Этапы развития Западной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:06, доклад

Описание работы

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 – 1857) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии».
Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую взаимоотношения между социальными институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 23.92 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ               УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

Доклад 

по дисциплине: «Социология»

 

«Этапы развития Западной социологии»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 

группы ВН2-1а

Мардасова С.И.

Проверила: доцент

Авдеева А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

  1. О.Конт  (1798—1857)

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом  Контом (1798 – 1857) в 1842 г. в его главном  произведении «Курс позитивной философии».

   Он считал, что  социология должна рассматривать  общество как некий обладающий  собственной структурой организм, каждый элемент которого должен  исследоваться с точки зрения  полезности для общественного  блага. Этот организм, по его  мнению, действовал в соответствии  с жестокими законами, подобно  закону всемирного тяготения  в физике. В связи с этим  всю социологию О. Конт разделял  на социальную статику (описывающую  взаимоотношения между социальными  институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения  общества).

  Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:

 

-        наблюдение  за ходом проистекания общественных процессов;

-        эксперимент,  т.е. наблюдение за изменениями,  вызванными специально;

-        сопоставление  жизни человечества с животным  миром;

-        сравнение  жизни разных стран и народов  по определенным показателям;

-        исторического  анализа, сопоставления разных  состояний человечества или отдельных  народов в разные исторические  времена.

 

Две идеи, берущие  начало в работах Конта, четко  просматриваются в ходе развития социологии:

1) применение научных  методов для изучения общества;

2) практическое использование  науки для осуществления социальных  реформ.

 

Основные произведения: «Курс позитивной философии» (1842), «Система позитивной политики» (1850—1854).

Значение  Конта. Парадокс заключается в том, что, будучи фактически основоположником социологии как дисциплины, Конт не считается классиком, то есть его учение не является основой какого-либо из ныне существующих основных направлений в социологии.

 

  1. Социологические идеи Г. Спенсера (1820—1903)

 

  Г.Спенсер был одним из самых ярких представителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии». Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

Эволюция для английского  социолога -- это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как в природе, так и обществе.

  С принципом эволюционизма  в спенсеровской социологии неразрывно  связан принцип органицизма - такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом.

    Английский  мыслитель выделил в обществе  три различные подсистемы:

1) поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика);

2) распределительную, определяющую  взаимосвязь между отдельными  частями общества и покоющуюся на разделении труда;

3) регулирующую, обеспечивающую  подчинение отдельных частей  целому (государственная власть).

 

Основные произведения Г. Спенсера: «Социология как предмет изучения», «Основные начала», «Основания социологии». (1896).

Судьба  воззрений.  Взгляды Спенсера, популярные в свое время, позже были отвергнуты, а во второй половине XX в. вновь наметился интерес к его теории, поскольку Спенсер оказался важным предшественником структурного функционализма и системного анализа, занявших первостепенное место в современной социологии

 

  1. Социология Э. Дюркгейма (1858—1917).

 

  Э. Дюркгейм пытался  показать, что общество обладает  собственной реальностью, которая  не может быть сведена к  психологическим фактам. Как он  утверждал, общество – это  «реальность, существующая сама  по себе». Общество противостоит  нашим мыслям и желаниям, потому  что оно обладает объективностью, которая сравнима с объективностью  природы, хотя и не есть то  же самое.

    Суть в его   философско-социологической концепции  состоит скорее в утверждении  определенной исходной позиции:  признании первостепенного и  исключительного значения социальной  реальности в бытии человека, а также в использовании социологических  методов для объяснения этого  бытия.

 

Главные работы: «О разделении общественного труда» (1893; русск. перев. 1900), в которой решается вопрос о том, как в современном обществе с присущей ему дифференциацией функций и профессий, сохранить общезначимую мораль; «Самоубийство» (1897; русск. перев. 1912), содержащая анализ аномии; «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), в которой анализируются религиозные верования как основа упорядоченности примитивного общества. Основатель и издатель «Социологического ежегодника» (1897—1913), вокруг которого объединился ряд ученых, занимавшихся социологией. «Метод социологии" (1895).

Значение  работ Дюркгейма для социологии. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Ввел историко-сравнительный анализ в социологию. В развёрнутой форме представил один из первых вариантов структурно-функционального анализа.

 

  1. Социология Ф. Тённиса (1855 -1936).

 

  Ф. Теннис является родоначальником формально-аналитической школы в социологии. Ее представители (Г. Зиммель, Л. фон Визе) видели главную задачу в конструировании абстрактно-теоретических схем, предназначенных для анализа любых явлений прошлого и настоящего.

    Основу теоретической социологии образуют два ключевых понятия «община» и «общество», которые строятся как парные дихотомические термины, обладающие противоположным содержанием.

  В основу дихотомии двух типологических общественных устройств он положил характер господствующих в них общественных (межличностных отношений).

Отношениям типа «община» присущи такие черты как интимность и доверительность между людьми, привязанность, взаимная симпатия и  т.д.

    Межличностные отношения типа «общество» характеризуется противоположными свойствами - формально-рациональными отношениями между людьми, расчетливостью, ориентацией на получение выгоды и коммерческого успеха.

   Источником двух противоположных типов социальных связей выступает воля человека. В «общине» господствует «естественная» воля, в «обществе» - рациональная.

 

Основные произведения:. Главный труд, “Общность и общество» (1887).

Значение  Тенниса в социологиия:   Последующая германская социология взяла на вооружение противоположность “общности – общества” как универсальную мыслительную схему, открывающую путь к критике современности на базе противоположностей культуры и цивилизации, естественно-органического и искуcственно-механического (технического). В той или иной мере концепция Тённиса оказала влияние на большинство социологических доктрин 20-х годов, особенно на германскую “социологию знания”.

 

  1. Социология М. Вебера   (1864—1920)

 

 По мнению М. Вебера, социология должна учитывать  субъективные аспекты социально-исторических  явлений, т.е. интересы, потребности  и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости.

 

Выделял четыре основных типа социальных действий:

1)     целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия;

2)  ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности;

3)  аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей;

4)  традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.

 М. Вебер утверждал,  что в процессе развития мировой  цивилизации имеет место усиление  рационалистических начал в жизни  общества.

  Большой вклад внес  М. Вебер в развитие политической  социологии, выделив три типа  господства: харизматический, основывающийся  на аффективном действии и  слепой вере в вождя; традиционный  и бюрократический, которые соответствуют  трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному.

 

 

Основные произведения: «Хозяйство и общество» (1919); «Протестантская этика и дух капитализма» (1904); «Хозяйственная этика мировых религий» (1920); «Социология религии (типы религиозных сообществ)» (1921).

Судьба  веберовских воззрений:

- Стал признанным классиком  социологии. 

-  Современная американская  социология сформировалась в  значительной степени благодаря  развитию веберовской концепции свободы от ценностных суждений

- В 70-е годы прошлого  века воззрения в западной  социологии вернулась мода на  Вебера – это явление было  некоторыми названо «веберовским ренессансом».

 

  1. Социология Г. Зиммеля (1858—1918).

 

  В своих работах Г. Зиммель описал и проанализировал множество «чистых» форм социальности, касающихся различных сторон социальных процессов: господство, подчинение, соревнование, моду, конфликт и т.д., социальные типы личности: «циника», «аристократа», «бедняка», «кокотку» и т.д.

   Г. Зиммель известен своими оригинальными исследованиями социального конфликта, феномена моды, городской жизни, культуры и др. В отличии от социал-дарвинистов и марксистов, рассматривающих конфликт как средство борьбы различных социальных групп, немецкий, социолог привлек внимание к позитивным функциям и интегративным аспектам.

 

  Основные работы: «Проблемы философии истории» (1892), «Философия денег» (1900), «Социология» (1908), «Конфликт современной культуры» (1918). В 1906 г. вышла его работа «Религия».

Значение  для социологии:   Зиммель превосходил ряд существенных положений современной социологии групп. Вошел в историю как один из главных представителей формальной социологии и в этом качестве следует в первую очередь рассматривать его значимость для всей социологии. Он способствовал разработке концептуального аппарата социологии, строгости в определении ее главных понятий. Формальная социология оказала существенное влияние на формирование структурно-функционального анализа, символического интеракционизма и других более поздних направлений социологии, в том числе современных.


Информация о работе Этапы развития Западной социологии