Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:08, контрольная работа

Описание работы

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). В отличие от математики, физики или истории, социология конституируется как наука только в XIX веке. Но это, разумеется, не означает, что никогда ранее человечество не обращалось к социологической проблематике.

Содержание работы

1. Содержание 2
2. Введение 3
3. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 4
4. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма- поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 10
5. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 16
6. Заключение. 17
7. Список использованной литературы. 18

Файлы: 1 файл

контрольная работа по социологии.docx

— 41.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Основное  содержание социологической теории Э. Дюркгейма- поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.

Тема  социальной солидарности- главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него- синоним общественного  состояния. Работа «О разделении общественного  труда» была написана в 1893 году. В ней  Дюркгкейм предпринял попытку построения оригинальной социологической теории. В ее основание он положил понимание  общества как самодостаточной, объективно существующей, независимой от ее членов величины. Первичность общества по отношению к составляющим его  индивидам является одной из характерных  черт социологии Дюркгейма. В признании  первичности социальной организации  он схож с Марксом. Основная цель работы – доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного  труда.4[стр. 175]

По мнению Дюркгейма, общество – это солидарность, или объединение людей в единый организм, существующий над ними и  независимо от их непосредственного  желания. Солидарность одно из основных понятий социологии, оно указывает  на те связи, которые соединяют людей  в обществе. Солидарность выполняет  в обществе функцию объединения  разрозненных индивидов. До появления  общества с его солидарностью  человечество являло собой неорганизованную массу пралюдей. Благодаря солидарности люди объединены общими интересами и  общей деятельностью, они образуют группы и сообщества, имеют возможность  прогрессивно развиваться.

Анализируя  солидарность, Дюркгейм создал типологию  общества. Подобно Конту и Спенсеру, он считает, что человечество прошло две стадии в своем развитии. Каждая из них сопряжена с определенным типом солидарности. Первый тип солидарности – солидарность механическая, ей соответствует  сегментарный тип общества. Второй тип солидарности – солидарность органическая, она характерна для  организованного типа общества.

Механическая  солидарность преобладает, по Э. Дюркгейму, в архаических или примитивных  обществах. Это солидарность вследствии сходства. Члены общности или общины притягиваются друг к другу благодаря  тому, что у них очень много  общего – язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания, в  одинаковых ситуациях они испытывают одни и те же чувства. Механической солидарностью легко управлять. При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается  коллективным.

Органическая  солидарность, складывающаяся в более  развитых, продвинутых обществах, - это продукт дифференциации функций  его членов, углубления разделения общественного труда. Люди здесь  – чем дальше, тем сильнее –  отличаются друг от друга по самым  разным характеристикам. Однако именно вследствии этого они все сильнее  нуждаются друг в друге, не могут  друг без друга обойтись – обмен  функциями, деятельностью и ее продуктами приводит к все более глубокой взаимозависимости, а значит, к все  большему сцеплению этих «социальных  частиц». Разделение труда здесь  понимается не только как чисто экономическое, но, скорее, универсальное, всеобъемлющее  социальное явление. Каждый из людей  по отдельности несовершенен, дополняя же друг друга, они создают мощную интеграцию. Такой тип солидарности называется «органическим» по аналогии с органами живого существа, каждый из которых не похож на другие и  выполняет свои специфические функции, и лишь только все вместе они создают  возможности для функционирования организма как целого. Возникновение  человеческой индивидуальности возможно лишь там, где доминирует органическая солидарность.

Общая схема  дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ.

Таблица 1.5[стр.93]

  1. Морфологическая (структурная) основа

Основана на сходствах (преобладает  в менее развитых обществах)

Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)

 

Сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориальной основе)

Организованный тип (слияние рынков и рост городов)

 

Слабая взаимозависимость (относительно слабые социальные связи)

Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)

 

Относительно малый объем населения

Относительно большой объем населения

 

Относительно низкая материальная и  моральная плотность

Относительно высокая материальная и моральная плотность

  1. Типы норм (воплощенные в праве)

Правила с репрессивными санкциями

Правила с реститутивными санкциями

 

Преобладание уголовного права

Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)

  1. а. Формальные признаки коллективного сознания

Большой объем

Малый объем

 

Высокая интенсивность

Низкая интенсивность

 

Высокая определенность

Низкая определенность

 

Власть группы абсолютна

Большой простор для индивидуальной инициативы и рефлексии

в. Содержание коллективного сознания

Высокая степень религиозности

Возрастающая светскость

 

Трансцендентность (господство над интересами и беспрекословность)

Ориентированность на человека (связь  с интересами человека и открытость для обсуждения)

 

Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого

Приписывание высшей ценности достоинству  индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости

 

Конкретность и легальный характер

Абстрактность и общий характер


Разделение  труда обуславливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создаваемых разделением  труда, вызывает чувства зависимости  друг от друга, солидарности, связи  с обществом. При этом коллективное сознание принимает новые формы  и изменяет свое содержание. Оно  уменьшается в объеме, его интенсивность  и степень определенности также  уменьшаются, по содержанию оно все  более превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида.

Причиной  разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий  интенсивность социальной жизни. Возрастание  «физической плотности», а также  «объема» обществ было неразрывно связано, по его мнению, с увеличением уровня социального взаимодействия, которое  приводит, в конечном счете, к разделению труда. С ростом населения увеличивается  и борьба за существование, в этих условиях разделение труда – единственное средство сохранения и поддержания  данного общества, создания общественной солидарности нового типа, представления  обществу возможности развиваться  в прогрессивном направлении.6[стр.23]

Вывод Дюркгейма  состоял в том, что причинно-следственные отношения не являются простыми и  однолинейными, а включают множество  переменных, что причинное объяснение социальных фактов не должно полностью  игнорировать ценностный аспект социальной жизни, хотя и не может всецело  на нем базироваться. Тот факт, что  Дюркгейм настаивал на постулате  объяснения социального социальным, не позволил ему выйти за рамки  констатации взаимодействия между  факторами и установить истинную причинную зависимость явлений. Последняя могла быть установлена  только в сфере более глубокого  анализа, поскольку только подход к  обществу как взаимодействию различных  сторон единой общественно-экономической  формации позволяет установить зависимость  между ними как между определяющей причиной и произведенными следствиями.

Дюркгейм  же исходил из философского принципа, что явления одного уровня не возникают  из явления другого уровня. Эта  его установка принципиально  исключала возможность обращения  при объяснении социальных явлений  к явлениям другого, более высокого порядка, к явлениям более фундаментальным, т.е. экономическим явлениям общества. Поэтому Дюркгейму и не удалось  собственно-причинное объяснение разделения труда. Он коснулся лишь взаимодействия различных факторов в пределах социальной сфере, не восходя к тому уровню, на котором только и можно найти  истинные причины разделения труда.

Последнее следовало искать, прежде всего в  условиях экономической жизни классового общества, в конкретном характере  его производственных отношений, которые  и детерминируют процесс разделения труда. Дюркгейм отрицал прочность  и устойчивость экономических связей, их способность создавать общество, определять его характер и обеспечивать длительность существования. Поэтому  он и исследовал разделения труда  не с экономической, а с моральной  точки зрения, считая разделение труда, которое он отождествлял с ростом специализации, - основным фактором, создающим  общественную солидарность, т.е. общество.

 

Что такое парадигма в социологической  интерпретации? Какие парадигмы  можно выделить в социологии?

Происхождение термина «парадигма» связано  с исследованием американским историком  Томасом Куном характера изменений  в науке. Согласно Куну, парадигмы- это  общие способности видения мира, база, на основании которой определяется, какого рода научные теории являются приемлемыми для исследований. В  социологии та или иная парадигма  характеризует определенную социологическую  школу. Каждая школа является относительно самодостаточной и использует собственные  методы и теории.

Все социологические  теории подразделяются на две большие  группы: первую образуют макросоциологические  парадигмы, которые рассматривают  функционирование общества как единого  целого, вторые- это микросоциологические парадигмы, в которых основное направлено на изучение человеческого поведения  как социального действия.

К основным макросоциологическим парадигмам относятся  функционализм и конфликтная  социология. Наиболее известные микросоциологические парадигмы- символический интеракционизм, теория обмена, феноменология, этнометодология.

Разграничения между макро- и микросоциологическими  парадигмами весьма условно, попытка  ликвидировать различия между структурными парадигмами и парадигмами социального  действия предпринимается в теории структурации Э. Гидденса.

Функционализм в том или ином виде присутствовал  во всех социальных теориях, предполагавших системное исследование общества. Элементы общества выделялись по принципу органов, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Многие черты  функционального подхода можно  найти уже у Платона и Аристотеля, а также у Конта, Спенсера и  Дюркгейма.7[стр.16]

 

Заключение.

Дюркгейм- один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и  предмета преподавания. Влияние его  идей присутствует в самых различных  отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей. Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

 

Список  использованной литературы.

  1.  Социология: учебник для вузов/ Под ред.проф. В.Н. Лавриненко.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-448с.- (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  2. Социология. Учебник для вузов/ Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Г.С. Батыгина.- М.: NOTA BENE, 2000.
  3. Социология. Под редакцией Г.В.Осипов.- М.: Академический Проект, 2008.-508с.
  4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под. ред. проф. Ю.Г.Волкова.-3-е изд.-М.: Гардарики, 2008-512с.
  5. Гофман А.Б., Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд.-М.: Книжный дом «Университет», 2001.-216с. (Библиотека http://www.socioline.ru)
  6. Иванов Д.В. Парадигмы в социологии: Учебное пособие- Омск, изд. омГУ, 2005.-72с.
  7. Кравченко А.И. История социологии: учеб.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.

 

 

 

 

 

1 Социология: учебник для вузов/ Под ред.проф. В.Н. Лавриненко.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-448с.- (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

2 Кравченко А.И. История социологии: учеб.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.

3 Социология. Учебник для вузов/ Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Г.С. Батыгина.- М.: NOTA BENE, 2000.

4 Гофман А.Б., Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд.-М.: Книжный дом «Университет», 2001.-216с. (Библиотека http://www.socioline.ru)

5 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под. ред. проф. Ю.Г.Волкова.-3-е изд.-М.: Гардарики, 2008-512с.

6 Социология. Под редакцией Г.В.Осипов.- М.: Академический Проект, 2008.-508с.

7 Иванов Д.В. Парадигмы в социологии: Учебное пособие- Омск, изд. омГУ, 2005.-72с.

 


Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества