Этапы и функции семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.
Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..2
Глава 1 Этапы и функции семьи………………………………………………… ...3
Глава 2 Признаки семьи……………………………………………………………..5
Глава 3 Роль семьи ……………………………………………………………….….6
Глава 4
Основные тенденции в развитии современных брачно-семейных отношений...7
Заключение ………………………………………………………………….……….9
Список используемой литературы ………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

семья как социальный институт.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение ……………………………………………………………………………..2

Глава 1 Этапы  и функции семьи………………………………………………… ...3

Глава 2 Признаки семьи……………………………………………………………..5

Глава 3 Роль семьи  ……………………………………………………………….….6

Глава 4

Основные тенденции  в развитии современных брачно-семейных отношений...7

Заключение  ………………………………………………………………….……….9

Список используемой литературы ………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Социальные  институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Термин "социальный институт" употребляется в самых  разнообразных значениях. Говорят  об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства  и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации  включает в себя ряд моментов:

1) одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т. д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

2) Социальный  институт образуется на основе  социальных связей, взаимодействия  и отношений конкретных лиц  индивидов, социальных групп и  иных общностей. Но он, как и  другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

 Целью данной  контрольной работы является  исследование семьи как социального  института.

Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население  в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Поэтому когда  мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью.

Семья – главный  институт общества. В свою очередь  институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Семья и брак относятся к явлениям, интерес  к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

 

 

Глава 1

Этапы и функции семьи

 

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление  в первый брак - образование семьи; 

2) начало деторождения  рождение первого ребенка; 

3) окончание  деторождения - рождение последнего ребенка;

4) "пустое  гнездо" - вступление в брак  и выделение из семьи последнего  ребенка;

5) прекращение  существования семьи - смерть  одного из супругов.

На каждом этапе  семья обладает специфическими социальными  и экономическими характеристиками.

Функции семьи — это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Среди разнообразных функций семьи важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреационная, социально-статусная, медицинская.

Репродуктивная  функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья — это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения. Социально-демографическая ситуация в России вызывает большую озабоченность. Снижается рождаемость, стареет население, увеличивается количество однодетных и бездетных семей, растет внебрачная рождаемость.

С социализацией  молодого поколения, то есть с передачей ему накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей старших поколений связана воспитательная функция. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации.

Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

В последнее  время наметилось снижение воспитательного потенциала семьи. Воспитательную функцию семьи снижают следующие факторы:

• неполный состав семьи;

• недостаточный  уровень знаний и навыков родителей  по воспитанию детей;

• плохие отношения  между родителями;

• конфликты  не только по вопросам воспитания, но и по иным вопросам;

• вмешательство  родственников в воспитание детей.

Хозяйственная функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

На реализацию хозяйственно-экономической функции семьи непосредственное влияние оказывают денежные доходы и представляемые государством социальные гарантии.

В нашей стране, где невысок уровень механизации  в быту, труднодоступна сеть бытовых  услуг, бытовые проблемы ложатся  в первую очередь на плечи женщин. Женщине приходится нередко совмещать  деятельность в сфере общественного  производства и домохозяйства, особенно в сфере семейного быта. Поскольку государство не способно предоставить выбор предпочтительного для них образа жизни, то решение проблемы двойной занятости женщин должно проходить на уровне семейного консенсуса, в порядке перераспределения семейно-бытовых обязанностей между всеми членами семьи.

Смысл рекреационной функции заключается в том, что семья должна быть тем местом, где человек мог бы чувствовать себя в большей мере защищенным и быть всегда принятым. В условиях ускоряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя психотерапевтическую роль. Она становится "оазисом" спокойствия и уверенности, создает столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.

Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию семейного досуга и отдыха. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Рекреационные аспекты семейной жизни тесным образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и в конечном итоге на само существование брачной пары.

Социально-статусная  функция обеспечивает представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство ее социальной структуры. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т.д. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ его жизни.

Медицинская функция чаще всего носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигаенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медицинским работникам за советами и помощью, выполнять их назначения.

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

Перечисленные функции определяют жизнедеятельность  семьи. Они тесно взаимосвязаны  между собой, хотя их соотношение  и удельный вес могут быть различными. Все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.

 

 

Глава 2

Признаки семьи

 

Термины брак и  семья как в обыденной речи, так и в научных публикациях  находятся рядом, что действительно  правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно  взаимосвязаны. Однако брак и семья - не одно и тоже, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак без семьи.

Брак - это общественное установление, учреждение или, как говорят  социологи, особый общественный институт. Это исторически обусловленное, регулируемое обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающие их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий способов сохранения и развития общества.

Семьей в  социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью  быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию. Иными словами, семья – это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть.

Семья - это прежде всего отношения между её лицами. Мы зачастую не понимаем, что создать  семью – это означает не только найти человека и поставить соответствующий  штампик в паспорт. Создать семью  – это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.

Вопрос о  том, что первично – брак или семья, пока ещё дискутируется. Некоторые  исследователи утверждают, что брак является основой семьи. Каждая перепись населения в России показывает, что  число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин. И это означает, что у нас существует многоженство. По-видимому, одно и то же явление, фактический брак, люди расценивают по разному: женщины его объявляют настоящим, равный юридическому, мужчины же полагают безбрачием.

Из приведенного выше определения семьи следует, что основными являются три её признака:

ü брачные или кровнородственные связи между всеми её членами;

ü совместное проживание в одном помещении;

ü общий семейный бюджет.

 

Глава 3

Семейная  роль

 

Для понимания  семьи как социального института  большое значение имеет анализ ролевых  отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей  человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями  индивида в семейной группе и подразделяем ости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи.

Информация о работе Этапы и функции семьи