Экономическая наука о гармонии интересов Генри Чарльза Кэрри

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Наиболее известными представителями Экономической теории были: во Франции — Ф. Бастиа, в США — Г. Ч. Кэри. Бастиа, которого К. Маркс характеризовал как «... самого пошлого, а потому и самого удачливого представителя вульгарно-экономической апологетики», стремился доказать, что современное ему буржуазное общество является «самой прекрасной, совершенной, прочной, всемирной и справедливой из всех ассоциаций».

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 36.08 Кб (Скачать файл)

Введение

 Наиболее  известными  представителями Экономической  теории были: во Франции — Ф. Бастиа, в США — Г. Ч. Кэри. Бастиа, которого К. Маркс характеризовал как «... самого пошлого, а потому и самого удачливого представителя вульгарно-экономической апологетики», стремился доказать, что современное ему буржуазное общество является «самой прекрасной, совершенной, прочной, всемирной и справедливой из всех ассоциаций». Отрицая противоречия капитализма, его классовые антагонизмы, Бастиа изображал буржуазное общество как гармоническое, основанное на взаимном оказании услуг. Он отрицал объективное содержание стоимости, создаваемой в процессе производства товаров. Стоимость (или ценность, по терминологии Бастиа) «есть отношение между двумя обменными услугами». Эти «услуги», по Бастиа, оказывают не только рабочие, но и капиталисты, и землевладельцы. Доход капиталистов, прибыль он определял как вознаграждение за отсрочку потребления капитала, а земельную ренту, которую он считал процентом на капитал, вложенный в землю, — как вознаграждение за услуги землевладельца и его предков по возделыванию и улучшению земли. Идею экономической гармонии Бастиа распространял как на производство, так и на распределительные отношения буржуазного общества. По его мнению, доля капиталистов в созданном продукте падает, а доля рабочих растет. Единственное, что может нарушить гармонию, это вмешательство государства в экономические отношения людей. Он выступал за неограниченную свободу конкуренции, полную свободу предпринимательской деятельности, т. е. за ничем не ограниченное развитие капитализма.Другой вариант Г. и. т. возник в США, её творцом был Кэри. Он не только защищал капитализм, но и оправдывал рабство, существовавшее на Ю. США. Кэри пытался доказать наличие в буржуазном обществе «полнейшей гармонии всех истинных и настоящих интересов». В основу своей теории он положил «закон распределения». «Из всех законов, установленных наукой, — писал он, — это, вероятно, самый прекрасный закон, так как действие этого закона состоит в установлении полной гармонии реальных и истинных интересов различных классов человеческого общества», Обоснование «идентичности интересов» пролетариата и буржуазии построено у Кэри на неправильном бездоказательном утверждении, будто в капиталистическом обществе зарплата растет вместе с повышением производительности труда, вследствие чего различие в экономическом положении рабочего и капиталиста постепенно стирается. Рисуя самыми радужными красками положение негров на рабовладельческих плантациях, Кэри пытался обосновать наличие гармонии интересов рабов и рабовладельцев.Идею гармонии интересов, выдвинутую вульгарной политической экономией, восприняла и продолжила буржуазная политическая экономия 20 в. Г. и. т. стала составной частью апологетической концепции «предельной производительности», ставящей целью затушевать антагонистические противоречия современного капитализма. Согласно утверждениям одного из виднейших проповедников этой концепции американского экономиста Дж. Б. Кларка, никакой эксплуатации в капиталистическом обществе не существует, а имеет место сотрудничество различных классов, сообща участвующих в производстве и делящих между собой доход в соответствии с производительностью того фактора производства (труда или капитала), которым обладает каждый из них . На идеях гармонии классовых интересов основаны современные апологетические концепции «соучастия», «социального партнерства», «народного», «коллективного» капитализма и др., направленные на то, чтобы теоретически обосновать «народный» характер современного капитализма и убедить трудящихся в необходимости поддерживать его.  

      
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         

          1Экономическая наука о гармонии интересов Генри Чарльза Кэрри 

Генри Чарльз Кэри (1793—1879) явился родоначальником американской буржуазной политической экономии, создателем ее методологии, которая широко используется и в современной буржуазной политической экономии США.Кэри написал ряд экономических работ. Наибольшей популярностью в буржуазной литературе пользуются его «Принципы политической экономии» (1837 г.) и особенно «Руководство к социальной науке» (1865 г.). Методологической основой экономической системы Кэрри является полное отождествление социальных законов с физиологическими, естественными законами. Это отождествление возводится им в важнейший принцип политической экономии. Исходя из этого Кэрри трактует и предмет политической экономии, задачи социальной науки. Предметом политической экономии, по его мнению, являются не закономерности общественного развития, а человек, индивидуум и его поведение, направленное на улучшение своего положения.«Социальная наука,— пишет Кэри,— имеет предметом человека и его деятельность, стремящуюся поддерживать и улучшать свое положение. Она есть наука о законах, управляющих человеком в его деятельности, стремящейся упрочить за ним высшую степень индивидуальности и развить в нем наибольшую склонность к ассоциации с себе подобными». Кэри, как и каждый вульгарный экономист, совершенно игнорирует определенную специфическую общественную форму производства. Он говорит о производстве вообще, в полном отрыве от его классовой-общественной структуры. Вместо определенного способа производства в центре внимания Кэри — Робинзон Крузо и Пятница, живущие на необитаемом острове. Из их опыта Кэри и пытался вывести законы политической экономии, определить ее категории. Совершенно очевидно, что он избрал этот методологический прием специально для того, чтобы затушевать антагонистические отношения, существующие в буржуазном обществе, подменить, отношение классов к средствам производства отношением человека к природе.Именно в этом плане, плане подмены социальных классовых отношений отношением человека к природе (одинаковым для всех формаций), Кэри трактовал все основные категории политической экономии. Отвергая принцип трудовой теории стоимости, он пытался вывести стоимость из степени подчинения, освоения человеком природы. Определив полезность вещи как «мерило власти человека над природой», Кэри определял стоимость, (по его терминологии «ценность») как «мерило силы природы над человеком,— мерило сопротивления, оказываемого природою относительно удовлетворения его желаний». Это идеалистическое и совершенно бессодержательное определение.Особую услугу буржуазии оказал Кэри своей трактовкой важнейшей категории политической экономии капитализма — капитала. Как к проблеме стоимости, так и к проблеме капитала он подходил с меркой отношения человека к природе. Он совершенно игнорировал сущность капитала как специфической особенности буржуазного общества. Капитал, по мнению Кэри,— орудие господства человека над природой, причем в понятие капитала включается и пища, и умственные силы человека и пр.«Капитал,— писал он,—есть орудие, посредством которого приобретается это господство, имеет ли оно форму пищи, умственно» и физической силы, форму луков, лодок, кораблей, земли, домов, фабрики заводов».Исходя из этой ненаучной трактовки Кэри утверждал, что уже у Робинзона Крузо был капитал в виде потребленной им пищи, лука и прСтремление любым способом замаскировать действительную сущность капитала продиктовало Кэри его абсурдную теорию накопления капитала. Уподобляя общественное производство кругообороту в природе, он утверждал, что капитал порождается капиталом, одна его форма превращается в другую. Так, пища, потребленная Робинзоном Крузо, была капиталом. Потребление превратило ее в капитал другой формы — она «приняла высшую форму умственной и физической силы». Эта сила в свою очередь появилась потом в форме лука, увеличенных запасов и высшего качества пищи, и так бесконечно.Эта «физиологическая» трактовка накопления капитала настолько нелепа, что даже не была воспринята последующими вульгарными экономистами.С антинаучных апологетических позиций Кэри пытался опровергнуть экономическую теорию Рикардо, особенно его теорию стоимости. Живя в более поздний период, чем Рикардо, в период более развитой классовой борьбы, Кэри понимал, что теория стоимости Рикардо и особенно его учение о противоположности прибыли и заработной платы неопровержимо вскрывает факт антагонистических противоречий между буржуазией и пролетариатом.Как ярый апологет буржуазии Кэри усматривал в этом учении Рикардо теоретическую основу коммунизма. Он нападал на рикардианскую теорию с такой яростью, как будто Рикардо не констатирует существующие противоречия в капиталистическом обществе, а сам насаждает их.«Система Рикардо,— писал Кэри,— есть система вражды и стремится возбудить войну как между сословиями, так и между нациями».В противовес рикардианской теории о противоположности прибыли и заработной платы, Кэри выдвинул «общий закон распределения», заимствованный им у Бастиа, который заключается якобы в том, что «доля работника в возросшем количестве произведений постоянно возрастает, между тем как доля капиталиста пропорционально уменьшается».Кэри формулировал этот «закон» совершенно бездоказательно, оперируя надуманными произвольными арифметическими примерами о распределении продукта в каменном, бронзовом и железном веке, т. е. именно в те периоды, когда ни капиталистов, ни рабочих как раз не было.Сам Кэри придавал этому «закону» универсальный характер, он называл его «великим законом». По его мнению, этот «закон» в полной мере обеспечивает гармонию классовых интересов в обществе, исключает какие-либо противоречия при капитализме. Говоря об этом «законе», он писал: «Из всех законов, — открытых наукой, он может быть самый прекрасный, будучи именно тем началом, которое устанавливает совершенную гармонию реальных и истинных интересов между различными классами человеческого рода».«Теория» гармонии классовых интересов занимает центральное место в теоретических построениях Кэри. Маркс оценивая Кэри, назвал его в ряду других экономистов «апостолом гармонии». Кэри использовал свою теорию гармонии не только для защиты капитализма, но и рабовладения, имевшего место в южных штатах. При описании рабовладельческой системы он совершенно игнорировал ее антагонистический характер и расписывал, как говорит Маркс, кооперацию, основанную на рабском труде, «в виде форм свободной ассоциации».Одной из главных составных частей теории гармонии Кэри являлась его теория заработной платы. В работе «Опыт исследования уровня заработной платы» (1835 г.) он выдвинул положение о том, что якобы различные национальные заработные платы прямо пропорциональны производительности национального рабочего дня. Из этого он сделал вывод, что заработная плата вообще повышается или падает пропорционально производительности труда. Социальный смысл этого утверждения ясен: оно было выдвинуто для того, чтобы попытаться доказать рабочему классу, что он получает полную меру своего труда и его производительности.Марксистский анализ производства прибавочной стоимости полностью разоблачает антинаучную, вульгарную сущность теории заработной платы Кэри. Рост производительности труда при капитализме не ведет к повышению заработной платы, а увеличивает лишь прибыли капиталистов, поскольку служит основой роста прибавочной стоимости. Повышение производительности труда в отраслях, производящих средства существования, понижает стоимость рабочей силы, а стало быть, уменьшает то количество часов рабочего дня, которое тратит рабочий на ее воспроизводство.Тем самым увеличивается количество рабочих часов, затрачиваемых на капиталиста. Кроме того, повышение производительности труда создает экономию средств производства и дает дополнительный чистый выигрыш капиталистам. Таким образом, рост производительности труда не только не увеличивает пропорционально заработную плату, но и усиливает власть капитала над трудом. Теория заработной платы Кэри под названием производительной теории заработной платы широко бытует в современной буржуазной политической экономии и служит одной из теоретических основ наступления монополий на жизненный уровень трудящихся. «Тайным источником» гармонической теории Ф.Бастиа послужили сочинения американского экономиста Генри Чарльза Кэри (1793-1879), автора сочинений "Принципы политической экономии" и "Основания социальной науки". Эти произведения отражают своеобразие исторического развития США в первой половине XIX в. Победа над Англией в борьбе за независимость, обилие свободных земель и других природных богатств, широкая иммиграция, импорт капитала и технической культуры Старого Света ускорили развитие капитализма и экономический подъем США. Все это, при относительной неразвитости противоречий буржуазного общества, создавало иллюзию о солидарности интересов различных классов американского общества. Проповедь гармонии интересов увязывалась у Кэри с защитой протекционизма, в котором нуждалась не окрепшая еще американская промышленность перед лицом английской конкуренции. Этим в значительной мере объяснялось резкое осуждение им системы Смита-Рикардо, которая защищала свободу торговли. Методология социальной науки, которую Кэри противопоставил классической политической экономии характеризовалась рядом особенностей. Главная из них состояла в отождествлении законов развития общества с естественными законами. Все экономические законы, считал он, выражают не отношения между людьми, а их отношение к природе. Отсюда следовало, что предметом политической экономии являются не закономерности развития общественного производства, а человек и его поведение, направленное на удовлетворение своих потребностей. Подобная методология предопределила подход Кэри к исследованию экономических категорий. Так, например, трудовой теории стоимости классиков он противопоставил свою теорию стоимости, согласно которой стоимость есть мера противодействия, которое людям необходимо преодолеть, чтобы добыть необходимые жизненные средства. А капитал он трактовал как орудие, посредством которого человек приобретает возможность управлять силами природы. Неприязнь Кэри к учению классической школы имела своим источником признание Рикардо существование при капитализме антагонистических классовых противоречий. Систему Рикардо он называл системой вражды, которая стремится возбудить войну, как между сословиями, так и между нациями. В опровержении теории Рикардо и состояла главная цель Кэри. Учению Рикардо он противопоставил свою теорию о гармонии интересов между различными классами:' буржуазного общества. В основу своей теории "гармонии интересов" Кэри положил выведенный им "закон распределения”, который был направлен против учения Рикардо о доходах. Он гласил: с ростом производительности труда доля рабочих увеличивается абсолютно и относительно, а доля капиталистов, увеличиваясь абсолютно, относительно падает. Следовательно, благосостояние рабочих при капитализме возрастает быстрее, чем доходы капиталистов. Для обоснования этого тезиса он сконструировал особую теорию издержек производства, согласно которой стоимость определяется издержками воспроизводства товара. Но с ростом производительности труда затраты на воспроизводство продуктов, в том числе и средств производства, уменьшаются, что якобы ведет к падению ценности капитала, который Кэри отождествлял со средствами производствам и снижению процента. В результате этого доля продукта труда, достающаяся собственнику капитала, уменьшается. Соответственно растет ценность труда и его доля в продукте. Кэри попытался доказать существование "гармонии интересов" и между капиталистами и землевладельцами. Он выступил против теории земельной ренты Рикардо и попытался опровергнуть ее исходный пункт-тезис о вовлечении в обработку худших по качеству земель. Абсолютизируя условия ведения сельского хозяйства в США, он утверждал, что везде имеет место переход от обработки худших земель к лучшим. Это якобы ведет к снижению земельной ренты, что выгодно и капиталистам, и рабочим. Более того, он фактически отрицал земельную ренту как таковую, сводя ее к разновидности процента на вложенный в землю капитал. Тем самым он устранял всякие экономические различия между капиталистами и землевладельцами. Краткая характеристика экономических взглядов Г.Ч. Кэри позволяет сделать вывод о том, что его вклад в развитие политической экономии был незначительным. Его место в истории экономической мысли исчерпывается ролью первого, более или менее крупного американского ученого экономиста. Теория Кэри является оригинальной, поскольку факты, которые он анализирует, характерные только для Америки. Поэтому его экономические взгляды были в меньшей степени космополитическими, чем в европейских экономистов, чьи взгляды он разделял. Исследование закономерностей развития национального хозяйства и анализ производительной силы единства общества обеспечили ему признание немецкой национальной школы, которая считала предметом политической экономии национальное хозяйство. Впоследствии Кэри использует эти идеи.

 

       2Экономическая наука о гармонии интересов Клода Фредерика Бастиа 

 
Теория экономической гармонии Бастиа — это одна из многих ненаучных меновых концепций. Он видел основы экономической гармонии буржуазного общества в обмене. Заимствуя теорию услуг Сэя, Бастиа характеризовал обмен как обмен услугами, которые оказывает один «индивидуум» другому «индивидууму». В отличие от Сэя, который под услугой понимал прежде всего услуги, оказываемые вещами, предметами, Бастиа говорил лишь о личных услугах, оказываемых людьми друг другу в обмене, и пытался подвести теоретическую базу под свой отказ говорить об услугах, оказываемых вещами. Поскольку последние оказываются даром, не требуют вознаграждения, постольку, утверждал он, о них вообще вопрос может не стоять. Вознаграждению подлежат лишь услуги, оказываемые человеком. Это вознаграждение заключается в обмене услугами, т. е. одна услуга служит вознаграждением другой.Само же понятие «услуги» он растворял в бессодержательном понятии «усилие», которым характеризовал все отношения членов общества между собой. На этой основе Бастиа отрицал какое-либо объективное содержание стоимости, связанное с процессом производства материальных ценностей, товаров. Он определял стоимость как «отношение между двумя обмененными услугами», или обмененными усилиями. «Когда два лица,— пишет Бастиа,—взаимно уступают друг другу свои настоящие усилия, или результаты своих предшествующих усилий, то они служат друг другу, взаимно оказывают одно другому услугу. Следовательно, ценность есть отношение между двумя обменными услугами. Понятие о ценности впервые явилось тогда, когда человек сказал своему ближнему: сделай это для меня, а я сделаю вот это для тебя». Бастиа совершенно сознательно оторвал услуги от их предметной материальной формы, специально «развивая» теорию Сэя в том направлении, что понятие услуг распространяется только на процесс обмена. Он тем самым пытался воспользоваться внешней видимостью отношений капитала и труда, как они проявляются в обмене, и выдать эту видимость за сущность классовых отношений буржуазного общества. В процессе обмена, при купле-продаже рабочей силы, капиталисты и рабочие выглядят совершенно равноправными членами общества. Их истинные отношения раскрываются лишь в процессе производства, где капиталист безвозмездно присваивает труд рабочего. Бастиа поэтому и пытается ограничиться лишь первой ступенью, отношений капиталистов и рабочих — обменом — и всячески замаскировать процесс производства. «Действительный процесс присвоения совершается только в действительном процессе производства, для которого пройденным уже этапом является указанная первая, формальная сделка, где капиталист и рабочий противостоят друг другу просто как товаровладельцы, относятся друг к другу как покупатель и продавец. Поэтому-то все вульгарные экономисты, например Бастиа, не идут дальше этой первой, формальной сделки,— для того именно, чтобы мошеннически отделаться от специфически капиталистического отношения»Игнорируя какие бы то ни было противоречия капитализма, его классовые антагонизмы, Бастиа расписывал буржуазное общество как гармоничное общество, основанное на взаимном оказании услуг. Он пытался доказать, что при капитализме нет и не может быть никакого принуждения, потому что все производят полезные вещи с единственной целью получения других полезных вещей. Интересы всех гармоничны, потому что каждый заинтересован в другом.Единственно, что, по мнению Бастиа, может нарушить гармонию,— это вмешательство государства в столь налаженное любовное отношение членов общества друг к другу. Он выступал сторонником ничем не ограниченной свободы конкуренции, полной свободы предпринимательской деятельности, т. е., короче, ничем не ограниченного развития капитализма. Составной частью теории экономической гармонии Бастиа является вымышленный им закон распределения при капитализме, который противопоставлялся им рикардианскому учению о противоположности прибыли и заработной платы. Оперируя произвольными арифметическими подсчетами, Бастиа сделал вывод о том, что якобы доля капиталистов в созданном продукте падает (возрастая абсолютно), а доля рабочих возрастает и абсолютно и относительно. Таким образом, согласно Бастиа, интересы капиталистов и рабочих не только совпадают, но класс капиталистов оказывается несколько «обиженным» сравнительно с рабочими. Этот выдуманный «закон» особенно понравился вульгарным экономистам и явился, как, например, для Кэри, основой одной из многих теорий гармонииБастиа силился вытравить всякое классовое содержание из определения капитализма и в этих целях старался вообще обойтись без употребления понятий «капиталист», «рабочий» и т. д. В этих же целях он изгнал из политической экономии и понятие прибыли. Всякий род дохода с капитала он сводил к проценту. Процент, по Бастиа,— это, так сказать, всеобщая форма дохода капиталистов и землевладельцев.Теория процента Бастиа — это несколько видоизмененная теория «воздержания» Сениора. Отличие ее состоит в том, что если Сениор утверждал, что прибыль и капитал есть результат «воздержания» капиталистов, то Бастиа заявлял, что процент есть вознаграждение капиталистов за то, что они, авансируя капитал или давая его в ссуду, вынуждены отсрочить свое потребление каких-либо желаемых продуктов. Таким образом, процент — это, по Бастиа, не что иное, как цена жертвы капиталиста, которую он оказывает обществу своим капиталом. Так же по существу он определяет и ренту. Рассматривая ренту как процент на капитал, вложенный в землю, Бастиа определял ее как уплату за «услуги» землевладельца или его предков, которые они оказали обществу, возделывая и улучшая землю. Этим определением ренты Бастиа полностью похоронил вообще какое-либо представление о ренте как специфическом доходе от собственности на землю.
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Целью данной работы выступало изучение экономической  науки о гармонии интересов К.Ф. Бастиа и Г.Ч Кэрри 

1.Провести  анализ литературы по данной  тематике.

2. Рассмотреть  выбранный мной материал и  выбрать то что подходит к моей теме

3.Отразить  наиболее точно поставленную  пере до мной задачу

  

Из прочитанного мной материала я понял ,что экономическая  наука о гармонии интересов является ориентиром индивидуального и общественногобытия, характерна в большей степени для гомеостатических (современныхпервобытных) обществ, а также для цивилизации традиционного типа.Гармония как соразмерность, уравновешенность, дополненность внутреннегои внешнего является ценностью как индивидуального, так и общественногобытия, названных форм жизнедеятельности социума, отражая стремление кцелостности, неразграниченности восприятия мира. Но если для «народовприроды»  универсальность восприятия была связана с внело гическим, бессознательным представлением о мире как однородном и едином в своей основе, то для «народов цивилизации» она оказалась снятием глубокой рефлексии по поводу двойственного, противоречивого, двуединого основания мироздания. Аксиологический анализ ценности гармонии предполагает следующие этапы: исследование содержательного наполнения самого понятия «гармония», определение сущности и значения этой ценности в жизнедеятельности обществ различных типов (гомеостатических обществ или «народов природы», традиционного иинновационного типов цивилизации). 
 
 
 
 
 
 
 

Список  источников  и  литературы

1 Бартенев С.А.  Экономические теории и школы.  М., 1996.  
2. Всемирная история экономической мысли. М., 1987. Т.1, 2.  
3. История экономических учений. М., 1983.  
4. Майбург Е.М. Введение в историю экономической мысли. М., 1996.  
5. История экономических учений / Под ред. Боровика Ф. Минск, 1983.
 

Информация о работе Экономическая наука о гармонии интересов Генри Чарльза Кэрри