Эволюция молодежной политики в России на рубеже XX-XXI веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:26, реферат

Описание работы

Российское общество в последние годы находится в стадии глубоких экономических и политических трансформаций, которые коренным образом изменяют уклад жизни и менталитет российских граждан. для России особенно актуальны задачи повышения благосостояния народа, развития гражданского общества, модернизации экономической базы, перехода к современному информационному обществу, в то же время необходимо помнить, что успешное строительство нового возможно лишь при активном участии в этом процессе молодежи.
Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности.

Содержание работы

Введение
1. Эволюция молодежной политики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 30.28 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный  педагогический

университет им. И.Я. Яковлев»

 

 

 

Реферат на тему:

«Эволюция молодежной политики в России

на рубеже XX-XXI веков»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса, ФФК,

Группы «Б» Самойлова Ксения

Проверил: Петров Е. В.

 

 

 

 

 

Чебоксары 2013

План

Введение

1. Эволюция молодежной политики

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Российское общество в  последние годы находится в стадии глубоких экономических и политических трансформаций, которые коренным образом  изменяют уклад жизни и менталитет российских граждан. для России особенно актуальны задачи повышения благосостояния  народа,  развития  гражданского  общества,  модернизации  экономической  базы, перехода к современному информационному обществу, в то же время необходимо помнить,  что  успешное  строительство  нового  возможно  лишь при  активном  участии  в  этом процессе молодежи.

Преимущественное выделение  молодежи среди остальных групп  населения может быть аргументировано  тем, что она знает, разделяет  и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает  с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для  ответа на глобальные вызовы современности.

При подходе к рассмотрению молодежи как особой категории, являющейся стратегическим ресурсом государства, необходимо определить приоритетным направлением государства осуществление особой правовой политики в отношении молодежи, реализация которой должна послужить  возрождению современной России.

Когда речь идет о молодежной политике, то имеется ввиду отношение  общества и государства, различных  классов, групп и слоев населения, социальных институтов к молодежи как  к самостоятельной демографической  группе, а также самой молодежи к другим группам населения, социальным институтам и ценностям общества в целом. Сфера этих сложных противоречивых и многократно опосредованных отношений  определяет общественный статус молодежи, а вместе с ним - социально-экономическое, правовое, политическое положение, определенный уровень и образ жизни, в конечном итоге - качество жизни, а в перспективе - контуры и качественные параметры экономически активного населения.

Если мы обратимся к  проблемам в современной России то, можем с уверенностью констатировать, что наиболее значимыми проблемами выделяемыми молодежью являются: преступность, наркомания, безработица, проституция, отсутствие бесплатной сферы здравоохранения, образования, занятости и досуга.

Следовательно, в настоящее  время назрела острая необходимость  в пристальном внимании к молодежи со стороны государства, политической воле для системного разрешения ее проблем, что связано с поиском  новых путей и форм стимулирования политической и правовой активности молодого поколения, разработкой новой  концепции формирования политической и правовой культуры молодежи с целью  трансформации ее активности в социально  полезном направлении.

 

 

  1. Предпосылки возникновения

В нашей стране молодежная политика выделилась в самостоятельную  сферу государственной деятельности относительно недавно. Сам термин вошел  в отечественную юридическую  систему в 1991 г. с принятием Закона Советского Союза «Об общих началах  государственной молодежной политики в СССР». Следует заметить, отсутствие термина не означало, что такой  деятельности государство ранее  не осуществляло. Всю общественную систему советского периода отличало пристальное внимание к молодежи. Партия и комсомол заботились в первую очередь об идейно-политическом, военно-патриотическом, трудовом и физическом воспитании подрастающего  поколения. Многие важные проблемы молодежи, начиная с конца 70-х годов, решались через планы социально-экономического развития областей, городов, районов, отдельных трудовых коллективов предприятий ведущих отраслей народного хозяйства СССР1. Первые такие планы и специализированные разделы («Коммунистическое воспитание молодежи») появились в Ленинграде, а затем и Москве. В них делался акцент на профессиональном образовании и воспитании, трудовых мотивациях и анализе форм досуга. Главное содержание разделов составляла общественно-политическая работа в трудовых коллективах и по месту жительства. По существу это были начальные формы зарождавшейся государственной молодежной политики.

Отдельно следует сказать  о правовом опыте решения проблем  молодого поколения, который лег  в основу первых программ и мероприятий  государственной молодежной политики, а также первого закона о молодежи в нашей стране. Значительную часть  нормативных правовых актов СССР по вопросам, затрагивающим воспитание, образование, трудоустройство, службу в армии, поддержку молодых семей  и другие вопросы молодого поколения, составляли совместные постановления  ЦК КПСС и СМ СССР. Число законодательных  актов, регулирующих положение молодежи в обществе, было велико. На уровне Совета Министров СССР, союзных республик, министерств и ведомств в отношении  молодого поколения насчитывалось 1300 подзаконных актов)в (в сборнике нормативов «Основные права и  обязанности молодежи» их общий  перечень занимал 590 страниц текста). Все инициативы правоположений, которые  условно можно было бы свести к  сфере молодежной политики, исходили от КПСС, в отдельных случаях - от ВЛКСМ. Последний, в лице своего руководящего органа - Центрального Комитета, был наделен в СССР правом законодательной инициативы.

После двух неудачных попыток  ввести закон о молодежи в 1968 и 1977гг. лишь весной 1991 г. удалось принять  Закон «Об общих началах государственной  молодежной политики в СССР», но он остался «на бумаге». Причины  того, что Закон не был реализован фактически состоят в отсутствии должной финансовой поддержки и  распаде СССР. Закон определял экономические, правовые и организационные условия и гарантии ее осуществления, а также закреплял систему правовых средств, направленных на обеспечение равенства социальных возможностей молодежи с другими общественными группами и слоями населения. Закон составлял основу развития законодательства Союза ССР и союзных республик и должен был обеспечивать практическую реализацию политики советского государства по отношению к молодому поколению на ближайшие десятилетия.

Центральная идея закона заключалась  в регулировании путей и способов осуществления государственной  молодежной политики в стране. Государство  и общество не просто пытались создавать  потенциальные условия и реальные возможности для удовлетворения интересов молодежи и защиты прав молодых граждан, но гарантировали  их равноправное участие со всем населением в общеполитических и общесоциальных процессах.

Главная цель государственной  молодежной политики заключалась в  «гармоничном соединении интересов  молодежи и всего народа при формировании условий и стимулов для молодых  граждан, благодаря которым они  могли бы с наибольшей полнотой реализовывать  свой творческий потенциал» на благо  общества и принимать на себя ответственность  за судьбу страны2. Предполагалось, что государственная молодежная политика в Советском Союзе будет охватывать вопросы воспитания, образования, труда, быта, досуга и создавать, условия для всестороннего, гармоничного развития творческого потенциала молодого поколения, его подготовки к самостоятельной жизни, активному участию в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве, управлении делами государства и общества.

В связи с переходом  страны к рыночной экономике с  конца 80-х годов и перестройки  ЦК ВЛКСМ было принято решение  реализовать на общесоюзном уровне две целевые комплексные программы  «Социальная защита молодежи» и  «Занятость молодежи». Предусматривалась разработка еще трех программ: «Образование, духовное и физическое развитие молодежи», «Молодая семья» и «Повышение роли молодежи в структуре власти». Но осуществить эти программы и задачи не удалось.

В начале 90-х годов в  ряде союзных республик Советского Союза были приняты «молодежные  законы», в том числе Закон  Азербайджанской Республики «О государственной  молодежной политике», Закон Казахской  Советской Социалистической Республики «О государственной молодежной политике в Казахской ССР». Также подготовлены законопроекты Республики Кыргызстан «О государственной молодежной политике в Республике Кыргызстан», Тувинской  АССР «О молодежи в Тувинской АССР», Украинской ССР «О социальной адаптации  и развитии молодежи». При их разработке за основу брался Закон (56 общих началах  государственной молодежной политики в СССР».

Госкомитет РСФСР по молодежной политике в начале июня 1991 г. определил  цель государственной молодежной политики в России: «создание социально-экономических, политико-правовых, духовно-культурных предпосылок, условий и гарантий для становления личности молодого человека, социализации молодого поколения, реализации его творческого потенциала в интересах развития личности и  общества в ценим, возрождения и  развития России как свободного содружества  народов, связанных историческими узами совместного национально-государственного существования»3.

В 1990 г. было создано Управление по молодежной политике в рамках Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР. Это управление существовало около года - до момента образования  Комитета по делам молодежи при Совете Министров СССР, который возглавил В.И. Цыбух.4

После того, как был развален СССР, вопрос о молодежной политике повис в воздухе. Комсомол был в глубочайшем кризисе и необходимо было решать проблемы молодого поколения вне общественной структуры. Так в 1990 году появилась должность Уполномоченного при Президенте СССР по делам молодёжи, которую тогда предложили занять Андрею Шаронову. Летом 1991 года после выборов Президента России в новом российском Правительстве был создан госкомитет РСФСР по делам молодёжи, который возглавил тот же Андрей Шаронов. В конце 1991 года он стал полномочным представителем правительства по делам молодёжи. 16 сентября 1992 года появился комитет по делам молодёжи при правительстве РФ, который вновь возглавил Андрей Шаронов. 23 декабря 1996 года после ухода Шаронова в Минэкономики России госкомитет возглавила Татьяна Новикова. 24 июня 1998 года вместо Госкомитета возник Департамент по делам молодёжи в Министерстве труда и социального развития.

Но 22 сентября 1998 года госкомитет по делам молодёжи был вновь возрождён, его возглавил Деникин, Виктор Иванович. С 25 мая 1999 года по 17 мая 2000 года он носил  название Госкомитета РФ по молодёжной политике. 2000 по 2004 год он снова был  упразднён и его функции были переданы департаменту по молодёжной политике Министерства образования  Российской Федерации, который возглавила Галина Куприянова. Курировал Департамент заместитель Министра Юрий Васильевич Коврижных.

С 1 июня 2004 года, в результате административной реформы, в рамках вновь образованного Министерства образования и науки возник Департамент  государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей (с 2005 года в названии было убрано слово  «государственной»), его возглавил  Сергей Николаевич Апатенко. С ноября 2006 года — Алина Афакоевна Левитская. В Федеральном агентстве по образованию  в 2004 году было создано Управление по делам молодёжи.

Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2007 года № 1274 создан Государственный комитет  Российской Федерации по делам молодёжи, руководителем которого распоряжением  Правительства Российской Федерации  назначен Василий Якеменко.

Государственный комитет  Российской Федерации по делам молодёжи переименован в Федеральное агентство  по делам молодёжи. Организационный  статус и правовые основы деятельности Агентства закреплены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства  Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409.

До 21 мая 2012 года Федеральное  агентство по делам молодёжи находилось в ведении Министерства спорта, туризма  и молодежной политики РФ, 21 мая 2012 года в подчинении министерства образования  и науки Российской Федерации. С 23.06.2012 руководителем Агентства является Сергей Юрьевич Белоконев.

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, следует отметить, что в России в целом создана  вертикальная структура управления, с помощью которой государство  осуществляет молодежную политику.

Создана нормативно-правовая база государственной молодежной политики. В июне 1993 года было принято постановление  Верховного Совета РФ «Об основных направлениях Государственной молодежной политики в РФ». А в 1995 году одобрен  Федеральный закон «О государственной  поддержке молодежных и детских  общественных объединений».

Государственная молодежная политика - это, своего рода, интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

Необходимо развивать систему взаимодействия с молодежными и детскими общественными организациями, развивать и поддерживать молодежный парламентаризм. Целесообразно определить комплекс мер по поддержке молодежного добровольчества, направленного на повышение молодежной общественной инициативы, активизацию участия молодежи в делах общества, формирование у нее гражданской ответственности и активной жизненной позиции определяет  и  рассматривает  государственную  молодежную  политику  как  самостоятельное направление деятельности государства. В  современных  условиях  молодежная  политика  должна  быть  направлена  на  воспитание  самостоятельной, инициативной, идейной, ответственной молодежи, на подготовку ее к активному участию в социально-экономической и политической жизни страны. Успешная реализация государственной молодежной политики зависит от согласованных действий всех уровней  власти:  от федеральных  до  региональных  и муниципальных,  что  прежде  всего обусловливает необходимость в постоянной координации взаимных усилий и   определении вектора движения для успешного решения поставленных задач. 

Информация о работе Эволюция молодежной политики в России на рубеже XX-XXI веков