Этапы становления Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- охарактеризовать этапы становления пенсионной системы и пенсионного страхования в России;
- рассмотреть историю создания Пенсионного фонда, его функции и задачи;
- изучить нормативно-правовую базу ПФР;
- рассмотреть основные пути совершенствования пенсионного законодательства;

Файлы: 1 файл

1.docx

— 55.94 Кб (Скачать файл)

Для этого Пенсионный фонд РФ направляет извещения о состоянии специального счета, предназначенного для отражения средств, формирующих накопительную часть трудовой пенсии. После выбора застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию управляющей компании, из числа прошедших конкурсный отбор, проводимый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, Пенсионный фонд заключает соответствующий договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений с управляющей компанией, отобранной по конкурсу. Средства пенсионных накоплений, в отношении которых застрахованные лица не воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании), будут переданы государственной управляющей компании. Постановлением Правительства РФ от 22.01.03 г. № 34 определено, что Внешэкономбанк назначен государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений.

Пенсионные накопления являются собственностью Российской Федерации, то есть средствами государства, а не самих застрахованных лиц и иных участников инвестиционного процесса. Они не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.

Сумма денежных средств, составляющая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, ежегодно отражается в доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ, а в расходной - суммы денежных средств, направленные на инвестирование.

Операции, связанные с формированием пенсионных накоплений, а также операции, связанные с выплатой накопительной части трудовой пенсии, учитываются Пенсионным фондом РФ в соответствии с бюджетной классификацией отдельно от других операций.

Персонифицированный учет средств пенсионных накоплений ведется в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ.

Среди 55 финансовых коммерческих компаний, получивших право на доверительное управление пенсионными накоплениями, выделяются как длительное время работающие и успешно зарекомендовавшие себя на рынке финансовых услуг, так и вновь образованные, в том числе и в 2003 г. Государство на первоначальном этапе предоставило возможность практически всем желающим, участвующим в конкурсе и удовлетворяющим определенным условиям, работать на рынке услуг по инвестированию накопительной части трудовой пенсии.

Другим важным участником отношений по инвестированию пенсионных накоплений является специализированный депозитарий, осуществляющий учет ценных бумаг и учет перехода прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, а также хранение сертификатов ценных бумаг. Специализированный депозитарий обязан осуществлять контроль за соответствием деятельности по распоряжению средствами пенсионных накоплений, переданными в доверительное управление управляющим компаниям Пенсионным фондом РФ, требованиям законодательства, иных нормативных актов.

Участниками также являются страховые компании, осуществляющие страхование ответственности управляющих компаний и специализированного депозитария, кредитные организации, на счета которых будут инвестироваться пенсионные накопления, включая размещение денежных средств на депозиты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, аудиторские организации.

Таким образом, задействованы многие финансовые институты. Это, в свою очередь, потребует значительных первоначальных расходов по проведению всего комплекса мероприятий. Это также очень важно и благоприятно для развития финансового рынка. Хотя полной гарантии надежности компаний и вложений никто не обещает, самые необходимые требования защиты от финансовых махинаций будут удовлетворены.

Определены следующие разрешенные активы:

1) государственные  ценные бумаги Российской Федерации;

2) государственные  ценные бумаги субъектов Российской  Федерации;

3) облигации  российских эмитентов, помимо указанных  выше;

4) акции  российских эмитентов, созданных  в форме открытых акционерных  обществ;

5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных  фондов, размещающих средства в  государственные ценные бумаги  иностранных государств, облигации  и акции иных иностранных эмитентов;

6) ипотечные  ценные бумаги, выпущенные в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

7) денежные  средства в рублях на счетах  в кредитных организациях;

8) депозиты  в рублях в кредитных организациях;

9) иностранная  валюта на счетах в кредитных  организациях.

При этом средства пенсионных накоплений не могут быть использованы для приобретения ценных бумаг, во-первых, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и, во-вторых, эмитентами которых выступает какой-либо участник правоотношений по инвестированию пенсионных накоплений, а также банкроты. Кроме того, установлены определенные ограничения, определяющие максимальную долю того или иного актива. Так, максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле не должна превышать 5%, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации; депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10% инвестиционного портфеля; максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10% его капитализации.

Инвестирование пенсионных накоплений по предложенным законодательством направлениям, за исключением вложений в зарубежные активы, можно успешно реализовать только в условиях макроэкономической стабилизации в стране, укрепления позиций рубля, роста валового внутреннего продукта, что и будет являться залогом эффективного функционирования накопительной системы пенсионного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретическое значение исследования пенсионного обеспечения состоит в том, что правовое регулирование пенсий является мощным образованием в праве социального обеспечения. Одни исследователи относят пенсионное право к числу институтов отрасли, другие – к общности институтов, третьи считают подотраслью права социального обеспечения. Практическая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Анализ существующей системы трудовых пенсий свидетельствует о том, что она не лишена недостатков. Многоуровневая система пенсионного обеспечения с использованием накопительного компонента выгодна государству как длительный финансовый ресурс. Она увеличит объем внутренних инвестиций в экономику России. Однако хотелось бы, чтобы властные структуры не забывали конституционную формулу: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», – и результаты экономического роста действительно повлияли бы на уровень пенсионного обеспечения граждан России.

В новой пенсионной системе можно выделить три вида пенсий: 1) государственные пенсии (финансируются из средств федерального бюджета); 2) трудовые пенсии (финансируются за счет поступлений части единого социального налога и обязательных страховых взносов); 3) дополнительные пенсии (финансируются за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц). Таким образом, смысл преобразований состоял в том, что пенсионное обеспечение перестает быть прерогативой государства и теперь за его финансирование ответственны и работодатели, и сами застрахованные.

Поэтому на сегодняшний день назрела необходимость пенсионной реформы, в рамках которой минимальный размер пенсии был бы доведен до уровня прожиточного минимума, размеры пенсий дифференцировались в зависимости от прошлого трудового вклада пенсионера, а взносы, уплачиваемые работодателями в Пенсионный фонд РФ, в составе единого социального налога были бы ограничены. Текущие реформы ПФР опираются на мировой опыт пенсионного страхования, за время которого в мировой практике были разработаны различные модели пенсионных систем. Так, социальная модель предоставляет пенсионерам определенный минимум средств независимо от трудового вклада: стажа работы, уровня оплаты, суммы страховых взносов и т.д. Другие модели пенсионной системы считаются трудовыми пенсиями. Первая устанавливает зависимость величины пенсии от трудового стажа, оплаты труда, суммы страховых платежей. Вторая предполагает формирование пенсии по накопительному принципу: страховые взносы зачисляются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая для увеличения этих средств размещает их на финансовом рынке.

По накопительной системе каждый человек формирует пенсию сам, т.е. его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет специализированной страховой компании. Государство лишь контролирует деятельность компании и обеспечивает правовые гарантии для пенсионных накоплений.

Для развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую институциональную базу, что предлагает определение макроэкономических пропорций и механизмов перераспределения для каждого института пенсионной системы. При этом должно быть обоснование оптимальной доли валового внутреннего продукта, используемое на пенсионное обеспечение, как в целом, так и по отдельным пенсионным институтам на долгосрочную перспективу с учетом совершенствования механизмов, их связи с системой заработной платы и доходов, условиями найма и возрастом выхода на пенсию. Здесь государство должно проводить активную политику в сфере занятости в создании рабочих мест, поощрении малого бизнеса, разработку действенных механизмов делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышение открытости прозрачности информационного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников информации

 

1. Нормативные  правовые акты.

    1. Конституция РФ// Российская газета.− 1993.− 25 декабря.− № 237.
    2. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. 08.05.2013)//СЗ РФ.   − 1998.  − №31. − Ст.3824.
    3. О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах: Федеральный закон от 31.12.2001 №198-ФЗ// Российская газета – 2001 – №245.
    4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части»: Федеральный закон от 09.05.2005 г. №48 - ФЗ.// Российская газета – 2006 – №250.
    5. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ// Российская газета – 2003 – №247.
    6. О государственном пенсионном обеспечении в РФ: Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166 - ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.)//Российская газета. – 2003. – №247.
    7. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части: Федеральный закон от 24.07.2002 г. №111 - ФЗ//Финансы. – 2003. – №1.
    8. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27 - ФЗ (ред. от 09.05.2005 г.).// Российская газета. – 2006. – №250.
    9. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75 - ФЗ (ред. от 09.05.2005 г.)//Российская газета. – 2003. – №247.
    10. Об обязательном пенсионном страховании в РФ: Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 02.02.2006 г.)// Российская газета. – 1996. – №240.
    11. О погребении и похоронном деле: Федеральный закон №8-ФЗ от 12.01.1996 г. (в редакции от 07.01.2000 г.)// Российская газета. – 1996. – №240.
    12. О порядке исчисления и увеличения государственных пособий: Федеральный закон № 113 от 21.07.1997 г.// Российская газета. – 1997. – №241.
    13. О порядке установления размеров стипендий и соц. выплат в РФ: Федеральный закон №122 от 07.08.2002 г.// Российская газета. – 2002. – №246.
    14. О трудовых пенсиях в РФ: Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173 – ФЗ (ред. от 14.02.2005 г., с изм. от 27.06.2005 г.)// Российская газета. – 2001. – №245.
    15. О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1// Российская газета. – 1993. – №237.
    16. О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27.09.2000г. № 1709.// Российская газета. – 2000. – №244
    17. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314// Российская газета. – 2004. – №248.
    18. Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров: Указ Президента Российской Федерации от 18.02.2005 г. №1203.// Российская газета. – 2005. – №249
    19. О передаче в ведение Совета Министров - Правительства Российской Федерации организаций и учреждений: постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 958//Российская газета. – 1993. – №237.
    20. Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно: постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176// Российская газета. – 2005. – №249.

2. Специальная  литература.

  1. Агапова, Т.А. Макроэкономические аспекты реформирования пенсионной системы / Т.А. Агапова// Страховое ревю, – 2001. –№3. – С. 15–16
  2. Азарова, Е.А., Кондратьева, З.М. Новое в пенсионном законодательстве/ Е.А. Азарова, З.М. Кондратьева // Право и экономика, – 2005. – № 2. – С. 23–26.
  3. Алехин, М.С. Нужен национальный пенсионный проект/ М.С. Алехин// Пенсионные фонды и инвестиции. – 2005. – №6. – С. 14–17.
  4. Алехин, М.С. Уникальность российской ситуации/ М.С. Алехин// Финансы. – 2006. – №1. – С. 20–24.
  5. Бончик, В.М. Прогнозирование пенсионных выплат/ В.М. Бончик// Пенсионные фонды и инвестиции. – 2005. – №6. – С. 45–49.
  6. Въюницин, В.И. Беседы о пенсионной реформе/ В.И. Въюницин// Финансы. – 2005. – №7 С. 68–73.
  7. Въюницин, В.И. Пенсионная реформа в России не состоялась/ В.И. Въюницин//Финансовый контроль. – 2006. – №1. – С. 16–20.
  8. Въюницин, В.И. Что ждет пенсионную реформу/ В.И. Въюницин//Пенсия. – 2005. – №4. – С. 51–52.
  9. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, ч. 2. – М.: Эксмо, 2005. – 898с.

 


Информация о работе Этапы становления Пенсионного фонда РФ