Характеристика семьи в России: тенденции трансформации семейного института

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы обусловлена ролью государственной семейной политики как политического инструмента сохранения и дальнейшего развития социального института семьи, её значением в укреплении и развитии государства, демократизации общества и обеспечении устойчивости его политической системы.
В условиях политической и социально-экономической трансформации возрастает роль семьи как структуры, обеспечивающей социальную стабильность и национальную безопасность, уникального консолидирующего и интегрирующего начала во взаимодействии государства и индивидов, универсального и комфортного образа жизни, действенной системы социализации личности, воспитания патриотизма и гражданственности, транслятора культуры и духовности. В семье формируются новые стереотипы мышления и новая ментальность общества.

Файлы: 1 файл

Современная российская семья.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

2.3 Стратегия семейной политики

Современная государственная семейная политика должна быть ориентирована не только на решение первоочередных задач в условиях глобального экономического кризиса, но прежде всего на долгосрочную перспективу укрепления и развития семьи, стабилизацию демографического положения13.

Основные задачи государственной семейной политики

  • обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых областных целевых программ с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;
  • создание необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.;
  • реформирование законодательной базы семейной политики;
  • преодоление депопуляции населения через увеличение рождаемости, снижение смертности;
  • решение проблем укрепления и развития института семьи через возрождение ее исконных традиций и устоев, поддержка ценностей семейного образа жизни;
  • предоставление гарантий защищенности тем семьям, которые в силу объективных причин находятся в особых обстоятельствах и не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия (эта задача является приоритетной на современном этапе);
  • создание условий для существования многообразия семейных структур, содействие их адаптации к происходящим социально-экономическим переменам, стимулирование саморазвития их жизненного потенциала, экономической самостоятельности;
  • формирование полноценной системы социального обслуживания семьи, предоставляющей разнообразные, качественные и доступные социальные услуги;
  • организация подготовки и переподготовки специалистов, занятых в реализации семейной политики: социальных работников, социальных педагогов, психологов;
  • формирование механизмов реализации семейной политики на ближайший, средний и долгосрочный периоды.

Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций.

На основе изученных данных можно сделать следующие выводы. Государственная семейная политика, являясь важным направлением современной социальной политики, представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых федеральными, региональными, муниципальными органами управления в отношении института семьи. Государственная политика не сводится лишь к материальной помощи семье в виде пособий, компенсаций и льгот, а представляет собой комплекс мер политического, правового, медико-социального, информационно-просветительского и организационно-управленческого характера.

Текущие социально-экономические изменения в мире обостряют множество противоречий, для разрешения которых необходима сильная социальная политика, особенно в области поддержки семьи. Задачи семейной политики направлены на укрепление института семьи и повышение ее статуса в обществе, более полную реализацию репродуктивных намерений, улучшение физического, психического, нравственного и социального здоровья населения, профилактику детской безнадзорности, а также обеспечение самореализации семьи и адресность социальной поддержки семьи.

2.4 Современная семейная политика

Основные направления государственной семейной политики разработаны исходя из:

  • непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;
  • понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса;
  • признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально - экономической трансформации общества;
  • учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях14.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, - 67 процентов семей.

Еще 12 процентов супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента.

Все возрастающую долю семей составляют неполные семьи - 13 процентов. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка.

Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений.  Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально - экономического положения в стране.

В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем.

Учитывая невозможность разработки конкретных мер государственной семейной политики без детальной оценки социально - экономической ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и подъема, Основные направления государственной семейной политики включают в себя только неотложные мероприятия на переходный период.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи15.

Основные принципы государственной семейной политики:

1. Самостоятельность  и автономность семьи в принятии  решений относительно своего  развития. Экономические, правовые  и идеологические меры государственной  семейной политики должны не  регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки.

2. Равенство семей  и всех их членов в праве  на поддержку независимо от  социального положения, национальности, места жительства и религиозных  убеждений.

3. Приоритет интересов  каждого ребенка независимо от  очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.

4. Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности.

5. Единство семейной  политики на федеральном и  региональном уровнях. Утверждение Президентом Российской Федерации Основных направлений государственной семейной политики и обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

6. Партнерство семьи  и государства, разделение ответственности  за семью, сотрудничество с общественными  объединениями, благотворительными  организациями и предпринимателями.

7. Принятие на  себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами.

8. Осуществление  дифференцированного подхода в  предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе.

9. Преемственность  и стабильность мер государственной  семейной политики. Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.

Заключение

Таким образом, семья должна быть источником любви, уважения, солидарности и привязанности. Она выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Сегодня семья сталкивается с рядом острых проблем, порожденных экономическими трудностями, неразвитостью социальной инфраструктуры, несовершенством законодательства.

Эти проблемы сказываются на основных функциях семьи: репродуктивной, воспитательной, экономической.

Трансформация семьи находит свое выражение в следующих процессах.

  1. Высокий уровень разводимости, рост внебрачной рождаемости привели к увеличению числа неполных семей.
  2. Снизился жизненный уровень — плохие жилищные условия, низкий уровень семейного бюджета — безработица.
  3. Формируется нуклеарная семья, ослабевают родственные связи, растет смертность.
  4. Снизилась покупательная способность семьи — недоедание, ухудшение здоровья (особенно детей).
  5. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки родителей ведут к снижению качества семейного воспитания, к обострению конфликтности — стрессы, депрессии.

Ломка традиционных семейных стереотипов происходит на фоне социально-экономических трудностей, общей дестабилизации жизненного уклада и усиливает неустойчивость семьи.

В современном российском обществе достаточно остро ощущаются проблемы семьи, связанные экономическим и финансовым состоянием, наличием психо-эмоциональных перегрузок, жилищных проблем, асоциальным поведением взрослых и детей, насилием по отношению к членам семьи. Подобное положение российских семей есть следствие неэффективности семейной политики, проводимой в современной России. Следовательно, крайне необходимо развитие и совершенствование системы социальной поддержки и помощи семье со стороны общества и государства. Поскольку большинство российских семей не может самостоятельно справиться со своими проблемами, потому растет доверие населения к деятельности социозащитных учреждений.

Государственная политика призвана, способствовать стабилизации семейного образа жизни, укреплению позитивных тенденций в жизнедеятельности института семьи в будущем, а так же влиять на благополучие семьи, активизировать и обеспечивать позитивную динамику семейных отношений

Для укрепления и стабилизации института семьи в нашей стране сегодня важно, чтобы поддержку чувствовали все семьи, проживающие на территории государства, независимо от их социального и экономического положения. Необходим комплекс мер социальной, экономической, правовой защиты семей, оказание психологической подготовки, чтобы дать им оптимальные возможности развития.

Тем самым повысить уровень брачности, рождаемости, поднять интерес к семейным ценностям среди молодежи – а значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

 

Список использованной литературы

  1. Голод С.И. Семья и брак: ист.- социолог, анализ СПб., 2008. - 270с.
  2. Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. — М., 2008.
  3. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки. - М.,2008. - 108 с. (монография).
  4. Государственная семейная политика: проблемы социальной практики //Семья в России. - 2008. - № 1. - С. ? -18.
  5. Гражданское общество: взгляд изнутри. Сборник статей о проблемах, с которыми сталкивается российское гражданское общество, и о перспективах его развития. М., 2009.
  6. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования, 2008г. -№10. -С.62-65.
  7. Дармодехин П.Е., Елизаров В.И. Проблемы семьи и семейной политики // Социально – политический. 2008 г. -№9-10. -С.22-29.
  8. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика в России: проблемы теории и практики. М., 2008.
  9. Дармодехин С.В. Семья и государство: монография. -М., 2009. 207с.
  10. Изменение доходов семей с детьми. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. - М., 2006.-С. 189 -228 (в соавторстве).
  11. О состоянии и перспективах научных исследований проблем семья и семейной политики. - М., 2008. - 35 с. (в соавторстве).
  12. Региональные программы в интересах семьи: перечень и структуры//Семья в России. -2009. -№ 1. - С. 27- 38 (в соавторстве).
  13. Семья и семейная политика: опыт междисциплинарных исследований //Социально-политические науки. - 2009. - № 9 -10. - С. 43 – 53
  14. Семья и семейная политика: проблемы научной разработки // Проблемы семьи и семейной политики: Сб. научных работ. -М., 2008. С. 5- 11.
  15. Экспертиза в интересах семьи // Семья сегодня и завтра: нформационный вестник Комитета по делам семьи и молодежи равительства Москвы. - 2008. 5. - С. 2 - 3.

1 Семья и семейная политика: опыт междисциплинарных исследований //Социально-политические науки. - 2009. - № 9 -10. - С. 43 – 53

2 Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. — М., 2008.

Информация о работе Характеристика семьи в России: тенденции трансформации семейного института