Элитарная и массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 18:09, реферат

Описание работы

Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: культура в масштабах человечества, акцент на социокультурных суперсистемах, внутреннее многообразие; культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах. [1]
В рамках отдельного общества можно выделить:
высокую культуру (элитарную);
народную (фольклорную) культуру, в их основе лежит - различный уровень образованности индивидов;
массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

Содержание работы

I.Введение……………………………………………………………………...3
II.Элитарная и массовая культура.
1.Понятие массовой и элитарной культуры………………………………...5
2.Отличие элитарной культуры от массовой…………………………….....7
3.Жанры массовой культуры………………………………………………….9
4.Особенности элитарной культуры………………………………………...10
5.Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени…………………………………..……………………………………...12
III.Заключение……………………………………………………………..…16
IV.Список используемой литературы……………………

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.92 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

I.Введение……………………………………………………………………...3

II.Элитарная и массовая культура.

1.Понятие массовой и элитарной культуры………………………………...5

2.Отличие элитарной культуры от массовой…………………………….....7

3.Жанры массовой культуры………………………………………………….9

4.Особенности элитарной культуры………………………………………...10

5.Основные проявления и направления массовой культуры нашего     времени…………………………………..……………………………………...12

III.Заключение……………………………………………………………..…16

IV.Список используемой литературы………………………………………18

 

Введение

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).

Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.

В современных условиях многие западные социологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры.

Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: культура в масштабах человечества, акцент на социокультурных суперсистемах, внутреннее многообразие; культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах. [1]

В рамках отдельного общества можно выделить:

  • высокую культуру (элитарную);
  • народную (фольклорную) культуру, в их основе лежит - различный уровень образованности индивидов;
  • массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

Я выбрала тему реферата: «Элитарная и массовая культура», потому что хотела побольше узнать о этих двух направлениях в культуре.

При написании данного реферата, поставлено несколько целей:

  • рассмотреть основные принципы элитарной и массовой культуры;
  • рассмотреть направления культур, их особенности;
  • выявить взаимосвязи между массовой и элитарной культурами.

 

1.Понятие  массовой и элитарной культуры

Элитарность и массовость имеют равное отношение как к феноменам культуры.

Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий. [2]

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

  • средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  • средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  • технические средства коммуникации (интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, это и снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса. К основным составляющим массовой культуры относят:

  • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
  • систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека.

Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, включающая в себя искусство для искусства, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Пласт элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью «верхушки» общества — элиты. Художественная теория считает элитой представителей интеллектуальной среды, деятелей науки, искусства, религии. Поэтому элитарная культура связана с частью общества, наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего положения.

Круг потребителей элитарной культуры — высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, искусствоведы, художники, музыканты и т.п. Другими словами, она функционирует в среде интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. Поэтому уровень элитарной культуры опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Как правило, она выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве, а ее восприятие требует специальной подготовки, характеризуется эстетической свободой, коммерческой независимостью творчества, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира. [2]

Элитарная культура сознательно ограничивает круг ценностей, признавших их истинными и «высокими», последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом и т.п. Более того, она нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в ней, на разрушении сложившихся в ней стереотипов и шаблонов, на демонстративной самоизоляции.

 

 

2. Отличие элитарной  культуры от массовой

Элитарная культура создается профессионалами узкой области деятельности, она является привилегированной частью того общества, которое ее и сформировало. Элитарная культура не понятна толпе, поэтому стоит особняком, отвечая потребностям отдельной группы населения. Знаменитые «Дягилевские русские сезоны» в Париже, учение Ф. Ницше, мир рокеров, клуб великих спортсменов, научные и творческие объединения – все это продукты элитарной культуры. Они создаются настоящими профессионалами, каждый из них – сложный для массового восприятия продукт. Создатели продуктов элитарной культуры не преследуют цель, заработать на них. Для них гораздо ценнее творческая реализация.

В отличие от элитарной культуры, массовая культура является частью общей культуры, своеобразным индикатором всех сторон общества в целом, а не отдельного его класса. Она характеризуется большим количеством потребителей и огромной социальной востребованностью.

Чтобы привести яркое отличие элитарной культуры от массовой культуры, можно упомянуть музыку великого Л. Бетховена. Ее исполнение в зале филармонии интересно только настоящим ценителям классики, а вот обычная аудитория меломанов предпочтет услышать продукт массового потребления, воспроизведенный в упрощенном виде, звучащий, например, на CD-диске или в мобильном телефоне.

Массовая культура все упрощает, делает доступным и понятным всем без исключения. В отличие от элитарной культуры, массовая культура носит коммерческий характер, очень часто отдельные ее продукты приносят своим создателям неплохую прибыль. В качестве самых распространенных образцов можно привести следующие примеры: популярные песни, детективы, среднестатистические фильмы и любая реклама.

Итак, несколько отличий:

    • Продукт элитарной культуры создается профессионалами и является частью привилегированного общества, массовая культура – часть общей культуры, показатель развития всего общества, а не отдельного его класса.
    • Элитарная культура стоит особняком, массовая культура имеет огромное количество потребителей.
    • Понимание ценности продукта элитарной культуры требует наличие определенных профессиональных навыков и умений, массовая культура носит утилитарный, понятный широкому слою потребителей характер.
    • Создатели продуктов элитарной культуры не преследуют материальную выгоду, они мечтают только о творческой самореализации, продукты массовой культуры приносят большую прибыль своим создателям.
    • Массовая культура обезличивает общество, элитарная, наоборот, воспевает яркую творческую индивидуальность. [4]

 

 

3.Жанры массовой  культуры

Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть 
занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и 
деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность задается 
жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая 
фактура продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки 
зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо 
сделанной, она должна быть совершенной — только в этом случае ей обеспечен читательский и коммерческий успех. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и, самое главное, — отчетливое членение на 
жанры. Это хорошо видно на примере массового кинематографа. Жанры 
четко разграничены, и их не так много. Главные из них: детектив, 
триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, фантастика, и т.д.

Жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом — внутренней структурой, но при этом в них может отсутствовать глубокий смысл. [3]

В ХХ в. массовая культура заменила фольклор, который тоже в 
синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это 
показал в 1920-х гг. В. Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и 
показавший, что в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая 
структурная схема, которую можно формализовать и представить в 
логических символах.

Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и 
ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. 
Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть 
захватывающим и опасным. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так 
часто повторяются. 

Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты в 
окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты 
советского кино — «Чапаев», «Адъютант его превосходительства», 
«Семнадцать мгновений весны» — провоцировали в массовом сознании 
бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про 
Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры формируют вокруг 
себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты 
про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих 
текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми, 
элементами повседневной жизни языка.

Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может.

 

 

4.Особенности  элитарной культуры

Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова, элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, и т.п. Философы рассматривают элитарную культуру, как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:

Информация о работе Элитарная и массовая культура