Этнология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:39, реферат

Описание работы

Само название науки, «этнология», образовано из греческих слов — etnos (народ) и logos (слово, наука). В античные времена древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п.
XV столетие «открытие Америки» имело важную роль в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей». Таким образом, цивилизация была в дуальной манере противопоставлена варварам в классической оппозиции, возникшей из обычно даже более разделенного этноцентризма

Содержание работы

Становление этнологии как науки и история этнологической мысли….3
Предмет этнологии………………………………………………………..12
Методы этнологии………………………………………………………...13
Разделы этнологии и связь её с другими науками……………………...16
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 43.53 Кб (Скачать файл)

 Всплеск этничности  требует от этнологии ответа  на многие важные вопросы повседневной  жизни, причем актуальность этнологических  исследований определяется не  академическими интересами ученых, а требованиями реальной политики. Сегодня вместо глобального противостояния  сверхдержав возникли многочисленные  региональные, национальные и этнические  конфликты, каждый из которых  потенциально может стать очагом  новой большой войны. И если  в XIX в. сбор этнографических  материалов о традициях и обычаях  «нецивилизованных» народов способствовал  прежде всего усовершенствованию  системы колониального управления, то современная историческая  обстановка требует от этнологии  изучения не только традиционных, но и модернизированных обществ,  которые в своем большинстве являются полиэтническими, а решение этнических проблем — залог выживания человечества.

 Обобщая сказанное,  следует отметить, что в течение  XX в. в рамках этнологии был  сконцентрирован богатейший эмпирический  и теоретический материал, источником  которого стали научное переосмысление  и переоценка многочисленных  и разнообразных исторических  данных, а также результаты многочисленных  полевых исследований. Стоит отметить, что в первой половине XX в. исследования  носили в основном академический  характер и определялись стремлением  сохранить информацию об уходящих  в прошлое «примитивных» культурах;  со второй половины XX в. ситуация  коренным образом меняется: стала  очевидной прагматическая ценность  этнологических знаний. Сегодня  рекомендации и знания этнологов  по самым разным сферам общественной  жизни необходимы для решения  политических, экономических и социальных  проблем, они эффективно используются  в массовых коммуникациях, международной  торговле, дипломатии и т.д. При  этом в последние десятилетия  XX в. этнологические исследования  стали лучше финансироваться,  что способствовало активизации  полевых, теоретических и методологических  исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет этнологии

«Примитивные» народы как предмет  этнологии. Сопоставление такого рода теоретических моделей позволяет сделать вывод, что исторически первым предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку, занимающуюся исследованием традиционных и «примитивных» обществ и их культур.

Предмет этнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать.четкое определение этой науки. Поэтому в отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большое количество определений, основанных на различных методологических подходах, которые подчеркивают, по мнению их авторов, наиболее существенные черты этнологической науки.

 Разные определения  предмета исследования этнологии  являются выражением частично  различных постановок вопросов, а частично и различных теорий  и конструкций. В совокупности  все эти определения предмета, постановки проблем, объяснения, и описания составляют этнологию  как науку в целом, даже когда  отдельные исследовательские направления  или отдельные ученые занимаются  тем или иным аспектом этой  науки. В этой ситуации динамичных  изменений предметного поля этнологии  можно дать еще одно определение  этнологии. Этнология - это наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Предметное поле современной этнологии очень широко, и различные его направления в той или иной степени пересекаются с близкими, родственными науками. Особенно это касается таких наук, как этнография, культурология, социология, психология, антропология, политология.

                                             3. Методы этнологии

Современный уровень развития научного знания способствует использованию  этнологией научных методов различных  смежных дисциплин. Особенно полезным и плодотворным здесь оказывается  применение методов этнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии.

Изучение письменных источников — один из самых важных методов этнологии, ценность которого связана с возможностью получения разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. В качестве письменных источников используются. обычно написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес нескольких поколений ученых-этнологов. Однако такого рода историко-культуриые описания не являются единственным типом письменных источников, представляющих интерес для этнологов. В настоящее время еще не исследованно огромное количество письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных эпох: докладььгеографов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п. 

Важным методом этнологических исследований является сравнительное языкознание, суть которого — в сравнении определенных слов из разных языков, что может показать точные границы соотношения близких языков и степень их родства. Вследствие разных темпов развития языков некоторые из них на основе эндогенных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков, тогда как другие языки, напротив, статичны, т.е. не изменяются на протяжении многих столетий. 

 Нужно уметь оценивать  события, идеи или высказывания, которые отдельные народы взяли  у других и интегрировали в  собственную историю как действительные  исторические события. Но для  этнологов даже такие заимствования  имеют ценность, поскольку они  свидетельствуют о связях между  этими народами.

 Для этнологии ценны  и устные предания, также выражающие  историческое сознание народа. Устные  предания как источник получения  этнологических материалов исчезают  быстрее, чем другие. Этот процесс  все более ускоряется, и нетрудно  предвидеть, что уже совсем скоро  данный источник иссякнет совсем. Основная причина этого процесса  заключается не только и не  столько в незначительном интересе  народов к своей ранней истории,  сколько в растущей грамотности  народов. Любое записанное предание  как бы растворяется и прекращает  жить в памяти, его место занимают  новые идеи. Вместе с этими  преданиями по капле утрачивается  и обедняется история. Для восстановления  этнической истории и истории  культуры в этнологии применяется  метод изучения археологических  материалов. В отличие от письменных  источников и устных преданий  археологические материалы самые  надежные: они позволяют довольно  точно определить время каких-то  исторических событий или возраст  предметов культуры. Высокая достоверность  этого метода основывается на  современных формах изучения  и оценки археологических материалов. Например, с помощью термолюминисцентного  метода можно установить возраст  керамических изделий. При изучении  археологических материалов сегодня  все шире используются статистические  методы. Применение дескрептивной  (описательной) статистики позволяет  максимально полно раскрыть информационный  потенциал археологической информации, а использование аналитической  статистики дает возможность  выработать типологию археологической  информации и проверить научные  гипотезы. Применение статистических  методов требует тщательной подготовки  археологического материала, благодаря чему достигается высокая достоверность информации. В свою очередь анализ, оценка и интерпретация этой информации служат основанием для создания этнологических теорий, концепций, моделей культуры.

 С середины XX в. в  этнологии постоянно увеличивается  значение статистических источников, среди которых наиболее важными  являются переписи, населения, благодаря  которым ученые получают этническую  информацию по самому широкому  кругу вопросов. Ценность этой  информации заключается не только  в ее разнообразии, но и в  ее систематизированном, упорядоченном  характере. Переписные бланки, как  Правило, разбиваются на блоки  вопросов по соответствующим  направлениям. Среди них главным  является блок социально-демографических  вопросов: о поле, о возрасте, о  социальном положении, об образовании,  о профессии, о типе жилища, о времени проживания в данной  местности и т.д. Блок вопросов  о национальности и родном  языке не только отражает объективные  характеристики индивида, но и  черты его сознания, прежде всего  его самоидентификацию с той  или иной этнической или языковой  группой. Это позволяет установить  общую этническую картину и  определить динамику этнических  процессов путем сравнения материалов  нескольких переписей.

 Становление этнологии  как самостоятельной науки в  значительной степени произошло  благодаря непосредственному изучению  жизни народов или, как это  принято называть у этнологов,  полевым исследованиям. Формирование  этого метода было вызвано  потребностью иметь более подробные  и систематизированные знания  о колониальных народах, их  хозяйстве, социальном устройстве, обычаях, верованиях, так как возраставшая  роль колоний в хозяйственных  отношениях метрополий с необходимостью  требовала управления населением  зависимых стран.

 

                           Разделы этнологии и связь её с другими науками

Этнология («наука о народах») тесно связана с понятиями этнография («описание народов»), народоведение, культурная антропология.

По сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, этнология более академична, начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках. В США данная наука обозначается как «культурная антропология», а в Великобритании — как «социальная антропология», однако этнология — это не только раздел антропологии. Этнология возникла как научнаядисциплина с конца XVIII века и может применяться к любому сравнительному исследованию человеческих групп.

Этнология и антропология

К этнологии довольно близка антропология: для той и другой общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения  по планете, изменения физического  облика людей в результате культурно-исторического  прогресса, антропологического состава  этносов. Но нельзя ставить знак равенства  между понятиями «этнология»  и «антропология», так как предметом  антропологии никогда не были проблемы этногенеза, этничности, демографических  процессов; антропология была и остается наукой о биологической и физической природе человека. Этнология значительно  шире по своему предметному полю, чем  антропология, что не позволяет говорить об их тождестве.

Этнология и социология

Этносоциология (этническая социология) — дисциплина, изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Этническая социология — часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т. д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Основные темы, разрабатываемые  этносоциологами:

  • влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения;
  • использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнической принадлежности;
  • социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений;
  • межэтнические конфликты;
  • национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах;
  • этноязыковые процессы, в том числе билингвизм

Этнология и психология

Термин «этническая психология» (нем. Völkerpsychologie) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание» (нем.  Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.

Информация о работе Этнология как наука