Экономические основы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент в социальной работе является одним из видов социального управления, т. е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК. Данное понятие одновременно многозначное и выражает разные стороны, грани, аспекты управления.

Содержание работы

Введение.
Сущность социального управления.
Инструменты практического управления.
Понятие «Культура управления».
Основа мотивации трудового поведения.
Социальная политика.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Экономические основы социальной работы Саша.docx

— 40.29 Кб (Скачать файл)

 

Основа мотивации трудового  поведения.

 

Такой основой считается  мотивация труда, которая трудового  поведения представляет собой одну из важнейших функций управления людьми. Внешние относительно «человека  работающего» средства, которые в  той или иной мере побуждают его  в процессе труда, называются стимулами. Любой стимул определенным образом  воспринимается конкретным человеком, «проходят через его сознание»  и может побуждать или не побуждать  его к деятельности, работе, труду. Внутренние побудители считаются мотивами. Процесс применения системы стимулов и соответственно возникновения  мотивов, побуждающих человека к  до­стижению личных и/или групповых (коллективных) целей, задач представляет собой стимулирование, мотивацию. В современной науке и практике управления чаще применяется понятие «мотивация», поскольку приходится учитывать индивидуальные и групповые (коллективные) потребности людей.

Первым предложил иерархическую  модель мотивации американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970). В соответствии с этой моделью высшие потребности могут направлять поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его более «низкие» потребности («Мотивация и личность», 1954 г.). Иерархия потребностей, по Маслоу, имеет следующий вид:

1) физиологические потребности  (в пище, воде, убежище, отдыхе, сексе);

2) потребность в безопасности (защита от физических и психологических  опасностей со стороны окружающего  мира);

3) потребности в любви  и привязанности (потребности  в принадлежности к чему-нибудь  или кому-нибудь, во взаимопонимании,  взаимодействии, привязанности и  поддержке);

4) потребности в признании  и оценке (самоуважение, уважение  со стороны окружающих, признание  своих качеств, результатов, достижений, компетентности);

5) потребность в самоактуализации, самовыражении (потребности в реализации своих потенциальных возможностей, росте как личности).

Руководители как ведущая  сила в социальном управлении вынуждены  считаться с индивидуальными  особенностями своих работников, «улавливая» их мотивы и антимотивы. Последние представляют значи­тельный интерес, прежде всего с практической точки зрения: зная их, можно определить, какие потребности «человека работающего» не удовлетворяются или удовлетворяются в незначительной мере. По сути дела, «совершенствование мотивации труда» сводится к следующему: выявление мотивов и антимотивов; выработка мер, направленных на снижение роли и количества антимотивов; практическая реализация мер, способствующих преодолению антимотивов, антимотивации.

В научных исследованиях, в практической деятельности используется методология выявления не только индивидуальных мотивов, но и обобщенных (усредненных), для изучения мотивации  трудового поведения руководителей  той или иной конкретной системы  социальной защиты, специалистов по социальной работе, «полевых» социальных работников.

 

 

Социальная политика.

Социальная политика разрабатывается  и реализуется на основе социальной доктрины. Она может быть охарактеризована как совокупность мер, направленных на решение социальных проблем, выделение  приоритетов на этом пути, поиск  ресурсов и эффективных путей достижения социальных целей.

  В узком смысле  социальная политика рассматривается  в контексте социального администрирования  и относится к комплексу мер,  предоставляемых социальным государством  населению в аспектах занятости  и социальной защиты, здравоохранения,  образования. 

       В широком смысле социальная политика может рассматриваться как интеграция механизмов и способов, посредством которых исполнительная власть, центральное и региональные правительства, а также органы местной власти влияют на жизнь населения, способствуют социальному равновесию и стабильности.

     Цель социальной политики — создание благоприятного социального климата и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и рост качества жизни всех граждан.

    Социальная политика — это деятельность государства в социальной сфере, которая направлена на объединение усилий всех субъектов хозяйственных и управленческих структур, всего населения в целях решения социальных задач.

    Она реализует права граждан через государственное регулирование (законодательное, программно-целевое, материально-финансовое и т.п.) на достойные условия жизни, на свободное участие в жизни общества, выявляя социальный аспект во всех действиях разных субъектов управления. Механизм выработки и реализации социальной политики включает в себя государственную идеологию, право, социальные стандарты, экономические средства, культуру, психологию, демографию, национально-этнические регуляторы (организационные, региональные, местные, территориальные).

 

   На характер социальной  политики оказывает влияние ее  особое отношение к управлению. Успешность современного специалиста  в любой отрасли обусловлена,  в том числе, знаниями в области  теории и методологии социального менеджмента и даже некоторыми практическими навыками по разрешению конкретных социальных проблем посредством принятия и освоения механизмов реализации управленческих решений. Административные знания, знания программ и проектов, управленческих концепций перестают быть прерогативой руководящего центра и становятся собственностью местных сообществ, совершенствуя муниципальный менеджмент.

   Функции социального  менеджмента - это социальное  планирование, социальное стимулирование, социальный контроль, социальная  организация. Новая культура управления, предпринимательства включает научное  проектирование, социальные стратегии,  математическое моделирование, направленные  на более полное применение  социальных ресурсов. Муниципальный  менеджмент затронул местное  самоуправление, муниципальные образования,  где радикальным образом поменял  качество отношений между жителями  территорий, органами местного самоуправления, индустриальными и финансовыми  группами.

   Качественные преобразования  произошли и в умах многих  администраторов, которые в своей  массе становятся профессионалами,  способными оказывать эффективное  воздействие на темпы социально-экономического  развития территорий.

   Социальная политика - это социальный менеджмент на  макроуровне. Она имеет целый  ряд направлений и реализуется  комплексными структурами. Социальная  политика была и продолжает  оставаться аналитической и управленческой  практикой, нацеленной на познание  и улучшение социального мира. Власть экспертов, конструирование  «социальных проблем», вмешательство  в жизни людей ради их или  общественного блага все чаще  становятся объектом анализа  и критики. Такие навыки тоже  становятся частью компетенции  социального менеджера. 

Теория и типология  социальной политики

   Проблемы социальной  политики, социального развития  и социальных профессий исследовались  в мировой социологии в рамках  концепции государства всеобщего  благосостояния или социального  государства (welfare state). В узком смысле понятие «welfare state» относится к системе социального обеспечения, а в широком обозначает государственную систему программ, пособий и услуг, которые помогают людям удовлетворить те социальные, экономические, образовательные и медицинские потребности, которые являются фундаментальными для поддержания стабильности общества.

   В исследовании  социальной политики важны классические  идеи происхождения и сущности  социальных институтов и социального  порядка, сформулированные М.  Вебером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем, П. Сорокиным. Напрямую ученые подошли к рассмотрению социальной политики в середине XX века одновременно   с   анализом   социального   государства и социальной справедливости. Среди первых социологических объяснений социального государства необходимо отметить следующие:

  а) гражданская точка  зрения, представленная в работах  Т. Маршалла: государству необходимо  обеспечить минимальную социальную  поддержку, чтобы гарантировать  подобающее участие индивида  в либеральном демократическом  обществе;

  б) функционалистская перспектива Т. Парсонса: государственное вмешательство средствами социальной политики необходимо для разрешения конфликта в развитых индустриальных обществах;

  в) марксистский подход: государство всеобщего благоденствия  играет идеологическую роль в  легитимации капиталистических  социальных отношений, индивиды  поддерживают государство и капиталистическую  экономическую систему, поскольку  они уверовали в благополучие, предоставляемое капиталистическим  государством.

   В конце 1960-х  - начале 1970-х годов на Западе  в первой волне сравнительных  социальных исследований был  сделан вывод, что рост и  масштабы социального государства  являются неотъемлемыми результатами  индустриальной капиталистической  модернизации.

   На сегодняшний  день существует несколько типологий  социальной политики в зависимости  от параметров сравнения социально-политических  систем. Выделяют модели:

  - скандинавскую, континентальную,  европейскую, трансатлантическую  англо-саксонскую;

   - бисмаркскую и бевериджскую;

   - резидуальную (остаточную), институциональную и достижительную.

   Классификация социальных  государств, разработанная Г. Эспинг-Андерсеном, включает три типа: либеральный режим, консервативно-корпоратистский и социально-демократический, а точнее, либерально-социалистический (скандинавские государства, где принципы универсализма социальных прав соседствуют с нерушимостью индивидуальной автономии, поэтому эта модель представляет собой соединение либерализма с социализмом).

   В либеральной  модели социальная помощь в  рамках определенных минимальных  социальных потребностей оказывается по остаточному принципу бедным и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добыть средства существования. По сути, речь идет об обязанности государства предоставить определенный минимум социальных гарантий всем членам общества. Консервативный принцип корпоративной социальной помощи подразумевает отдельные социальные программы для различных профессиональных и статусных групп в зависимости от трудового вклада. Социально-демократический принцип, первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада.

   В соответствии с этой классификацией система социального обеспечения в конце 1980-х годов в России, как и в других социалистических странах, формально приближалась к социально-демократической модели, которая в идеале выражается в следующем (черты): высокая роль местных органов управления, высокий уровень затрат на социальное обеспечение, высокая занятость, стимулируемая государством, наличие организаций частного сектора, предоставляющих услуги, акцент на обязательном страховании, налоговое перераспределение денежных средств, причем главными источниками финансирования выступают государство и муниципалитеты.

  Однако в реальности  под давлением монопартийной идеологии социальная политика социалистического режима была практически лишена независимости, поэтому основные характеристики социалистической системы государства всеобщего благосостояния в интерпретации Эспинг-Андерсена - это антилиберальная направленность, иерархичность, статичность, смесь социалистических идей с консервативными элементами политики.

  Российская система  социального обеспечения изменялась  на протяжении XX века под воздействием  процессов глобальных и локальных  трансформаций, бюрократической  рационализации, смены идеологий,  формирования рыночных отношений, децентрализации и развития институтов гражданского общества.

   С начала 1990-х годов  под воздействием радикальных  социально-экономических реформ  медленно происходит существенное  изменение основных акцентов  социальной политики. Конституция  Российской Федерации 1993 года  провозгласила Россию социальным  государством, тем самым была  декларирована концепция социальной  политики, нацеленная на повышение  качества жизни всех граждан  и сдерживающая распространение  социального риска. В условиях  резкого падения уровня жизни  населения, роста безработицы,  преступности, бедности, отставания  заработной платы от цен потребительского  рынка Правительство России было  вынуждено идти на постоянное  повышение зарплаты, пенсий и  пособий, несмотря на требования  Международного валютного фонда  о снижении социальных расходов. Дальнейшее углубление экономического  кризиса потребовало радикального  реформирования существующих социальных  обязательств государства, чтобы  привести их в соответствие  с реальными экономическими возможностями  страны. В связи с этим в  конце 1990-х годов обсуждались  новые принципы российской социальной  политики, концепция адресной социальной  помощи, повышение качества социальных  услуг населению, стратегия активизации  человеческих ресурсов, развитие  гражданской инициативы.

   Программа адресной  социальной помощи нацелена на  решение проблемы бедности, обусловленной  целым рядом взаимосвязанных  субъективных и объективных (экономических,  социальных, политических) факторов, специфических  для России. Однако реализация  этой программы создает немало  организационных и экономических  проблем. Большая часть бюджета  расходуется на финансирование  учреждений и мероприятий в  ущерб непосредственной помощи  нуждающимся семьям.

Информация о работе Экономические основы социальной работы