Эффективность организации и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:28, реферат

Описание работы

Корпоративная культура предприятия — это сложившийся психологический климат работы в компании. С понятием корпоративной культуры тесно связаны вопросы субординационных отношений, трудовой дисциплины, контроля поставленных задач со стороны руководства, удовлетворенности со стороны сотрудников своей работой.[1]
Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3
Эффективность организации и культура …………………………… 4
2.1. Компоненты и уровни организационной культуры ……….…….. .4
2.2. Принципы объединения усилий сотрудников ……………………. 8
2.3. Обучение как один из ритуалов корпоративной культуры ….……9
2.4. Социология и идеология компании ……………..……………… 13
3. Заключение ………………………………………………………….. ..16
4. Список литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат Корпоративная культура в предпринимательстве.docx

— 46.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Введение ………………………………………………………………….. 3
  2. Эффективность организации и культура …………………………… 4

2.1. Компоненты и уровни организационной культуры ……….…….. .4           

2.2.  Принципы объединения усилий сотрудников ……………………. 8

2.3. Обучение как один из ритуалов корпоративной культуры ….……9

2.4. Социология и идеология компании ……………..……………… 13

      3. Заключение ………………………………………………………….. ..16

      4. Список литературы …………………………………………………  ..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Корпоративная культура предприятия — это сложившийся психологический климат работы в компании. С понятием корпоративной культуры тесно связаны вопросы субординационных отношений, трудовой дисциплины, контроля поставленных задач со стороны руководства, удовлетворенности со стороны сотрудников своей работой.[1]

          Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.

           Корпоративная культура (оргкультура, будем взаимозаменять эти понятия) – нормы, ценности, правила поведения, подход к работе, принятые в компании и поддерживаемые большинством ее сотрудников. Причем, чаще всего они не регламентированы никакими внутренними документами. Если, к примеру, в вашей организации в порядке вещей приходить на работу с десятиминутным опозданием – это тоже элемент корпоративной культуры. И новые работники будут придерживаться такой же линии поведения. Простыми словами, оргкультура – это то, как люди привыкли работать и общаться в организации.

          Как добиться достойной и здоровой корпоративной культуры? Это процесс трудоемкий, требующий много сил, терпения и, главное, времени. Помните, что рыба гниет с головы. Поэтому если руководство

 

 

 

  1. Свободная энциклопедия ВИКИПЕДИЯ http://ru.wikipedia.org/

компании всячески демонстрирует пренебрежение к своим сотрудникам, то и

от них оно может  ожидать только подобного отношения. Конечно, можно начать декларировать  высокие принципы и пламенные  лозунги, срочно вводить корпоративную  символику (флаги, значки, гимн и т.п.) и придумывать систему поощрения. Но все это окажется пустой тратой времени, если не будет найден правильный подход к людям. Совет для любого руководителя – разберитесь в своих работниках, узнайте, что у них в голове. Почему они работают именно так? Что лежит в основе их мотивации? Важно осознавать, что организация – это не некий безликий механизм, запрограммированный на выполнение каких-либо функций. Это, прежде всего, люди, в ней работающие. И у этих людей есть свое понимание того, что и как делать. Идеально, если это понимание полностью совпадает с общим курсом компании и одобрено руководством.

    1. Компоненты и уровни корпоративной культуры[1]

          Корпоративная культура включает следующие компоненты:

  1. мировоззрение, направляющее действия членов организации в отношении других сотрудников и ее клиентов и конкурентов,
  2. культурные ценности, доминирующие в организации, такие как "качество продукции" или "оцениваемое лидерство", символы и мифология,
  3. характеристики поведения при взаимодействии людей, такие как ритуалы и церемонии, а также язык, используемый при общении,
  4. нормы, принимаемые повсеместно в организации, например, "заработал - получил" или как обоснованно отказаться от нового задания, к нормам относятся так называемые "правила игры", которые новичок должен освоить в процессе становления членом организации,
  5. психологический климат в организации, с которым сталкивается

 

1.Моргунов Е.Б.  Статья «Организационная культура»  на сайте www.tsyganok.ru

человек при взаимодействии с ее сотрудниками.

          Ни один из этих компонентов поодиночке не представляет культуру организации. Однако все вместе они могут дать представление о корпоративной культуре.

          Многие компоненты культуры трудно обнаружить постороннему человеку. Можно несколько недель провести в организации, но так и не понять основных положений культуры, управляющих поступками людей. Но с другой стороны, каждый новый сотрудник часто проходит через определенную процедуру знакомства с нормами, принятыми в организации, когда более опытный сотрудник детально знакомит его с тем, что и как следует делать, к кому обращаться с теми или иными вопросами, как успешно выполнить то или иное задание.

          Перечисленные компоненты представлены на нескольких уровнях, отличающихся по "обнаружимости" и "сопротивляемости изменениям".

  1. Наименее обнаруживаемый и глубинный уровень представлен мировоззрением. Это представления об окружающем мире, природе человека и общества. Более любого другого явления организационной культуры мировоззрение связано с этнической культурой и даже религиозными представлениями. В настоящее время на Западе прочно вошло в обращение и активно исследуется понятие протестантской деловой этики, в соответствии с которой человек обязан много трудиться и быть скромным в быту, лично принимать ответственность за все свои успехи и неудачи. Противоположные представления характерны для деловой культуры некоторых азиатских стран, где главной является не личная эффективность, а занимаемый пост. Такая культура может быть кратко охарактеризована словами: “Место красит человека”. Вообще говоря, этот уровень культуры часто находит свое выражение в народном фольклоре по поводу работы. Значительные трудности возникают при организации совместных предприятий, где сотрудниками являются носители мировоззрений, имеющих значительные различия. В таком случае имеется объективная почва для значительных противоречий и конфликтов среди сотрудников организации и необходимы значительные дополнительные усилия для согласования мировоззрений членов такой команды. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей не удастся. Единственное, чего можно достигнуть - это нового уровня взаимопонимания и принятия позиций представителей другой культуры. Если же специальной работы по согласованию мировоззрений не  проведено, членам такой команды не остается ничего, кроме опоры на этнические предубеждения. Например, одно из представлений, на котором некоторые западные руководители совместных предприятий могут построить процедуры и правила своего взаимодействия с “аборигенами”, состоят в видении местных сотрудников ленивыми и требующими постоянного контроля в процессе исполнения функций. Это будет означать, что потерян шанс учесть местное мировоззрение в построении отношений в организации.

          Так, в отношении все тех же азиатских сотрудников могла бы быть построена более сложная система постов, каждый из которых являлся бы поощрением за этап успешно выполненной работы и служил бы интенсификации деятельности “аборигенов”.

          Мировоззрение почти не наблюдаемо в том смысле, что не каждый человек в состоянии сформулировать основные постулаты, которые приводят в действие его поведение. И чтобы понять мировоззрение подчас требуются многочасовые беседы, в которых человека расспрашивают о мотивах его тех или иных поступков.

          С психологической точки зрения часто проще воспользоваться не объяснением человеком собственных поступков, а просьбой объяснить почему, так или иначе поступил другой человек или беседой о каком-либо местном герое. Из последней  беседы можно получить информацию о критериях успеха, культивируемых в данной социальной среде.

          С мировоззрением работать сложно, его проще учитывать и использовать, не нарушая правил, которые были восприняты членами организации “с младых ногтей”. Другие уровни организационной культуры более пластичны и поэтому могут быть развиты и изменены группой консультантов по заказу руководства организации.

  1. Следующий уровень - культурные ценности, принимаемые членами организации.

          В одних организациях сотрудники ориентированы в основном на зарабатывание  денег, в других более важными считаются технологические инновации или благосостояние сотрудников. Эти ценности могут сохраняться, даже если произошла значительная смена членов коллектива. В то же время может быть осуществлена определенная смена ценностей, которые ведут членов организации. При этом очень важно соблюсти принципы коллегиальности и произвольности.

  1. Наиболее пластичный уровень культуры - символы, включающие высказывания, произведения искусства и физические объекты, которые нагружены в культуре организации определенным смыслом. Важным элементом может стать какой-либо персонаж (живой или умерший), обладающий характеристиками в высшей степени ценными для данной культуры и служащий ролевой моделью поведения для сотрудников.

          Этот уровень культуры может быть изменен в достаточно короткие сроки. Частью такой работы занимаются многие рекламные агентства, предлагающие в качестве услуги создание нового фирменного стиля, включающего дизайн интерьера, товарных знаков, создание аналогов, одежды для сотрудников.

  1. Другой раздел этого уровня культуры - организационная мифология, внедрение которой - процесс более кропотливый. Одно из ее направлений характеризуется   высказыванием: “Народ должен знать своих героев” и предполагает создание ореола героя для кого-либо из организаторов фирмы или ее сотрудников.

          Если подходящего масштабам задачи персонажа нет, его можно привлечь со  стороны, пригласив в качестве почетного президента какого-нибудь космонавта или политического деятеля. В качестве человека - символа может быть привлечен и исторический персонаж, что конечно дешевле, например, Савва Морозов или купец Щукин. Здесь важна некая общность сферы деятельности или интересов исторического персонажа и данной организации. Если общность найдена, может быть создан музей этого человека, конкурс его имени.

          В США такой прием был также использован не однократно, в частности в отношении семьи Дж. Кеннеди была развернута система поклонения, когда здоровье его детей стало чуть ли не ежедневной темой для беседы в приличном обществе.

    1. Принципы объединения усилий сотрудников

          Принцип коллегиальности гласит, что ориентация на новые ценности должна разделяться всеми сотрудниками организации. Это означает, что нельзя принять решение о смене приоритетов исключительно руководством фирмы. Новые приоритеты должны быть вынесены на групповое обсуждение не как данность, а как последствие изменения рыночной конъюнктуры или политической обстановки. И каждый из сотрудников вправе внести те или иные предложения, которые обязательно будут обсуждены в группах. Обсуждению новых ценностей должны быть посвящены специальные собрания, технология которых отработана уже  достаточно давно.

          Принцип произвольности состоит в том, что ни одна из новых ценностей не может быть дана в готовом виде. Они могут быть предложены всего лишь в виде заготовок как проблема для обсуждения. И администрация должна быть готова к тому, что окончательные формулировки могут не иметь ничего общего с тем, что предлагалось первоначально. Единственное ее требование должно состоять в том, что, будучи принятыми коллективом ценности приобретают характер закона и должны будут неукоснительно соблюдаться.

          Если описанные принципы не были соблюдены, то новые ценности,  провозглашенные руководством, не будут приняты сотрудниками, и единственный способ их все же внедрить - это полная смена коллектива, когда каждый вновь прибывший сотрудник знакомиться с ними как с данностью и на первых порах действуют процедуры контроля за стремлением сотрудников следовать провозглашенным руководством ценностям.

          Поведение сотрудников успешно корректируется разнообразными тренингами и мерами контроля, но только в том случае если новые образцы поведения не вступают в противоречие с выше описанными уровнями организационной культуры. Поэтому работа консультантов по управлению и начинается, как правило, не с тренингов, а с анализа этих глубинных слоев  культуры в организации.

    1. Обучение как один из ритуалов организационной культуры

          Выработка и передача корпоративной культуры и ее ценностей осуществляется посредством системы ритуалов организации. Обычно выделяют четыре их типа: используемые при найме на работу; организационные (собрания, обучение и пр.); интегрирующие; отдыха и восстановления.

Информация о работе Эффективность организации и культура