Этническая и социальная идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:54, реферат

Описание работы

До недавних пор понятие «идентичность» практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях. Только в последние годы оно начинает появляться на страницах психологической печати, однако по-прежнему для большинства читателей остается чуждым, малопонятным и плохо вписывающимся в привычный категориальный аппарат. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание человеком того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу, что позволит ему избежать наихудшего страдания - полного одиночества и сомнений.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….......3
Раскрытие понятий «Этнос» и «Нация»; их разграничения………………….4
Этническая идентичность………………………………………………………6
Этапы становления этнической идентичности………………………………..7
Виды этнической идентичности………………………………………………..8
Национальная идентичность…………………………………………………...9
Национализм: роль в политической жизни и формы. Интернационализм. Космополитизм……………………………………………………………...…10
Вывод…………………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат этническая и национальная идентичность.docx

— 35.61 Кб (Скачать файл)

Индивид может принять правильную самоидентификацию вместе с правильной оценкой группы, при этом у них формируется негативная этническая идентичность. Принимая негативную самоидентификацию, человек может по-разному реагировать на негативные суждения о своём этносе. Он может относить их к другим членам своей группы, но не к самому себе, устранив психологические границы между ними и собой.

Вторая стратегия состоит в попытке сменить группу. Что касается этнической принадлежности, то в наши дни большинство исследователей считает её скорее приписываемым, нежели наследуемым качеством. Принадлежность к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа. У большинства людей проблемы выбора не возникают, но многих прежде всего членов групп меньшинства и выходцев из межэтнических браков эта проблема затрагивает. В процессе этнической идентификации у них, кроме критерия приписывания большую роль играет и критерий внутреннего выбора. Критерий приписывания более важен, когда этничность проявляется в явных физических характеристиках, например, расовых различиях. Когда же нет явных межгрупповых различий, важнее может оказаться внутренний выбор человека, и группа его примет, даже если по крови он - «чужой». В полиэтническом обществе люди демонстративно поддерживают позитивную групповую идентичность, проявляя предубеждения по отношению к представителям других этнических групп и уклоняются от тесного взаимодействия с ними.

 

Виды этнической идентичности.

 

Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Как и другие варианты идентичности она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности. При благоприятных социально-исторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается чувствами гордости, достоинства, оптимизма, уверенности, удовлетворения, патриотизма. Кроме того, в многочисленных исследованиях доказано, что существует "тесная внутренняя связь между позитивной групповой (этнической) идентичностью и аутгрупповой (межэтнической) толерантностью". В то же время гиперидентичность со "своим" этносом в полиэтническом обществе сопровождается этноцентристскими стереотипами, предубеждениями по отношению к представителям других этнических групп и уклонению от тесного взаимодействия с ними. Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой или смена этнической идентичности, возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе "чужая" группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный и т.д. статус, чем "своя". Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой ведет к полной ассимиляции, т.е. принятию традиций, ценностей, норм, языка чужой группы вплоть до - при условии принятия индивида группой - полного растворения в ней.

 

Сильная идентификация с обеими взаимодействующими группами ведет к формированию биэтнической идентичности. Имеющие такую идентичность люди обладают особенностями обеих групп, осознают свое сходство с обеими культурами. Множественная идентичность наиболее выгодна для человека, она позволяет ему использовать опыт одной группы для адаптации в другой, овладевать богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Таких людей называют посредниками или мостами между культурами. Осознание и принятие своей принадлежности к двум этническим общностям благотворно сказывается и на личностном росте выходцев из межэтнических браков.

Hо возможна и слабая, четко не выраженная этническая  идентичность как со своей, так  и с чужой этническими группами - маргинальная этническая идентичность. В этом прискорбном случае человек колеблется между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них. Подобные маргиналы, путаясь в идентичностях, часто испытывают внутриличностные конфликты. И именно поэтому внешне они могут быть агрессивно настроенными националистами - в пользу своей или в пользу чужой группы, в зависимости от того, которая из них имеет более высокий статус в обществе. Это обнаруживается в повседневной жизни, и это подтверждено результатами эмпирическими исследований. Но и модель двух измерений не описывает всех возможных стратегий сохранения человеком внутреннего благополучия при неблагоприятном сравнении его этнической общности с другими. Если существуют разные уровни осознания своей принадлежности к одной или нескольким этническим группам, значит возможен и его нулевой уровень. Иными словами, возможна слабая, четко не выраженная этническая идентичность или даже ее полное отсутствие, по крайней мере, на осознаваемом уровне. В качестве стратегии сохранения личностного благополучия она проявляется в отрицании значимости этнического фактора и как в своей жизни, так и в обществе в целом.

 

Национальная идентичность.

 

Важной и непременным признаком нации в своих значениях необходимо считать национальное самосознание.

Термин «национальное самосознание» был введён В. В. Мавродиным в 1947 г. Под данным понятием он понимал «сознание единства людей, принадлежащих к данному народу, данной народности или нации, единства их интересов, психического склада».

Говоря более раскрыто -  это осознание нацией, человеком или определенной сообществом своей принадлежности к нации, общности исторических судеб его представителей, своеобразия действия геополитических, социопсихических, исторических факторов, неповторимости характера, темперамента, менталитета, психологии, культуры. Отсюда стремление нации сохранить эти особенности, не поддаться ассимиляции, развивать национальный язык, традиции, обычаи, определены религиозные верования и тому подобное. Отсюда и стремление к национально культурной и национально-территориальной автономии, экономическому, политическому суверенитету, созданию национального, гражданского общества, государства.

 

Национализм: роль в политической жизни и формы. Интернационализм. Космополитизм.

 

По тоталитаризму сложился негативный стереотип украинской национальной идеи. На протяжении 7 десятилетий национальную идею официально признавали реакционной, нации делили на буржуазные и социалистические, национализм квалифицировали как буржуазный, а, следовательно, реакционный. Национальную идею провозглашали несовместимой с интернационализмом, фактически политикой русификации.

Тогда как на самом деле, по мнению многих ученых, национальная идея становится аккумулятором национальных программ, позиций, лозунгов, необходимым условием национального прогресса, основой национального движения. Она определяет и одновременно отражает национальные интересы, цели, приоритеты, сплачивает, объединяет вокруг себя нацию, заставляет двигаться и работать в одном направлении. На каждом историческом этапе она может быть разной. (пример Украина Сначала: идея незилежности, затем государства. Идея должна быть реальной, достижимой.

 

Национальная идея составляет платформу национализма. Ведь последний, по мнению Смита, это "идеологическое движение за достижения и утверждение независимости, единства, идентичности нации". Необходимо признать прогрессивное содержание национализму, его конструктивную политическую направленность, позитивный, формотворческий, то есть нациотворческий потенциал, мобилизующую роль в социальном творчестве нации. По мнению Гелнера, концепция "своего" государства, которое охватывает одну культуру и имеет правительство, которое принадлежит к этой культуре, и является сущностью национализма. Последний становится политическим принципом, который предусматривает, что "политическое и национальное целое должны совпадать". Нация, то есть носитель политического суверенитета, рождается из национализма, а не наоборот.

 

Более того, правильная оценка национализма (а сейчас известно несколько десятков определений этого понятия) обеспечивает оптимальную этнополитики, что обязательно предполагает и минимизацию всевозможных политических спекуляций и деформаций на почве национализма, которые в теоретическом плане приобретают вид этноцентризма, а в практически-политическом -- межнациональных конфликтов.

 

Однако не следует забывать, что национализм, к сожалению, может иметь различные проявления или формы:

 

1.творческий национализм, прогрессивный, способный создать  условия для общественного прогресса.

 

2. агрессивный национализм, разрушительный, зоологический, которое  перерастает в шовинизм (фашизм, нацизм, расизм).

 

Для того, чтобы здоровый национализм не перерастал в извращенные формы, в национальной политике, следует балансировать национализм с интернационализмом и космополитизмом.

 

Интернационализм - это система взглядов и соответствующая политика, выражающая совпадение коренных интересов или стремление к объединению усилий различных государств, наций или социальных групп и слоев. Объективная основа интернационализма - процесс интеграции в отрасли производства, информационного обмена, научно-технического, культурного развития. Интернационализм предопределяет постепенный глобальный поворот от национального раздора к межнациональному сотрудничеству. Разработка и реализация идей интернационализма как идейно-политической основы взаимодействия, необходимой для виживаня человечества, нуждаются в балансе интересов нации, этносов, социальных групп.

 

Космополитизм - (от лат. гражданин мира) теория, которая обосновывает отказ от национального начала в политике ради единства человеческого рода, идеи "мирового гражданства" под лозунгом "человек - гражданин мира". По содержанию космополитизм отражает ведущую тенденцию мирового развития - интегрирование (политическое, экономическое, социально-культурное), создание мирового наднационального правительства, планирования и развития по единым показателям целых континентов, формирование международной правосубъектности личности, мировые права.

 

 

 

Нация выступает как субъект политики в двух аспектах:

 

1. каждая нация имеет  право на самоопределение, то  есть образование своего собственного  государства;

 

2. нация (если государство  однонациональный) или народ (как  совокупность нескольких наций) является единственным источником  государственной власти.

 

Мировая практика признает за нациями определен правовой статус, для обеспечения свободного волеизъявления наций, реализации их законных прав на жизнь, отношения с другими нациями на основе равенства. Речь идет о предоставлении полной свободы нациям для установления ими экономических, политических, культурных и других отношений, а, следовательно, о праве наций на самоопределение. Более того, самоопределение является общепризнанной основополагающей нормой международного права, обязательной для всех без исключения государств. Это зафиксировано в документах ООН (вторая статья Устава). В этом документе отмечается правомерности борьбы народов за достижения политической независимости и создания своей государственности, свобода народа или нации без вмешательства извне в ее политический статус, необходимость избежать вооруженного вмешательства в дела государств, ставших на путь самостоятельного развития, а также запрещаются акты политической, идеологической, экономической агрессии.

 

Право нации на самоопределение означает:

1.свободный выбор нацией  государственного устройства вплоть  до отделения и формирования  своей самостоятельного государства, что предполагает свободу выбирать  институты и символы государственности.

2. самостоятельность в  решении экономических и других  вопросов своего развития, если  нация находится в добровольном  объединении с другими нациями  в одно государство.

 

Здесь, даже теоретически, складывается следующая ситуация, когда желательной, но политически невозможной условием развития цивилизации является абсолютная реализация права каждой нации на самоопределение, либо "добровольное", с большим акцентом на этом слове, вхождение или пребывания нации в составе многонационального государства. Практически, при реализации своих политических прав на самоопределение Безгосударственные нации наталкиваются на обвинение в сепаратизме и действиях на нарушение суверенитета и целостности государства, на территории которой они находятся или претендуют, поскольку вся территория планеты Земля уже поделена. Как свидетельствует мировая история многим нациям удалось реализовать свое право на самоопределение, хотя очень малой части из них путем мирного решения конфликта (СССР), а очень большом количестве еще не удалось это сделать (ирландцы в составе Великобритании, многочисленным нациям в составе Российской Федерации и т.д.)

 

Вывод:

 

В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. Поскольку социальная идентичность - это осознание своей принадлежности к социальной группе, то, следовательно - это и принятие значимых в данной группе ценностей, установок, стереотипов и норм. Можно предположить, что для конкретного индивида в каждый момент времени разные виды идентичности актуальны в разной степени, - то есть в данный конкретный момент наиболее выпуклой, главной, "ведущей" является одна какая-то идентичность. Значит, в этот момент индивид актуализирует, вместе с осознанием своей принадлежности, всю систему норм, ценностей и т.п. То есть иерархия ценностей не является константной, она перестраивается во времени в зависимости от актуальной на данный момент идентичности, так же, как и реализуемые поведенческие модели.При таком ракурсе рассмотрения актуальная социальная идентичность является одним из механизмов, генерализующим, переструктурирующим поведение и внутренние схемы, критерии оценки и категоризации, механизмом, тесно связанным с объективными социальными связями и отношениями. Индивид, выбирая себе то или иное место в социальном пространстве, тем самым выбирает для себя вполне определенную идентичность. Однако в подобном непостоянном мире, где постоянно меняются положения в социуме, где сегодня наиболее "популярным, престижным, актуальным" является одно положение на социальной лестнице, а завтра совсем другое, индивид не может поручиться в том, что положение, которое он занимает сегодня, завтра будет таким же по престижности и прибыльности. В подобных условиях существования индивид выбирает для себя наиболее устойчивую принадлежность, а именно - этническую. Какие категории использует индивид, чтобы уйти от переживаний, связанных с принадлежностью к этнической группе? При формировании социальной идентичности он может опираться на гражданскую идентичность. Или причислять себя к широким наднациональным общностям - европейцам, азиатам, гражданам мира, т.е. декларировать космополитическую идентичность. Однако вытеснение из структуры социальной идентичности одной из ее важнейших составных частей - этнической идентичности - грозит, с одной стороны, потерей целостности Я - образа, а с другой - потерей связей с какой бы то ни было культурой. Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом, что долгое время проявлялось, например, в негритянском ощущении "я - никто", невидимости, безымянности, безликости.

Информация о работе Этническая и социальная идентичность