Экономические и социальные ресурсы позитивных и социальных изменений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Понятием "социальные изменения" обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. В свою очередь, инновация есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде. К социальным нововведениям относятся: экономические, организационные, культурные, к вещественным – продуктовые, технологические и другие. Цель данной работы - раскрыть влияние экономических и социальных ресурсов на позитивные социальные изменения в современной России.

Содержание работы

Введение 4
Раздел 1. Понятие социальных изменений, экономических и социальных ресурсов 6
Понятие и виды социальных изменений 6
1.2. Экономические и социальные ресурсы 9
Раздел 2. Ресурсы как средство социальных изменений человечества 12
2.1. Освоение человечеством ресурсов 12
2.2. Инновационный характер проходящих социальных изменений 13
Раздел 3. Практическая реализация социальных изменений в муниципальном образовании Серпуховский район 16
3.1. Молодежная политика в рамках муниципального образования 16
3.2. Программно-целевой подход в управлении муниципальной молодежной политикой 18
Заключение 25
Библиографический список 28

Файлы: 1 файл

Курсовая соц изменения.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Социальные   ресурсы  составляют ядро всей системы ресурсов, не распаковав которые невозможно получить эффективные результаты от реализации любых видов ресурсов - материальных, хозяйственных, природных и т.д.6. Они часто совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус - социальный ресурс. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Эффективное использование ресурсов общества –  аксиома разумного хозяйствования. В условиях реформирования российской экономики, решения задач по ее стабилизации и обеспечению национальной безопасности бережное отношении ко всем видам  ресурсов, их рациональное использование стало насущной проблемой.

Понятие  социальные   ресурсы  используется в самых различных значениях. Одной из причин такого разнообразия является полисемантичность, неопределенность понятий ресурсы, резервы и потенциал.

Мобильность экономических ресурсов состоит в их способности перемещаться между отраслями, регионами, странами7. Применительно к каждому экономическому ресурсу степень мобильности будет различна и будет зависеть от множества как объективных, так и субъективных факторов. Например, минимальная мобильность будет у экономического ресурса – земли, так как невозможно изменить ее географическое положение. Наибольшей мобильностью отличаются человеческие ресурсы, которые способны перемещаться между национальными экономиками.

Важным свойством экономических  ресурсов является их взаимозаменяемость, которая состоит в способности заменить один экономический ресурс на другой.

В рамках национальной экономики обращение  экономических ресурсов происходит на соответствующих им рынках (например, рынок капитала, рынок труда). Внутри этих рынков также существует определенная сегментация (например, рынок труда состоит из сегмента менеджеров, экономистов, инженеров).

 

 

Раздел 2. Ресурсы как средство социальных изменений человечества

2.1. Освоение человечеством ресурсов

Социальное  устройство человеческих сообществ  в существенной степени зависело от обеспеченности ресурсами (территория, биосфера, ископаемое сырье, водоемы и т.п.). Двигаясь из Африки за ресурсами Homo sapiens 12 тыс. лет назад уже расселился по всей Земле. Такая экспансия сопровождалась отбором инициативных, сообразительных, авантюрных людей8. Новые места проживания требовали адаптации к почвам, животным, климату. Экспансия, как и трудовая деятельность, также совершенствовала мозг. Может быть, по этой причине Африка – прародина человечества, является одним из самых отсталых регионов на Земле. Этот регион в какое-то время потерял самую активную часть популяции.

В отличие  от животных человек постоянно расширяет  доступ к ресурсам. Исчерпав собирательство, перешел к выращиванию растений и животных. Исчерпание плодородия почв  породило агротехнику удобрений. Использовав ресурсы самородных металлов, перешли на их добычу из бедных месторождений. Человек быстрее биосферы изобретает новые технологии выживания и расширяет ресурсную базу. Поэтому, в целом, дефицита ресурсов не бывает. Исчерпание одних ресурсов компенсируется другими.

Отсутствие заметной эволюции  человека за последние 40 тыс. лет не отменяет мутационные процессы, которые могут привести к деградации генома. Чаще всего мутации бывают вредными и бесполезными. Человек исключил естественный отбор – эффективный механизм изъятия “плохих” мутаций и это может привести к вырождению человечества.

Примерно с середины 20-х годов  ХХ века более или менее объективное  исследование реальной ситуации в обществе, экономических, социальных и политических проблем в Советском Союзе все в большей степени подменялось конструированием умозрительных идеологических схем и доктрин, типа "полной и окончательной победы социализма", "социально-политического и морального единства советского народа", "построения развитого социализма и постепенного перехода к коммунизму" и многих других. В итоге социальные науки, объявлявшиеся глубоко партийными, т.е. обязанными строго следовать программным директивам КПСС, разъяснять и пропагандировать их, зачастую принимали и выдавали желаемое за действительное. Но, нужно отметить, что настоящая научная мысль, которая не переставала биться даже в самые сложные, тяжелые времена, по большей части оказалась непричастной к тем реальным социальным изменениям, которые имели место в обществе, непричастна ни к механизму функционирования различных государственных, общественных и хозяйственных структур, ни к принятию крупных решений общегосударственного или местного уровня.

Однако современное развитое общество с его огромным промышленным потенциалом, производственным аппаратом, развитой инфраструктурой, общество, в котором на разных уровнях управления ежеминутно принимаются в совокупности миллионы решений, коренным образом отличается от общества XIX и тем более XVIII столетия. Современное общество – такой сложнейший организм, который и на общегосударственном, и на региональном и отраслевом уровнях не может управляться и видоизменяться по старинке, методом проб и ошибок, с помощью импровизации, неожиданных озарений. Функционировать, изменяться, развиваться оно более или менее нормально без науки, без научных рекомендаций не может. Современный этап научно-технического прогресса в развитых странах основывается на такой технико-экономической и интеллектуальной базе, которая требует постоянной ориентации не только на научно-технические, но и на организационно-управленческие и социальные нововведения. Во всех странах с развитой рыночной экономикой идет поиск новой государственной политики в сфере нововведений, ориентированной на создание в обществе и в экономике постоянного стимула к новаторству и предприимчивости. Постоянные и систематические социальные нововведения становятся формой устойчивого функционирования всего социального организма.

Таким образом, в современных условиях игнорировать происходящие социальные изменения просто невозможно. Рассмотрим очевидный пример.

2.2. Инновационный характер  проходящих социальных изменений

Главным неисчерпаемым  ресурсом человечества является информация и интеллект9. Этот ресурс никогда не истощается и позволяет решать  энергетические и сырьевые проблемы. В этом состоит главное отличие человека от других живых существ. Линия развития и использования интеллекта в человеческой истории является доминирующей и закономерно продолжающей линию развития информации во Вселенной. Только интеллект, а значит управляемое развитие, спасет от гибели разум появившийся на Земле. Современный интеллект не видит способов реализации многих пунктов программ развития ноосферы.

Будущее технических аспектов видится более определенно, чем  проблем социальных. Звучат призывы: «Ребята, давайте жить дружно». Давайте прекратим воевать. Все люди на Земле должны быть равны. Неравенство в развитии между странами должно быть преодолено. Устранение всех форм насилия. Высочайшая нравственность. Сохранение биоразнообразия биосферы. Безопасность от космических и земных катастроф. Освоение космоса человечеством.

Задача общечеловеческого  интеллекта - найти способы решения  выше перечисленных деклараций, определить их реальность в будущем. История  человечества является свидетелем того, что эти призывы являются составными частями нравственных устоев многих религий, идеологий, философий. Однако «воз и ныне там». На фоне принципа «не убий» человечество пережило около 14 тыс. войн. Формирование  коммунистической нравственности осуществлялось путем физического уничтожения плохих, несознательных.

Социальные программы  лишь слегка маскируют генетические программы поведения человека и в экстремальных ситуациях в человеке просыпается зверь10.

Не следует думать, что  в геноме человека собраны только эгоистические программы поведения. Существует масса альтруистических программ, которые следует развивать, усиливать, дополнять социальным воспитанием, но технологии этого процесса пока неизвестны. Попытки «промывать мозги» населению страны (методами средств массовой информации или какими - то техническими средствами вмешательства в мозг, в программы поведения) всегда воспринимаются антагонистично. Человечество  в своем массовом сознании, провозглашая исключительность человека в праве на разум, на труд, на абстрактное мышление, на права человека.

Качественно более высокая производительность труда развивающихся в настоящее  время в человеческом обществе «постиндустриальных» технологий (информационных и энергетических), по сравнению с предшествующими им «индустриальными» технологиями, имеет глубокие социальные и эволюционные последствия. Индустриальные технологии нуждались в максимальном вовлечении в производство всех членов общества, когда каждый человек является ресурсом производства. Им был нужен сравнительно небольшой социальный слой собственников в виде, который обеспечивал бы власть в обществе («Властная Элита») и заставлял работать основную массу общества, превращая эту массу в управляемое «стадо», неспособное к осознанию своих прав и интересов.

Таким образом было показано, что под  понятием "социальные изменения" обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени  в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Иначе говоря – это переход социального объекта  из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения.

Все виды социальных изменений тесно связаны между собой: изменения, одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов11.

Важным  этапом социальных изменений является инновация, т.е. зарождение, появление  и укрепление новых элементов.

Социальные   ресурсы  составляют ядро всей системы ресурсов, не распаковав которые невозможно получить эффективные результаты от реализации любых видов ресурсов - материальных, хозяйственных, природных и т.д.. Они часто совпадают с экономическими ресурсами.

Главным неисчерпаемым ресурсом человечества является информация и интеллект. Этот ресурс никогда не истощается и позволяет решать  энергетические и сырьевые проблемы. В этом состоит главное отличие человека от других живых существ.

Качественно более высокая производительность труда развивающихся в настоящее время в человеческом обществе «постиндустриальных» технологий (информационных и энергетических), по сравнению с предшествующими им «индустриальными» технологиями, имеет далеко идущие социальные и эволюционные последствия.

Раздел 3. Практическая реализация социальных изменений

3.1. Молодежная политика в рамках муниципального образования

Муниципальная молодежная политика выступает  важнейшим инструментом формирования, развития и активного использования  потенциала молодого поколения. В муниципальных образованиях государственная молодежная политика проводится через отраслевые органы местной власти, на которые в соответствии с п.34 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложены функции по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью12.

Осуществляя государственные полномочия по реализации муниципальной молодежной политики, органы местного самоуправления вправе издавать акты по вопросам реализации государственных полномочий; направлять обоснованные предложения в орган, обладающий полномочиями по составлению и исполнению бюджета, в части уточнения соответствующего норматива в случае изменения в течение финансового года ожидаемых объемов расходов на осуществление государственных полномочий по сравнению с утвержденными нормативами; вносить в установленном порядке предложения в органы государственной власти по принятию, изменению нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в области государственной молодежной политики. А также получать в органах государственной власти консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления переданных государственных полномочий.

В обязанности органы местного самоуправления входит определение органов и  должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных осуществлять деятельность по реализации государственных полномочий; ведение учета и обеспечение надлежащего использования материальных средств, переданных для осуществления полномочий; использование финансовых средств, выделенных по целевому назначению; представление в специально уполномоченных органах исполнительной власти отчетов об осуществлении переданных государственных полномочий и расходовании финансовых средств; представление информации, материалов и документов, связанных с осуществлением государственных полномочий, по запросу органов государственной власти. Кроме того, органы местного самоуправления должны оказывать необходимое содействие специально уполномоченным органам исполнительной власти в осуществлении контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий и возвратить неиспользованные финансовые средства, а также материальные средства в случае прекращения осуществления государственных полномочий.

Муниципальная молодежная политика —  совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив13. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации. Молодежная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет.

Реализация основных направлений  муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять  целостность общегосударственной  молодежной политики. Основные направления, программы и проекты молодежной политики целесообразно реализовать  в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории.

Молодежная политика на муниципальном  уровне, тесно связанная с государственной  политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. Последний предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей, способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения.

Информация о работе Экономические и социальные ресурсы позитивных и социальных изменений в РФ