Этническое разнообразие как ресурс программ социокультурного развития.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:06, реферат

Описание работы

Российская Федерация на протяжении многих веков формировалась как многонациональное государство с обилием различных языков, культур и религий. Этническая история, культурно-языковое своеобразие, ментальные особенности проживающих в России народов на разных этапах истории являлись неотъемлемыми составляющими российского гражданского единства, обогащая духовный и социокультурный потенциал народа.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 25.34 Кб (Скачать файл)

Введение 

Российская Федерация  на протяжении многих веков формировалась  как многонациональное государство  с обилием различных языков, культур  и религий. Этническая история, культурно-языковое своеобразие, ментальные особенности проживающих в России народов на разных этапах истории являлись неотъемлемыми составляющими российского гражданского единства, обогащая духовный и социокультурный потенциал народа.

Обращение к  историческим процессам формирования народов нашей страны, к анализу  межкультурных и межрелигиозных взаимосвязей и взаимовлияний способствует упрочению общероссийской гражданской идентичности при сохранении этнокультурного и этноязыкового многообразия.

Россия отличается не только огромными просторами, богатой  историей и культурой, но также этническим и религиозным разнообразием своего населения. Представители более 150 национальностей и всех мировых конфессий составляют российский народ. Традиции и обычаи, языки и фольклор сохраняются в Российской Федерации благодаря историческому опыту совместного проживания и мирного взаимодействия людей разных национальностей и религиозных убеждений, а также в результате государственной политики поддержки уникальной российской мозаики культур.

Фундаментальная российская наука имеет давнюю традицию изучения истории проживающих в России народов, их языков, места в жизни россиян религиозных систем и институтов, традиций материальной и духовной культуры. Еще в дореволюционные времена, в советский период в поле зрения ученых входила повседневная жизнь и культура населения разных регионов страны, включая отдаленные районы Сибири и Севера. Именно они подготовили первые этнографические карты и атласы населения России, помогли сформировать музейные коллекции и опубликовали фундаментальные научные описания. 
 

Этническое  разнообразие как  ресурс программ социокультурного развития. 

  Культура каждого народа имеет своё неповторимое лицо, является частью культуры всего человечества. Национальное и общечеловеческое в культуре – это два взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга фактора.

  «Национальная культура, – подчеркивает А. Г. Агаев, – есть вся историческая совокупность материальных, общественно-политических, технологических, научных, философских, этических и прочих ценностей, полученных им в процессе взаимодействия с другими народами и активно используемых в своем процессе (в том числе и этническом) во всех сферах общественной жизни»1.

  В конце XX – начале XXI в. социально-культурная ситуация ярко проявила объективную закономерность, согласно которой ни одна национальная культура не может существовать обособленно, ни одна нация не может жить и развиваться усилиями только своей культуры. Во взаимозависимом мире культура каждого народа тесно связана с другими культурами, и процессы их взаимовлияния и взаимодействия в современных условиях все более усиливаются, сопровождаются возрастанием интенсивности контактов в межкультурном сотрудничестве.

Культурное  разнообразие порождено  этническим и цивилизационным разнообразием. Культура есть историческая память, итог исторической самоидентификации народа, ценностная система и одновременно «ценностный геном», через которые человек закрепляет ценностную форму мироосвоения, сфера духовного самодвижения человека, форма исторического процесса самопознания, вечного поиска смысла. Но культура одновременно, по своему предназначению, есть опыт гармонизации социоприродных отношений, своеобразный механизм обеспечения устойчивости развития во взаимодействии с природой.

Разнообразие  культур отражает в себе этническое и цивилизационное разнообразие. В нем закреплено разнообразие форм жизни человека в разных ландшафно-географических условиях и одновременно то, что объединяет человечество, т.е. человеческое, гуманистическое начало («всечеловечность» по Ф.М.Достоевскому). 

  Взаимодействие культур  этносов России         

Особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне. Т.к. подобные результаты подготавливаются постепенно, иногда незаметно, исподволь, то процессы взаимодействия культур — как правило, крупномасштабное по длительности явление (не менее нескольких десятилетий). Элементарный обмен товарами, информацией, эпизодические контакты или даже устойчивые хозяйственные и другие отношения, не затрагивающие глубоких уровней в структуре культурной активности, в ценностных ориентациях, в образе жизни представителей той и другой культуры, не могут быть отнесены к взаимодействию культур, но выступают формами сосуществования или контактов культур друг с другом. Выделяют разные уровни взаимодействия культур

- Этнический уровень взаимодействия характерен для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими., этноконфессиональными и другими общностями.

-На национальном уровне взаимодействия регулятивные функции в значит, степени выполняют государственно-полит, структуры.

-Цивилизационный уровень взаимодействия приобретает спонтанно-исторические формы; однако на этом уровне и прежде, и в настоящее время возможны наиболее существ, результаты в обмене духовными, художественными научными достижениями. В повседневной практике общения стран и народов мира чаще всего перекрещиваются процессы и отношения, характерные для всех трех уровней взаимодействия. В межкультурных связях, особенно внутри полинационального государства, принимают одновременное участие как большие, так и малые нации, имеющие свои административно-государственные формы регулирования этнического образования и не имеющие таких форм. При этом более крупное по численности представителей и по роли в жизни разных народов культурное образование способно оказать большее влияние на процессы взаимодействия, нежели малая этническая группа, хотя вклад последней во взаимодействие никоим образом нельзя недооценивать. Все же исследователи выделяют культуру-донора и культуру-реципиента течение исторически длительных периодов времени эти роли могут меняться.        

Важное значение в взаимодействии культур имеет его структура, т.е. те содержат направления и конкретные формы взаимного обмена, через которые оно осуществляется. Одной из наиболее древних и широко распространенных форм взаимодействия выступает обмен хозяйственными технологиями, специалистами-профессионалами; устойчивым видом взаимодействия являются межгосударственные  отношения, политические, правовые связи. Под влиянием взаимодействия культур весьма своеобразно могут происходить изменения в языке, художественной или религиозной практике взаимодействующих народов, а также в их обычаях. Следует учитывать и конкретный уровень взаимодействия — осуществляются ли связи на уровне государственном или профессионально-корпоративных отношений, обществ, организаций или через обыденную, повседневную жизнь широких групп населения. Различают также формы и принципы взаимодействия культур. В исторической практике известны и мирные, добровольные способы взаимодействия и принудит, или реализуемые в результате колониального, военного завоевания формы взаимодействия .        

Весьма неоднозначными бывают результатыты взаимодействия культур, особенно если их анализировать в рамках краткосрочной ретроспективы. Оценка этих результатов — достаточно сложная процедура, поскольку еще не выработаны критерии, позволяющие говорить о безусловно положительных, или отрицательных последствиях взаимодействия. Последнее утверждение нельзя отнести к тем случаям, когда одна культура начинает явно стагнировать под влиянием взаимодействия с другой и постепенно растворяется в ней или исчезает без следа. Такой результат наиболее отчетливо прослеживался и в прошлой, и в сегодняшней практике на примере культур реликтового типа, которые вплоть до наших дней сохраняются в ряде регионов, при их внезапном столкновении с культурами современного типа. Подобные культуры нередко оказываются не готовыми в сжатые сроки, быстрыми темпами освоить те сложные культурные формы жизнедеятельности, которые им навязывает более динамичное и дифференцированное культурное окружение (индустриальные и постиндустриальные культуры). В настоящее время достаточно остро стоит проблема разрешения этого противоречия: необходимо найти такие способы адаптации подобных культур к современности, чтобы, не подрывая их внутренней сущности, попытаться сделать их контакты с современным миром менее разрушительными.         

В каждой культуре имеется система защитных механизмов, способных предохранить ее от слишком  интенсивного инокультурного воздействия: таковы механизмы сохранения и воспроизводства своего предшествующего опыта и традиций, формирования у людей чувства культурной идентичности .

Культура в  совокупности всех основных составляющих: наука, образование, искусство, обычаи, традиции и т.д., как показывает жизнь, практика, отечественный опыт, играет огромную роль в совершенствовании  межнациональных отношений, в углублении и обогащении разностороннего общения  представителей всех народов страны, обмена историческим опытом и духовными  ценностями.

Процесс взаимодействия национальных культур обеспечивает взаимопонимание, взаимообогащение, взаимовлияние  народов страны. В условиях формирования гражданского общества особо важное значение приобретают усилия, направленные на развертывание широкого равноправного диалога культур народов Российской Федерации.

В результате естественного  исторического процесса в России сложилась единая духовная общность народов, системообразующую роль в которой играет русская культура. Во взаимодействии культур она выступает и как культура межнационального общения, и как проводник к достижениям мировой культуры, и как катализатор позитивных изменений в различных сферах духовной жизни российских народов.

Изучение этнокультурных основ и ведущих направлений  организационной деятельности национальных общественных объединений граждан  позволило выявить их важную роль и значение в процессах становления  и институирования правового государства и гражданского общества в России. Различные формы этносоциальной самоорганизации - национальные общественные объединения, в том числе молодежные, - безусловно, являются не только инструментом представительства этносов в структурах государственного управления, но и важным институтом гражданского общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод

Устойчивое  развитие человечества в силу сказанного невозможно не только без сохранения, но и развития культурного  и биологического разнообразия человечества. Более того, единство как таковое становится только через разнообразие; оно есть «единое в разнообразии» и «разнообразие единого». Качество целостности человечества, культуры, цивилизации тем выше, чем больше в нем разнообразия. Деградация есть сокращение разнообразия, укрощение систем.

Задачей особой важности и сложности является активное, последовательное использование нравственного, эстетического потенциала культур  народов России в целях снятия возникающих межэтнических напряженностей, в регулировании социально-политических противоречий, стихийное развитие которых, собственно говоря, и приводит к  конфликтным ситуациям. Максимальное наращивание межэтнических культурных контактов на этой основе, как показывает отечественный и зарубежный опыт, создает гораздо более благоприятные  условия для регулирования противоречий, преодоления конфликтных ситуаций. Через культуру достигается более  высокий уровень понимания, терпимости, уважения особенностей и интересов  друг друга.

Взаимодействие  культур народов России, выступающее  как процесс усиления связей и  взаимозависимостей внутри единой системы, является фактором консолидации народов  России. Но при этом интегрирующие  процессы в современном российском обществе отнюдь не означают нивелировку  культурных особенностей каждой национальности, они объединяют духовные ценности, укрепляют духовную общность российского  общества.

Информация о работе Этническое разнообразие как ресурс программ социокультурного развития.