Эрик Берн о механизмах социальной регуляции поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 18:01, реферат

Описание работы

Классический психоанализ сложен, юнгианский психоанализ запутан, а люди всегда тянутся к чему-то простому и понятному. Как формулировал сам автор данного подхода, Эрик Берн, трансактный анализ – это упрощенный, дешевый вариант психоанализа, «психоанализ для домохозяек». Последователи трансактного анализа называют его коротко: ТА ("тэа").

Содержание работы

Введение 3
Эрик Берн 4
Теория трансакционного анализа 8
Заключение 17
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

сема социология.docx

— 51.26 Кб (Скачать файл)

• позитивными: "Вы мне  симпатичны", "Какая вы милая";

• негативными: "Ты мне  неприятен", "Ты сегодня плохо  выглядишь";

• условными (касаются того, что человек делает и подчеркивают результат): "Вы хорошо это сделали", "Ты бы мне больше нравился, если бы..."

• безусловными (связаны с тем, кем человек является): "Вы специалист высшего класса", "Я принимаю тебя таким, какой ты есть";

• фальшивыми (внешне они  выглядят как позитивные, а на самом  деле оказываются ударами): "Вам, конечно же, понятно, что я вам  говорю, хотя вы и производите впечатление  недалекого человека", "Вам очень  идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками".

Любое взаимодействие людей  содержит поглаживания и удары, они  составляют банк поглаживаний и ударов человека, который во многом определяет самооценку и самоуважение. Каждый человек нуждается в поглаживаниях, особенно остро эту потребность  испытывают подростки, дети и старики. Чем меньше физических поглаживаний получает человек, тем более он настроен на психологические поглаживания, которые  с возрастом становятся более  дифференцированными и изощренными. Поглаживания и удары находятся  в обратной зависимости: чем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает ударов, и чем  больше человек принимает ударов, тем меньше он отдает поглаживаний.

"Трансакции" - все  взаимодействия с другими людьми  с позиции той или иной роли: "Взрослого", "Родителя", "Ребенка". Различают дополнительные, перекрестные  некрытые трансакции. Дополнительными  называются трансакции, соответствующие  ожиданиям взаимодействующих людей  и отвечающие здоровым человеческим  отношениям. Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем  дверью. В этом случае на стимул дается реакция, активизирующая неподходящие "эго-состояние". Скрытые трансакции включают более двух "эго-состояний", сообщение в них маскируется  под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических  игр.

"Вымогательство" - способ  поведения, с помощью которого  люди реализуют привычные установки,  вызывая у себя отрицательные  чувства, как бы требуя своим  поведением, чтобы их успокаивали.  Вымогательство - это обычно то, что  получает инициатор игры в  ее конце. Так, например, обильные  жалобы клиента направлены на  получение эмоциональной и психологической  поддержки со стороны окружающих.

"Запреты и ранние  решения" - одно из ключевых  понятий, означающее послание, передающееся  в детстве от родителей к  детям из "эго-состояния" "Ребенок"  в связи с тревогами, заботами  и переживаниями родителей. Эти  запреты можно сравнить с устойчивыми  матрицами поведения. В ответ  на эти послания ребенок принимает  то, что называется "ранние решения", т.е. формулы поведения, вытекающие  из запретов. Например, "Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе  будет плохо". - "А я буду  высовываться".

"Жизненный сценарий" - это жизненный план, напоминающий  спектакль, который личность вынуждена  играть. Он включает в себя:

родительские послания (социальные нормы, запреты, правила  поведения). Дети получают от родителей  вербальные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д. При этом родительские сценарии могут быть: конструктивными, деструктивными и непродуктивными;

• ранние решения (ответы на родительские послания);

• игры, которые реализуют  ранние решения;

• вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;

• ожидание и предположение  того, чем закончится пьеса жизни.

"Психологическая позиция  или основная жизненная установка"  -совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выделяют следующие основные позиции:

1. "Я благополучен - ты  благополучен" - это позиция полного  довольства и принятия других. Человек находит себя и свое  окружение благополучным. Эта  позиция удачливой, здоровой личности. Такой человек поддерживает добрые  отношения с окружающими, принят  другими людьми, отзывчив, вызывает  доверие, доверяет другим и  уверен в себе. Такой человек  умеет жить в изменяющемся  мире, внутренне свободен, избегает  конфликтов и не тратит время  на борьбу с самим собой  или с кем-то из окружающих. Человек с такой позицией считает,  что жизнь каждого человека  стоит того, чтобы жить и быть  счастливым.

2. "Я неблагополучен - ты неблагополучен". Если человек  был окружен вниманием, теплом  и заботой, а затем в силу  каких-то жизненных обстоятельств  отношение к нему радикально  меняется, то он начинает ощущать  себя неблагополучным. Окружение  также воспринимается в негативном  ключе.

Эта позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь воспринимается бесполезной и полной разочарований. Такая позиция может складываться у ребенка, лишенного внимания, заброшенного, когда окружающие безразличны к  нему, или у взрослого, который  понес большую утрату и не располагает  ресурсами для собственного восстановления, когда окружающие отвернулись от него и он лишен поддержки. Многие люди с установкой "Я неблагополучен - ты неблагополучен" проводят большую  часть жизни в наркологических,

психиатрических и соматических стационарах, в местах лишения свободы. Для них типичны все нарушения здоровья, вызванные саморазрушающим поведением: непомерное курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Человек с такой установкой считает, что и его жизнь и жизнь других людей вообще ничего не стоит.

3. "Я неблагополучен - ты благополучен". Человек с  негативным образом собственного "Я" отягощен происходящими  событиями и принимает на себя  вину за них. Он недостаточно  уверен в себе, не претендует  на успех, низко оценивает свой  труд, отказывается брать на себя  инициативу и ответственность.  Он ощущает себя полностью  зависимым от окружающих, которые  представляются ему огромными,  все сильными, благополучными фигурами. Человек с такой позицией считает,  что его жизнь немногого стоит  в отличие от жизни других, благополучных людей.

4. "Я благополучен - ты  неблагополучен". Эта установка  надменного превосходства. Данная  фиксированная эмоциональная установка  может сформироваться как в  раннем детстве, так и в более  зрелом возрасте. Формирование установки  в детстве может складываться  по двум механизмам: в одном  случае семья всячески подчеркивает  превосходство ребенка над другими  ее членами и окружающими. Такой  ребенок растет в атмосфере  почитания, всепрощения и принижения  окружающих. Другой механизм развития  установки срабатывает, если ребенок  постоянно пребывает в условиях, угрожающих его здоровью или  жизни (например, при плохом обращении с ребенком), и когда он восстанавливается после очередного унижения (или для того, чтобы просто выжить), он заключает: "Я благополучен" - чтобы освободиться от своих обидчиков и тех, кто не защитил его "Ты не благополучен". Человек с такой установкой считает свою жизнь весьма ценной и не ценит жизнь другого человека.

Трансактный анализ включает:

• Структурный анализ - анализ структуры личности.

• Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между  людьми.

• Анализ психологических  игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу -выигрышу.

• Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ "эго-позиции", который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники  ролевых игр.

Особо выделяются две проблемы: 1) контаминации, когда смешиваются  два разных "эго-состояния", и 2) исключения, когда "эго-состояния" жестко отграничены друг от друга.

В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).

Цели коррекции. Главная  цель - помощь клиенту в осознании  своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к  поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и  помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.

Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр  взаимодействия, допускающие откровенность  и близость.

Конечная цель - достижение автономии личности, определение  своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и  чувства.

Позиция психолога. Основная задача психолога - обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к "эго-состоянию" "Взрослый" в клиенте, не потакает капризам "Ребенка" и не успокаивает разгневанного "Родителя" в клиенте.

Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится  защититься от собственной неуверенности  от проблем.

Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.

Клиент решает, какие  убеждения, эмоции, стереотипы поведения  он должен изменить в себе, чтобы  достигнуть намеченных целей. После  пересмотра ранних решений клиенты  начинают думать, вести себя и чувствовать  по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих  сторон: психолога и клиента.[3]

 

 

Заключение

Область применения трансактного анализа очень широка: клиническая психиатрия, групповая, индивидуальная и семейная психотерапия, коммуникационный тренинг и подготовка управленческих кадров. В качестве достоинств трансактного анализа отмечают доступную терминологию, которая позволяет работать с разными категориями людей. Трансактный анализ легко сочетать с другими направлениями психологии. Особенно часто этот подход комбинируют с гештальт-терапией и психодрамой.

Положительной стороной данного  вида терапии является и то, что  ответственность за изменения несет  пациент. Заключение контракта и  постановка определенной цели - еще  один плюс трансактного анализа. Это дает возможность терапевту и пациенту определить, после достижения каких результатов можно завершить терапию. Между тем, трансактный анализ критикуют за его упрощенность и схематизм, а также отсутствие разработанной методики практической работы и недостаточное количество эмпирических исследований.

Тем не менее, данное направление  продолжает развиваться и находить все новые области применения. Так, недавно получил распространение  трансактный анализ организаций, задачей которого стало изучение групповой динамики организации и подготовка персонала. Международная Ассоциация Трансактного Анализа продолжает пополняться новыми членами. Европейская Ассоциация Трансактного Анализа занимается пропагандой этого подхода в Европе.

В России переводятся и  издаются книги учеников Э. Берна. В 2005 г. в Москве был открыт Институт Трансактного Анализа, объединивший российских психотерапевтов, психологов-консультантов, бизнес-тренеров и других профессионалов в данной области. Таким образом, трансактный анализ сохраняет свое место и роль в современной психотерапии.[4]

 

Опрос ФОМ. «Любовь или ревность?»

Треть опрошенных (37%) утверждают, что лично им чувство ревности неведомо – они никогда и никого не ревновали. Признают, что им приходилось испытывать ревность, 57% опрошенных – причем две пятых из них (22% по выборке) говорят, что такое случалось часто.

В целом по выборке половина респондентов, хотя бы однажды переживавших чувство ревности (27%), сами себя считают  ревнивыми, а половина (30%) – неревнивыми. А вот среди тех, кто чувство  ревности испытывал часто, ревнивыми  себя называют более четырех пятых. Иными словами, большинство ревнующих  россиян, по всей видимости, склонны  считать ревность чертой собственного характера, а не чувством, вызванным, скажем, провоцирующим поведением любимого человека. И в целом считающие  себя ревнивцами несколько чаще говорили, что в жизни им собственная  ревнивость мешала, чем утверждали обратное – хотя и ненамного чаще: 15% против 11%.

Любопытно, но, согласно данным, статистически ревнивость никоим образом  не связана с полом. Значимым параметром оказался возраст: чем моложе люди, тем чаще они заявляют, что это  чувство им знакомо и присуще. Так, среди респондентов пожилого возраста почти половина (47%) утверждают, что  никогда не испытывали ревности, среди  молодых же об этом говорят только треть (30%). Последние, кроме того, со значительно большей готовностью признают себя ревнивцами. Возможно, сегодня ревность стала считаться более приемлемым чувством, нежели раньше? Впрочем, можно выдвинуть и другие гипотезы, объясняющие обнаруженные возрастные различия, но каждая из них требует проверки.

Информация о работе Эрик Берн о механизмах социальной регуляции поведения человека