоких технологий. Было бы безумием уподобиться "естественному человеку" Жан-Жака Руссо и, отринув блага цивилизации, удалиться на лоно природы. Гораздо более разумно вступить в союз с техническим прогрессом, располагая объективной информацией об одном из его плодов. Не учить в наши дни ребенка обращаться с компьютером – это почти то же самое, что не отдавать его в школу. Сегодня практически на любом рабочем месте в первую очередь требуется "знание ПК". Отсутствие этих знаний уменьшает возможность получить хорошую работу. Микстура от компьютерофобии, Если человек не идет к компьютерам, то компьютеры устремляются к человеку. Была придумана концепция дружественного пользователю интерфейса, в целях популяризации компьютеры устанавливали в библиотеках,магазинах,кафе.                                                                          Многие сейчас буквально не представляют себе жизнь без умных машин и глобальных коммуникационных сетей, а не столь отдаленные "бескомпьютерные" времена воспринимаются чуть ли не доколумбовской эпохой или даже мрачным средневековьем. Однако для кого-то компьютеры являются чудесными машинами, открывающими путь к массивам информации, а для кого-то – бездушными монстрами. Технологический прогресс для многих людей обернулся проблемой, которую психологи нарекли "компьютерофобией". Страдающие ею люди просто боятся подходить к компьютерам. Те же из них, чья работа так или иначе связана с информационной техникой, часто подвержены стрессам, а эффективность и производительность труда у них гораздо ниже. Минздрав рекомендует? Конечно, компьютер определенно не прибавляет здоровья. Равно как телевизор, автомобиль, сотовый телефон и прочие удобные или целесообразные устройства, созданные человеком. Однако страхи, навеваемые компьютером, часто бывают особенно сильны. Современный человек преспокойно засыпает в кресле перед телеэкраном. Постепенно проходит и истерика вокруг компьютерных мониторов, все тише становятся крики про излучение, блики и мерцание. Современный монитор, отвечающий всем жестким требованиям стандартов безопасности, значительно менее вреден, чем обычный телевизор. Ну а для успокоения души на рабочий стол можно еще поставить и кактус. Основные причины возникновения компьютерофобии заключаются не в страхе перед вредным воздействием ПК на здоровье – это лишь следствие и в некотором роде ширма. Так что же за ней скрывается? Мракобесие. В массе своей люди консервативны, новые веяния часто вызывают отторжение. Еще пятьсот лет назад было как-то "немодно" утверждать, что не Солнце вращается вокруг Земли, а совсем наоборот. В те темные годы сторонников гелиоцентрической теории строения мира нередко сжигали на кострах. Со временем люди становились гуманнее и терпимее. Противники строительства железных дорог уже не убивали инженеров-путейцев, "пророки", вещавшие о крушении культуры, неизбежном, по их словам, с появлением кинематографа, уже редко призывали к насилию. Наверное, у любого великого открытия и начинания противники были, есть и будут. Электронно-вычислительным машинам тоже пришлось нелегко – путь их создателей не был усыпан одними розами. Достаточно вспомнить, как благодаря недальновидной политике руководства СССР в нашей стране кибернетика долгое время считалась лженаукой. Отечественные персональные компьютеры были созданы уже тогда, когда сопротивляться общемировой тенденции глобальной информатизации было просто немыслимо. Зависимость в широком смысле слова — это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию. Любая из известных зависимостей, будь то тяжелая наркомания либо Интернет зависимость, оказывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуемой счастьем.

Информация о работе «Компьютеромания» и «Компьютерофобия» как явление