Эволюция молодежных субкультур как показатель степени стабильности мирового сообщества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Данная работа во многом поможет разобраться в тенденциях развития современного общества и современной молодежи – опоры рабочего класса. К тому же в настоящее время существует очень мало работ и публикаций, посвященных классификации субкультур, и, как правило, многие из существующих работ рассказывают лишь об отдельных субкультурах, не давая обзора всему их спектру, либо являются во многом ложными, так как пишутся людьми, не принадлежащими к субкультурам и зачастую – к молодежи вообще.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Эволюция молодежных субкультур как показатель степени  стабильности мирового сообщества.

 

Введение.

В жизни каждого человека обязательно происходит этап, когда  он начинает так или иначе определять свое место в мире, формировать собственную самооценку. Чаще всего это бывает в подростковом и юношеском возрасте (13-25 лет). В эти годы молодой человек или девушка самостоятельно ищут для себя интересы, увлечения, подбирают компанию друзей, соответствующую их кругу занятий. Чаще всего их внимание и творческие силы уходят непосредственно на сам предмет их увлечения (спорт, музыка, компьютеры, политика и т.д.). Но в настоящее время очень многие подростки объединяются в неформальные движения и общества по интересам, по приверженности какому-либо роду занятий. Вращаясь внутри этих обществ, люди постепенно вырабатывают различные негласные «каноны», касающиеся внешнего вида, идей, кодекса чести, сленга и поведения членов этих обществ. Таким образом формируются субкультуры. Субкультура – это совокупность вышеперечисленных «канонов», касающихся какого-нибудь непосредственного рода занятий. «Суб-» в переводе с латинского означает «под-». Субкультура – значит «между культур», или «подкультура». У членов субкультуры вырабатываются свои собственные принципы, идеалы и ценности, зачастую не совпадающие или даже противоречащие ценностям культуры официальной. Более подробное определение субкультуры дает знаменитый российский исследователь этого явления молодежной среды Т. Щипанская, автор научной книги «Молодежные субкультуры». (Далее следует определение субкультуры, приведенное в её книге).

Как и любое другое социальное явление, субкультуры не остаются неизменными. Постоянно меняются интересы молодежи. Поэтому происходят изменения внутри субкультур, появляются их новые ответвления, часть направлений отмирает. Вырастают и новые субкультуры, которые немедленно находят себе миллионы последователей по всему миру. А субкультуры, которые 30, 20, а то и 10 лет назад имели массовую аудиторию, теперь сходят на нет и становятся «реликтовыми». При этом, несмотря на несхожесть главных принципов и ценностей, в изменении характера субкультур можно проследить общие тенденции. Поэтому целью моей работы стало, помимо рассказа о большинстве наиболее распространенных субкультур 2-й пол. XX – нач. XXI века, исследование их генезиса, выявление общих тенденций в их формировании и развитии, а также выводы о том, какие события, происходящие в мире, влияют на изменение степени приверженности молодежи различным субкультурам.

Почему я выбрал эту тему для  написания курсовой работы по культурологи? Для начала необходимо сказать, что молодежь – это фактически «зеркало» современного общества, которое болезненно отражает события, происходящие в мире. Естественно, субкультуры, как фактор, объединяющий людей в единые массы, сплоченные общей идеей, не могут не отразить события мирового масштаба через призму своих взглядов, убеждений и принципов. Поэтому, наблюдая генезис субкультур, можно делать выводы о том, как чувствовала и чувствует себя молодежь в отдельные периоды времени. Это особенно важно для меня как для студента Академии государственной службы, будущего менеджера по профессии. Умение управлять людьми зависит во многом и от умения этих людей понимать. Поэтому данная работа во многом поможет мне разобраться в тенденциях развития современного общества и современной молодежи – опоры рабочего класса. К тому же в настоящее время существует очень мало работ и публикаций, посвященных классификации субкультур, и, как правило, многие из существующих работ рассказывают лишь об отдельных субкультурах, не давая обзора всему их спектру, либо являются во многом ложными, так как пишутся людьми, не принадлежащими к субкультурам и зачастую – к молодежи вообще. Наконец, данная работа интересна для меня во многом и тем, что я и  многие мои друзья и знакомые являемся последователями различных субкультур, либо одобряем некоторые взгляды и идеи молодежных групп и движений.

Эта работа состоит из нескольких частей. После этого небольшого Введения следует Часть 1. В ней более подробно определяется понятие субкультуры, ее основные признаки и черты, отличающие ее от других молодежных объединений; приводятся примеры (Глава 1.1). В Главе 1.2 рассказывается об истории субкультур, их эволюции; классифицируются многие основные субкультуры 50-х – 90-х гг., называются наиболее яркие их представители. Глава 1.3 повествует о современном состоянии молодежных субкультур, о путях и тенденциях их развития. Часть 2 содержит собственные размышления об эволюции субкультур, предположения о том, почему происходят те или иные изменения в духовных предпочтениях молодежи. Формулируется гипотеза – состояние современных субкультур и поведение юношей и подростков внутри них обусловлено изменениями в социально-политической ситуации в мире, и в частности – с изменением геополитической ситуации и переходом к однополярной геополитической системе. В Заключении, содержащемся в конце работы, нами делаются определенные выводы о путях и перспективах развития современных субкультур и об их взаимосвязи с «внешним миром».

В процессе написания работы мной использовались такие источники, как работа С.Н. Левиковой «Молодежные субкультуры», книга американского писателя Д. О’Хара «Философия панка: больше чем шум», «Легенда о динозавре» Д. Троя и М. Пушкиной, (…….еще какие-нибудь работы впишу позже, в процессе их использования), а также ресурсы Интернета (…ресурсы…) и непосредственное общение с представителями субкультур. 

        

 

 

Часть 1. История  формирования субкультур и молодежных движений во 2-й половине XX века в Европе и США.

 

Глава 1.1. Что есть субкультура и  чем она отличается от других молодежных организаций и движений.

 

Прежде, чем приступить к рассмотрению молодежных субкультур, необходимо сначала дать определение этому понятию и отметить его основные отличия от других подобных явлений общественной и культурной жизни. Вообще, феноменом субкультур занимаются многие ученые – культурологи, социологи, психологи. Поэтому я приведу понятие субкультуры, сформулированное известным психологом, исследователем субкультур С.Н. Левиковой:

«Субкультура  – это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой  культуры общества, определяющей стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей».

Необходимо сказать  о том, что субкультуры бывают не только среди молодежи. Например, известно много случаев того, что группы людей, не относящихся к молодежи, имели собственные идеалы и ценности, свой жаргон и стиль поведения. В качестве примера можно привести итальянскую мафию, другие преступные сообщества, а также различные секты и религиозные объединения. Но мы в этой работе рассматриваем только молодежные субкультуры. Их основное отличие (помимо, естественно, возрастного) состоит в том, что большая их часть базируется на различных музыкальных пристрастиях, а также – аполитична (за исключением, разве что, панков и скинхедов, но политические взгляды стоят для них не на первом месте). Приверженцы молодежных субкультур много внимания уделяют внешнему антуражу – прическе, стилю одежды и поведения, атрибутам и аксессуарам. Этим самым они так или иначе стараются выделить себя из толпы, что чаще всего недопустимо в других, «немолодежных» субкультурах. В молодом возрасте всегда хочется показать, что ты не такой как все. И субкультура – хороший для этого способ. Но не следует думать, что молодые люди состоят в субкультурах только для того, чтобы выделиться. Субкультура для них – это способ самореализации и самопознания, усвоения тех или иных ценностей, нахождения новых друзей. Хобби, в конце концов. А для многих субкультура – это целая жизнь, способ уйти от «настоящей» культуры и «настоящей» реальности.

Как отличить субкультуру  от других организаций? Во-первых, субкультуры  возникают стихийно, не по приказу  или замыслу; они не оформляются  юридически. Во-вторых, последователи субкультур приходят в нее добровольно. В-третьих, внутри субкультур они развивают свои собственные культурные ценности, жаргон, стиль одежды и поведения, чего не встретишь среди других организаций, даже неформальных.

Иногда бывает очень срочно отделить молодежную субкультуру от прочих организаций и направлений. Например, так распространенные сегодня «гопники» - кто они? Являются ли они субкультурой? Да, в России это собирательное выражение, характеризующее маргинализованную и нередко криминальную часть молодых людей, занимающихся выпивкой, ночными грабежами и хулиганскими нападениями. Но это не просто низший слой молодежи. Гопникам свойственна организованность, собственный сленг, даже определенный стиль одежды. У них пропагандируется культ уголовной, «тюремной» жизни, «блатная» музыка; присутствует даже некий «кодекс чести». Гопники способны легко разбираться в субкультурах, несмотря на то, что они враждебно настроены практически ко всем их представителям. Но все-таки гопники в нашей стране субкультурой не являются. У них нет глобального единства, нет общего названия (естественно, себя они гопниками не называют), нет общих ценностей. Короче говоря – ничего объединяющего. Однако в Великобритании сейчас набирает обороты движение «чавов» («чавы» - британский вариант гопников), которое можно смело назвать субкультурой. Существуют специальные сайты и форумы для «чавов», фестивали для них же, проводятся конкурсы на «самого крутого чава». Поэтому, повторяю, бывает очень трудно отличать простые молодежные группы от субкультур.

 

Глава 1.2. Субкультуры 60-х  – 90-х гг.: этапы формирования, основные течения, направления и отличия.

 

Трудно назвать дату появления первых молодежных субкультур. Вообще, молодежные субкультуры как  таковые оформляются именно в середине XX века: это связано с появлением средств массовых коммуникаций (радио, телевидение, журналы) и носителей информации (пластинок, кассет и т. д.). Тогда молодежь из разных стран смогла слушать одинаковую музыку, читать одинаковые книги, перенимать моду и ценности друг у друга. Происходила интеграция культуры, в том числе и молодежной.

Первые субкультуры  возникли одновременно в нескольких местах, причем значительно отличались друг от друга. В 50-е годы в США рок-н-ролл перестал быть музыкой только негритянских кварталов. На Ямайке примерно в это же время появились последователи «культа Джа» - растаманы. В Англии в конце 50-х гг. появляются первые скинхеды. Рассмотрим представителей этих субкультур по порядку.

Рок-н-ролл вышел из ритм-энд-блюза – инструментальной негритянской музыки. Переняв многие его черты (использование джазовых музыкальных инструментов, нетипичный для классической музыки «негритянский» вокал, резкие смены темпа, полиинструментализм и т.д.), рок-н-ролл внес много нового в музыку 50-х гг. Его отличали четкие и резкие ритмы, веселый и задорный драйв, более выраженное звучание ударных, выход на первый план гитары среди прочих инструментов. Рок-н-ролл являлся идеальной танцевальной музыкой для молодежи. К тому же, изначально будучи музыкой бедных негритянских районов, тексты рок-н-ролльных песен звучали намного проще и понятнее. Содержание этих песен несло в себе вольное звучание, которого до этого не было в музыке: любовь, секс, жизнь улиц, свобода. По сути, рок-н-ролл – это первая молодежная музыка. До этого своей музыки для молодежи не существовало, она вынуждена была слушать ту музыку, которую слушали и взрослые. Само собой, это не могло не привлекать молодых людей, не тянуть их на улицу, которая сулила столько всего интересного. С популяризацией рок-н-ролла тесно связано и появление первого рок-н-ролльного радио – «Полуночное шоу Лунного Пса». Алан Фрид («Лунный Пес»), начавший вести радиопередачу о рок-н-ролле, запускать в эфир первые рок-н-ролльные треки. Да и термин «рок-н-ролл» придумал он сам (в переводе с английского это означает «качайся и крутись»). Также Алан Фрид снял несколько фильмов, вышедших на широкие экраны («Танцуй рок круглые сутки», «Джунгли грифельных досок»). Сюжет этих фильмов был незамысловат и повествовал о жизни молодых американцев, однако в фильмах звучала новая музыка в исполнении Б. Хейли и «The Comets». Это привело к тому, что даже «золотая молодежь» - отпрыски зажиточных семейств – уходили из дома ради музыки, которая несла им свободу от общественных оков. Среди любителей рок-н-ролла появился свой жаргон (просторечный грубоватый сленг с примесью негритянских выражений), мода на яркую, броскую одежду и длинные волосы - символ свободы. Из США новая музыка стала распространяться в Европу, особенно сильно ее влияние было заметно в Великобритании (рок-н-ролл танцевала даже английская королева, и были случаи, когда эту музыку исполнял церковный хор в храме). Первые группы поклонников рок-н-ролла не выступали против правительства, не вступали в конфронтацию с другими молодежными группами. В среде рок-н-ролльщиков не было расовой неприязни к чернокожим, которая всегда бытовала в США. Впоследствии многие из любителей этого стиля музыки присоединились к хиппи, о которых будет сказано ниже.

Родиной движения растаманов является Ямайка – суверенное островное государство в Карибском море. Местное население, состоящее из потомков африканских рабов и туземных индейских племен, издавна поклонялось культу Джа – ямайскому пониманию сущности Бога. Ритуалам растафарианцев (так они себя называли) неизменно сопутствовало курение наркотических растений (марихуана, ганджа и т.п.). Растаманы отвергали какие-либо войны, насилие, В общинах растаманов культивировались музыка, художественные ремесла и искусства, определившие весь облик современной ямайской культуры, но лишь реггей смогла выйти за пределы Ямайки. Постепенно ямайская культура начинает завоевывать и Америку

 

 




Информация о работе Эволюция молодежных субкультур как показатель степени стабильности мирового сообщества