Этнические особенности брачно-семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить специфику и проблематику межнациональных браков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие этноса и семьи.
2. Рассмотреть этнические особенности семьи.
3.Рассмотреть технологии работы с семьей, супруги которой принадлежат различным этносам.
4. Изучить этнические особенности современной семьи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы этнических подходов к современной семье
1.1 Понятие этноса и семьи………………………………………….4
1.2 Этнические особенности брачно-семейных отношений………8
Глава 2. Практические аспекты этнических основ современной семьи
2.1 Технологии деятельности этнических различий семьи в современных условиях…………………………………………………………..13
2.2 Практическое исследование. Изучение этнических основ современных семей……………………………………………………………...15

Заключение…………………………………………………………………...…..19
Список использованной литературы…………………………………..............20

Файлы: 1 файл

реферат.семьеведение.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

         Министерство образования и науки Российской Федерации

                        Федеральное агентство по образованию

         ГОУ  ВПО «Алтайский государственный технический университет

им. И. И. Ползунова»

 

 

 

 

                                         Реферат

 

                        По дисциплине: Семьеведение

      На тему: «Этнические особенности брачно-семейных отношений»

 

 

 

 

                                                           Выполнила: студентка группы 9СР-81

                                                                                 Борисова О.С.

                                                             Проверил: Милёхин В.А.

 

                                      

 

 

                                            Барнаул 2013

                                       Содержание:

 

      Введение……………………………………………………………………3

 

      Глава 1. Теоретические основы этнических подходов к современной семье

                  1.1 Понятие этноса и семьи………………………………………….4

            1.2 Этнические особенности брачно-семейных отношений………8

     Глава 2. Практические аспекты этнических основ современной семьи

                  2.1 Технологии деятельности этнических различий семьи в современных условиях…………………………………………………………..13

                  2.2 Практическое исследование. Изучение этнических основ современных семей……………………………………………………………...15

 

Заключение…………………………………………………………………...…..19

Список  использованной литературы…………………………………..............20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Введение

Семья занимает особое место в ряду социальных групп. Она имеет свои специфические  проблемы, противоречия, конфликты, обусловленные  не столько общественными явлениями, сколько личными качествами ее членов, характером их взаимоотношений. В свете психологических исследований и по результатам житейских наблюдений межэтнические браки могут выглядеть порой как браки более успешные по сравнению с моноэтническими. Однако это не снижает интереса к проблематике, так или иначе связанной с межэтническими браками, со стороны в первую очередь тех людей, жизнь которых в той или иной степени была связана с межэтническими браками, даже если с точки зрения ряда формальных критериев жизнь в этих браках выглядит внешне вполне успешной.

Объект исследования: социально-психологические особенности семей в различных этносах. Предмет исследования: этнические особенности современной семьи.

Цель исследования: изучить специфику и проблематику межнациональных браков.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие  этноса и семьи.

2. Рассмотреть  этнические особенности семьи.

3.Рассмотреть технологии работы с семьей, супруги которой принадлежат различным этносам.

4. Изучить этнические  особенности современной семьи.

 Изучение специфики межэтнических семей будет способствовать выявлению факторов, влияющих на семейные отношения в такой семье.

В качестве метода исследования использовался метод теоретического анализа специальной литературы.

Глава 1. Теоретические основы этнических подходов к      современной семье

1.1 Понятие  этноса и семьи

Этнос - слово  греческое, его латинский аналог - "natio", русский аналог - "народ". В греческом языке есть и другие термины для обозначения народа: "лао" - "население", "демос" - "совокупность граждан", но эти  термины несут социальную нагрузку. Энциклопедические словари советского времени обязательно сообщают, что этнос - социальная группа, определяемая общностью территории, совместным ведением хозяйства, языком. Однако на одной территории часто уживаются представители разных этносов. И говорить представители разных этносов могут на одном языке [2,с.44].

Этнос - группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и другое.

Основные условия возникновения этноса - общность территории и языка - впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может складываться и из разноязычных элементов. Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания - этнонима [2,с.45].

Сформировавшаяся  этническая общность выступает как  социальный организм, самовоспроизводящийся  путём преимущественно этнических однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и так далее. Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции и тому прочее. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства).

Межличностные отношения представителей разных этносов  регулируются двумя противоположно направленными тенденциями [2,с.14]. С одной стороны, можно наблюдать любопытство, желание познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремление к разнообразию, проявляющееся в том, что внешность непохожего на субъекта человека кажется ему более привлекательной. С другой стороны, ощутимо действие защитных, охранительных сил этноса, побуждающих конкретного представителя этноса воздерживаться под разного рода предлогами от межэтнических браков или, если такой брак все-таки имел место, заботиться о том, чтобы дети, выросшие в межэтническом браке, сохранили в той или иной форме свою принадлежность к этносу субъекта. Есть основания полагать, что с возрастом последняя тенденция может усиливаться.

Семьям - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья - это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования [3,с.11].

Современная семья  переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к  новой, и многие ученые характеризуют  нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека - в городе и 3, 3 - в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью [4,с.23].

Важную роль играют семейные традиции. Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или фукнциональной (по определению Э.Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоление возникающих проблем.

Этнокультурные  брачные и семейные традиции, так  или иначе, преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

Межэтническая семья является плодотворным базисом  для формирования идентичности тех, про кого говорят, что они этнические маргиналы. Этнические маргиналы, то есть люди, которые не усвоили ценности ни одной из этнических групп, являются, на взгляд автора, самыми активными агентами структурирующими социальную, в данном случае этническую, группу.

Поскольку межэтническая  семья предполагает неодинаковую этническую принадлежность родителей, то ребенок  оказывается объективно вовлечен в  ситуацию межэтнического взаимодействия. Таким образом, агент первоначально  объективно вовлечен в ценностно-нормативное пространство этнических групп. Его окружают культурные артефакты, которые представляют определенную ценность для той или иной этнической группы. В случае если агент появляется на свет в межэтнической семье, то подобных артефактов становится бесчисленное множество, причем символическое значение определенного артефакта для этнических групп, к которым принадлежат родители, могут быть очень разными. Таким образом, этнический маргинал попадает в ситуацию свободного выбора, при котором ценность того или иного культурного артефакта для него определяется им самим. То есть, именно маргинальные типы, на взгляд автора, можно считать теми агентами, которые максимально интенсивно производят структурацию этничности. Причем, в контексте данной работы, представляет интерес процесс идентификации детей из межэтнической семьи, процесс становления этничности. Каким образом этническая структура представляет ребенку набор базисных этнических ценностей через родителей. Каким образом ребенок их соотносит со своей ценностной структурой, и каким образом происходит процесс выбора этнической принадлежности.

Вполне реальна  ситуация, когда ребенок из межэтнической  семьи не может определиться со своей  этнической принадлежностью и в  результате выбирает себе какую- то другую этническую принадлежность, либо никакой. В этом случае представляет интерес способ взаимодействия с социальной средой. Представляет интерес, каким образом агент действует в ситуации, когда взаимодействие с другими индивидами строится на основе этнической принадлежности. Какую именно этническую принадлежность агент принимает на себя, когда это становиться необходимым. И каким образом данный интерсубъективный опыт этнического взаимодействия сказывается на его структуре ценностей. Какое место в данной структуре начинают занимать этнические ценности. Каким образом новая ценностная структура способствует трансформации этничности агента. И насколько трансформировавшаяся этничность в сознании агента, выливается в этническое поведение относительно трансформации этничности.

 

1.2 Этнические  особенности семьи

Россия является многонациональным государством. На территории нашей страны проживают  народы, исповедующие все четыре великие  мировые религии, такие, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Существующие  семьи, помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические особенности. На особенности и развитие семьи влияют этнокультурные условия [6,с.40]. Обе теории признают, что национальная принадлежность человека определяет модель поведения. Представители разных народов в одной и той же социально-значимой ситуации будут вести себя по-разному.

Для рассмотрения специфики этнокультурных условий  необходимо остановиться на понятии "менталитета". Под менталитетом традиционно понимают глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Менталитет во многом формируется под влиянием религии. Люди разных национальностей по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьей и выбор брачного партнера.

Этническими традициями может определяться такой важный системообразующий фактор, как отношение отца к детям. Это означает, что содержание отцовской роли может быть вариативно. Тип такого отношения, с одной стороны, может характеризовать семью, как принадлежащую к определенной этнической группе, а с другой стороны, иллюстрировать принятые в этносе способы контакта: между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими, между семьей и социальным окружением [4,с.14]. Принадлежность семьи к определенной этнической культуре может влиять и на характер воспитания детей в семье.

Информация о работе Этнические особенности брачно-семейных отношений